» » » Ямамото Цунэтомо - Кодекс Бусидо


Авторские права

Ямамото Цунэтомо - Кодекс Бусидо

Здесь можно купить и скачать "Ямамото Цунэтомо - Кодекс Бусидо" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Античная литература, издательство ЛитагентФолио3ae616f4-1380-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ямамото Цунэтомо - Кодекс Бусидо
Рейтинг:
Название:
Кодекс Бусидо
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-966-03-3527-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Кодекс Бусидо"

Описание и краткое содержание "Кодекс Бусидо" читать бесплатно онлайн.



«Кодекс Бусидо», или «Хагакурэ» («Сокрытое в листве»), был написан Ямамото Цунэтомо (1659–1719) – самураем клана Сага на острове Кюсю. После смерти своего господина Набэсима Наосигэ, Ямамото стал монахом и всю свою оставшуюся жизнь посвятил обобщению принципов Пути самурая, чести и верности своему господину.






Решительность мужей ушедших времен была нерушимой. Все мужчины от тринадцати до шестидесяти лет шли в бой, и поэтому, когда муж входил в преклонный возраст, принято было скрывать свои лета.

В делах, касающихся непосредственно тебя, если не озаботишься сам их выполнением и не приложишь к этому все усилия, до конца их не доведешь. Советуясь с людьми о делах особой важности, понимай: может случиться такое, что твои дела сочтут неважными или их не будут принимать всерьез. В таких ситуациях основывайся лишь на своих суждениях. В любом случае достаточно стать одержимым и исполниться готовности умереть. Если же всегда думать о том, чтобы поступать правильно, можно прийти в замешательство и в нужный момент оступиться. Часто происходит так, что неудачу вызывают действия союзника, который пытается помочь тебе, или человек умирает по милости своего друга. И та и другая смерть ничем не отличаются от того, чтобы стать монахом.

Господин Наосигэ сказал: «Добро и зло, совершенные предком, видны по поведению его потомков». Потомок же должен поступать так, чтобы люди видели лишь добро, сделанное его предком, а не зло. В этом и заключается сыновнее уважение.

Когда Накано Сёгэн совершил сэппуку, члены его общины собрались у Оки Хёбу и наговорили о нем плохого. И тогда Хёбу сказал: «Нельзя говорить плохое о человеке после его смерти. А особенно терпимо следует относиться к человеку, которого порицали, долг самурая – сказать о нем хоть что-то хорошее. Несомненно, через двадцать лет Сёгэн станет известен как верный слуга». Такова была истина в словах умудренного опытом человека.

Достойное дело – выучиться искусству обнажать свое оружие, однако достаточно хотя бы содержать его в образцовом порядке. Оружие Фукабори Иносуки может послужить достойным примером. Человеку высокопоставленному, имеющему в услужении много слуг, необходимо иметь деньги на военные походы. Говорят, Окабэ Кунай выдал мешочков по количеству своих людей, пометил каждый по имени и вложил туда необходимую для похода сумму. Это – наилучший способ ведения денежных дел. Что касается людей более низкого положения, то если они не запасутся деньгами вовремя, им стоит полагаться только лишь на своего предводителя. Поэтому всякий предводитель должен близко общаться со своими подчиненными. Что же касается людей, которые находятся непосредственно в услужении у своего господина, а особенно тех, кто постоянно его сопровождает, то им лучше обходиться без таких денег. Во время летних боев под Осакой один слуга украл у господина Таку Цусо двенадцать момме[18]чистого серебра и скрылся. Самым тяжким в этой истории было то, что он сбежал еще до начала боя. Думаю, лучше не искушать своих людей деньгами.

Тщательно разбираясь в событиях прошлого, можно прийти к выводу, что о них судят по-разному и что есть среди них такие, которые остаются неясными. Лучше оставлять подобные вещи в тайне. Господин Санэнори однажды сказал следующие глубокие слова: «Что касается вещей, которых мы не понимаем, то способы понять их существуют. Более того, есть такие вещи, осмысление которых приходит само по себе, но есть и такие, которых нам не постичь, как сильно бы мы не старались. И это интересно». Естественно, что человеку не под силу понять вещи, покрытые тайной. Те же вещи, которые понимаешь легко, довольно незначительны.

Из Книги Второй

Говорят, что самурай должен избегать большого количества сакэ, гордости и роскоши. Нет причины для беспокойства, когда он несчастен, но когда у него появляются надежды, эти три вещи становятся опасными. Это зависит от состояния человека. Непристойно человеку показывать гордость и проявлять расточительность, если дела идут хорошо. Таким образом, лучше переживать из-за небольших невзгод, пока еще молод, ибо если у человека отсутствует горький опыт, он не сможет устроиться в жизни. Человек, который впадает в тоску, встречаясь с невзгодами, бесполезен.

Встречаясь с людьми, важно отмечать для себя особенности их характера, а затем учитывать их в общении. Со спорщиком следует быть особенно внимательным, следует осекать его с помощью неоспоримой логики, однако твои слова не должны звучать грубо, высказывайся так, чтобы не разбудить в нем негодование. Таковыми должны быть стремления сердца и слов, как поучал один священник об особенностях нрава.

