» » » » Литературка Литературная Газета - Литературная Газета 6544 ( № 9 2016)


Авторские права

Литературка Литературная Газета - Литературная Газета 6544 ( № 9 2016)

Здесь можно скачать бесплатно "Литературка Литературная Газета - Литературная Газета 6544 ( № 9 2016)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Литературная Газета 6544 ( № 9 2016)
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Литературная Газета 6544 ( № 9 2016)"

Описание и краткое содержание "Литературная Газета 6544 ( № 9 2016)" читать бесплатно онлайн.



"Литературная газета" общественно-политический еженедельник Главный редактор "Литературной газеты" Поляков Юрий Михайлович http://www.lgz.ru/






Думается, что нет в этом забвении, точнее, непопулярности, имени Вяч. Иванова чего-то вопиющего и странного. И не только потому, что и без него богата и самобытна наша культура. Но мы еще и с Пушкиным не разобрались, насколько он актуален. Для некоторой генерации современных поэтов Серебряный и Золотой век вполне школьная архаика. А «архаист» Иванов со своим культурным багажом, вмещающим не десятилетия и даже не столетия, а тысячи лет - от античности до современности, от языческих культов до экуменизма, от пышных форм Востока до аскетизма Запада – тем более запределен. Впрочем, Иванову не привыкать. Таковым он был и для современников, духовный багаж которых и сейчас вызывает зависть.

Однако, нам также ясно, что «сокрытость» Вяч. Иванова была частью его собственной творческой сверхзадачи, о которой скажем ниже, и так же ясно, что в творчество и мысль этого художника надо вглядываться и будут вглядываться. Это не только феномен истории и теории литературы, истории творческой и религиозной мысли. Это актуальный феномен духа. Духа не успокоенного, взыскующего везде: в драме частной и общественной жизни, драме искусства, драме веры – положительных, спасительных начал.

Привычно говорить о дионисизме в ивановской поэзии, но этот культ, как и культ Озириса, как и культы Великой Матери и Жены, во многом интересен ему как культ дохристианского откровения, даваемого всем и во все времена, но услышанного, увиденного и оформленного по-разному: о жертве Бога в дольнем мире, возвещающей единство Бога, Мира и Человека (Бога и временно разъятой, отпавшей Души мира). Конечно, здесь можно и нужно видеть мысль платоническую, гностическую и наследие идей всеединства, питавших одного из явных учителей Иванова, Владимира Соловьева. Но насколько не поверхностно, оригинально, пластично, поэтично и цельно оформлен этот миф, питающийся образами разных культур и эпох! Здесь возможно подозревать головной, искусственный (в смысле противоестествен wbr /wbr ный) изыск, эклектику. Но трудно отказать истине, что утверждающее Человека, Богоутверждающее и жизнеутверждающе wbr /wbr е слово звучало всегда.

А от эклектики Иванов часто спасается простым способом – циклизацией произведений, где элементы, стихи, их сюжеты и образы, достаточно свободны, но и дополняют, отражаются друг в друге.

У Иванова истина Всеоткровения дана не только в прямой отсылке к сюжетам древних мифов и христианской истории, но и в реальности, за которой стоит, а точнее, чрез нее вполне активно встречно «сквозит» «реальнейшая реальность», поэтому его поэтические картины являют собой не конкретный, а духовный пейзаж. Солнце, закатные, «вечеровые» образы, Выси-Голгофы, Завесы, Радуги, Звезды, влажные стихии, мятущиеся и спокойные и т.д. - это устойчивые образы-маркеры такого пейзажа (обратим внимание на название книг Вяч.Иванова: “Кормчие Звезды” (1903), “Прозрачность” (1904), “Cor Ardens” (1911), “Нежная Тайна” (1912), “Свет Вечерний” (1962)).

Символические образы Вяч. Иванова не столько обращены и отражают внешнюю среду, природу, являющую Откровение, но ориентированы на «топографию» внутреннего мира человека. Солнце-Сердце, торжествующее и страдательное, Выси-Голгофы, отражающие стремление дольней души горе, Прозрачность и разнообразные Завесы, скрывающие и опосредованно являющие человеческой душе Бога, как и многие другие «зримые» образы, соединяют у Иванова опыт повседневности, откровение мира и страстной души, прозревающей Свет.

Все, что круглится сферою,

Воздвиглось обелиском

Иль сфинксом возлегло,

Что вглубь манит пещерою

Иль в высь крылатым диском

Возносится светло,

Что расцвело капителью

Иль возросло колонной,

Какому бы царю

Ни слыл чертог обителью

Иль криптой похоронной,-

Тебе поет: “Горю!”

«Палитра» Откровений Иванова бесконечна. Вот пример «реалистической» картины, таящей Всеединство:

Мгла тусклая легла по придорожью

И тишина.

Едва зарница вспыхнет белой дрожью.

Едва видна

Нечастых звезд мерцающая россыпь.