Мечты – это искренние устремления. Когда я изредка мечтал о смерти в бою или совершении сэппуку, если я стяжаю воинскую славу, мой разум готовится к этому в реальной жизни. Так было с одним моим сном, который я видел ночью двадцать пятого дня пятого месяца.

Если тебя спросят, что самое важное в жизни самурая, то это – полностью посвятить себя своему господину – и телом, и душой. А если спросят, чем нужно обладать для того, чтобы стать самураем, то я скажу – разумом, человечностью и смелостью. Обладать всеми тремя добродетелями обычному человеку покажется невозможным, однако это несложно. Разум – это не что иное, как обсуждение своих дел с другими людьми, именно из этого происходит безграничная мудрость. Человечность – это поступки, которые ты совершаешь на благо других людей, пусть даже лишь сравнивая себя с ними и признавая их превосходство. Смелость – это умение скрежетать зубами, просто ярость и движение вперед, невзирая на обстоятельства. Все же остальное не столь важно, чтобы рассказывать о нем. Что касается внешних проявлений человеческой души, то важны внешность, манера разговора и каллиграфия. А поскольку всем этим мы занимаемся ежедневно, лишь постоянная практика укрепит наши навыки. В целом, нужно развивать в себе спокойную силу. Когда же человек доведет до совершенства все названные навыки, ему следует приступить к изучению истории и обычаев своей провинции. А затем он может взяться за изучение различных искусств для отдохновения души. Если обдумать все эти задачи, то быть хорошим слугой достаточно легко. И в наши дни, когда встретишь хоть сколько-нибудь полезного человека, то непременно заметишь, что он обладает всеми тремя внешними проявлениями.

Один священник сказал, что если переправляться через реку бездумно, не разведав заранее ее глубины, то непременно погибнешь в ее потоке, не успев достичь противоположного берега. То же самое происходит, когда человек безрассуден в своем желании стать слугой, при этом не понимая обычаев нынешнего времени, а также того, что его хозяину нравится и к чему он испытывает отвращение, и в конце концов такой человек не приносит пользы и разрушает сам себя.

Если носить на себе несколько мешочков с клевером, тебя не настигнут непогода и холода. Несколько лет назад Накано Кацума возвращался с вестью верхом в конце зимы, и хотя он был уже в годах, зимняя стужа не остановила его. Говорят, так произошло именно потому, что у него были при себе мешочки с клевером. Более того, есть еще и средство остановить кровотечение, начавшееся из-за падения из седла, – выпить раствор навоза пегой лошади.

Безупречен и решителен тот человек, который обладает умением уходить от суеты.

Самурая не должно занимать ничего, кроме одной-единственной цели, которую он ставит себе на настоящий момент. Вся жизнь человека – это движение от одной сиюминутной цели к другой. Если человек в полной мере осознает важность каждого мгновения, ему больше ничего не нужно делать и ни к чему иному не стремиться. Живи, будучи верным одной лишь цели. Людям свойственно упускать ценное мгновение, а затем искать его, словно оно где-то далеко, и никто не придает этому должного значения. А должно собирать опыт беспрерывно, крупицу за крупицей, и тогда однажды человек придет к пониманию того, что он изменился, хотя, быть может, он этого ранее и не осознавал. Когда осознаешь, сколь важно жить одним мгновением, дела неизменно пойдут вверх. Так же происходит и с верностью.

Говорят, что так называемый «дух эпохи» уходит безвозвратно, что этот дух постепенно сходит на нет и приближается конец света. Это же следует из того, что год не состоит из одних лишь весны и лета. Изо дня в день все идет своим чередом. Как бы не хотелось вернуть мир на сотню лет назад или даже больше, сделать это невозможно. Важно брать лучшее от каждого поколения. Неправы те, кто живут ушедшими временами, ибо они мало что понимают в нынешнем. С другой стороны, те люди, которые знают лишь положение дел в нынешние времена и не выказывают уважения к былому, еще более невежественны.

Будь верен мысли одного лишь мгновения и бойся отвлечений. Не рассеивай внимание ни на что иное, а живи, следуя одной мысли за другой.

Храбрые люди старой эпохи были по большей части беспутными. Поскольку дух их был силен и они были преисполнены отваги, таким людям свойственно было выходить из себя. У меня были сомнения на сей счет, поэтому я посоветовался с господином Цунэтомо, и он ответил: «Естественно, сильный дух таких людей являлся причиной несдержанности и они часто бывали грубы. Однако в наши дни подобной грубости уже не существует, поскольку дух человеческий ослаб. Люди утратили силу духа, но больше внимания стали уделять своим манерам. Впрочем, к воинской доблести это не имеет отношения. Хотя манеры и стали более утонченными в наши дни из-за отсутствия духа, это не означает, будто их стремление умереть ослабло. Такие вещи мало зависят от жизненной силы».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Кодекс Бусидо"

Книги похожие на "Кодекс Бусидо" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ямамото Цунэтомо

Ямамото Цунэтомо - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ямамото Цунэтомо - Кодекс Бусидо"

Отзывы читателей о книге "Кодекс Бусидо", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.