Издалека

Свирелит жаба. Чья-то в поле поступь-

Легка, легка…

Немеет жизнь, затаена однажды

И смутный луг,

И перелесок очурался каждый-

В волшебный круг.

Немеет в сердце, замкнутом однажды,

Любви тоска;

Но ждет тебя дыханья трепет каждый-

Издалека...” (“Ожиданье”)

А вот «мистическое переживание» с «дантовским отсылом»:

За четкий холм зашло мое светило,

За грань надежд, о сердце, твой двойник!

И заревом царьградских мозаик

Иконостас эфирный озлатило.

Один на нем начертан строгий лик.

Не все ль в былом его благовестило?..” («Предчувствие)

Такое изображение можно было бы назвать иконным (иконическим), видеть в подобных картинах статику, поэтическое сознание рассматривать как созерцательное, а слог определять как архаизированный и вычурный…

Однако - у Иванова мы чаще встречаем не торжественную оду, а экстатический дифирамб или молитвенное предстояние, не пассивное наблюдение, описательность, а тихую (или не очень – в гимнической античной традиции) встречу с Божественным чудом мира, Богом, «Нежной тайной» их единства. Это вполне активное и встречное взаимодействие.

«Архаичное» же слово для поэта Откровения – способ отвлечься от обыденности, а поэзия для него – служение непреходящим ценностям.

Вяч. Иванов рассматривал свое поэтическое искусство, как и искусство вообще, как дело общественное.

«Дело общественное» здесь не есть угода вкусам толпы (ограниченной, самодовольной и бездуховной черни), но прямо и исподволь организация этой толпы в духовное единство. Строительной силой здесь является вера, положительный пафос Откровения об уже упомянутом единстве Бога, мира и человека, победы жизни над смертью.

Иванов, видимо, определял сверхзадачу искусства, имея в сознании мифологический, но реальный для поэта-ученого, опыт орфиков, роль которых он видел в том, что они «гармонизировали wbr /wbr » хтонические представления греков, придали богам, т.е. и силам мира, антропоморфные черты, «повернули» мир и его Смысл к человеку. Этот «олимпийский» культ, вмещавший и стихию дионсийства, и аполлоновский покой, «оформил» душу человека, стал духовным прозрением, создал само искусство. И в настоящем художник тоже должен исподволь, обращаясь к хранимым и хранительным образам всего человечества, строить сознание и дух современных людей.

Отметим, что для Иванова языческое благочестие не было антихристианство wbr /wbr м, а орфизм он вообще считал доктриной протохристианско wbr /wbr й.

Интересно в смысле поставленных перед художником задач последнее и незаконченное произведение Вяч. Иванова, над которым он трудился почти 20 лет и материал которого впитал весь творческий, метафизический и жизненный опыт. Это «Повесть о Светомире царевиче».

Несмотря на предпринятые в последние годы усилия филологов, публикацию текста в комментируемой серии «Литературные памятники» (Вячеслав Иванов. Повесть о Светомире царевиче/ Изд. подготовили А.Л.Топорков, О,Л.Фетисенко, А.Б.Шишкин — М. Ладомир, Наука, 2015), по-прежнему остаются справедливы словаТомаса Венцлова, еще в конце 80-х годов заметившего, что «Повесть» Иванова, видимо, «единственное крупномасштабное произведение русской прозы XX века, остающееся пока не описанным и не интерпретированн wbr /wbr ым».

«Повесть», или, как дано в подзаголовке, «Сказание старца-инока», в своей жанровой ориентации не опирается на современные понятия повести, сказания или романа. Это синтетичное, наджанровое, а в замысле, видимо, «дожанровое», образование. «Повесть» Иванова отсылает скорее к «Повести временных лет», тексту, который выходит за рамки летописного свода и вбирает в себя дописьменную историю: предание, сказания, важные не столько как реальный факт, но как вычленение своего национального космоса, жизненная опора, онтологическое Начало, укореняющее настоящее в глубине существования и утверждающее настоящий порядок вещей. Таковым, кстати, и является смысл мифа, такова суть мифотворчества.

«Повесть» сочетает космическую концептуальность и онтологию мифа, героику былинного эпоса и хронотоп реальной истории, прежде всего отечественной: от борьбы со Степью до времени Ивана Грозного и преследования ересей.

Но Вяч. Иванов не воспроизводит и этот важный, конечно, для него древнерусский «канон», а расширяет его. Так ивановский «эпос» насыщается не только духовным и этическим измерениями, присущими житийной литературе, но они становятся главными.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Литературная Газета 6544 ( № 9 2016)"

Книги похожие на "Литературная Газета 6544 ( № 9 2016)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Литературка Литературная Газета

Литературка Литературная Газета - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Литературка Литературная Газета - Литературная Газета 6544 ( № 9 2016)"

Отзывы читателей о книге "Литературная Газета 6544 ( № 9 2016)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.