» » » » Иван Тюленев - Крах операции «Эдельвейс»


Авторские права

Иван Тюленев - Крах операции «Эдельвейс»

Здесь можно скачать бесплатно "Иван Тюленев - Крах операции «Эдельвейс»" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство «Ир», год 1975. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Иван Тюленев - Крах операции «Эдельвейс»
Рейтинг:
Название:
Крах операции «Эдельвейс»
Издательство:
«Ир»
Год:
1975
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Крах операции «Эдельвейс»"

Описание и краткое содержание "Крах операции «Эдельвейс»" читать бесплатно онлайн.



Генерал армии Иван Владимирович Тюленев — один из славных советских военачальников, которые стояли у истоков Советских Вооруженных Сил. Его жизненный и боевой путь пролег через три войны: первую мировую, гражданскую и Великую Отечественную. Новая книга генерала армии И. В. Тюленева «Крах операции „Эдельвейс“» — свидетельство того, что он — один из ветеранов нашей Советской Армии, крепко хранит в памяти события минувших лет и стремится сделать их достоянием широких масс.






Большое развитие получила в этих экономических районах энергетическая база.

Важное экономическое и военное значение имели разработки в предвоенные годы марганцевой руды в Грузии, свинцово-цинковой руды — в Северной Осетии, вольфрамо-молибденовой руды — в Кабардино-Балкарии.

Велико экономическое значение Кавказа для продовольственных ресурсов страны. Северный Кавказ, Кубань, Ставрополье, Закавказье — богатейшие районы по производству пшеницы, кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы, по выращиванию фруктов, овощей, винограда.

Но не только сырьевыми и продовольственными ресурсами богат Кавказ. Через его порты на Черном и Каспийском морях в довоенный период проходил значительный внешнеторговый грузооборот.

«Голубые трассы» Каспийского и Черного морей связывают нашу страну с Ираном и Турцией, а через проливы Босфор и Дарданеллы с мировыми океанскими путями.

Своеобразной визитной карточкой Кавказа являются здравницы. На Черноморском и Каспийском побережьях, в районах Кисловодска, Цхалтубо, Пятигорска, Нальчика, Орджоникидзе и других городов созданы санатории, курорты, дома отдыха, которые ежегодно принимают миллионы трудящихся.

Велико политическое значение многонационального Кавказа. Посмотрите на его карту. На северных склонах расположены Краснодарский и Ставропольский края, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Чечено-Ингушетия, Дагестан, а за перевалами лежат — Грузия, Армения, Азербайджан.

«Я так горячо люблю эту прекрасную страну, олицетворение красоты и силы, — писал Алексей Максимович Горький, — ее горы, окрыленные снегами, долины и ущелья, полные веселого шума, быстрых певучих рек, и ее красивых, гордых людей…»

Северный Кавказ и Закавказье — многонациональные уголки нашей страны. В предгорных долинах живут русские, украинцы; северные склоны гор — родина осетин, кабардинцев, балкарцев, чеченцев, ингушей, карачаевцев, адыгейцев, черкесов, многочисленных народностей Дагестана. Закавказье представлено грузинами, армянами, азербайджанцами, абхазцами, аджарцами, осетинами и другими национальностями.

До Великого Октября Кавказ представлял собой окраину царской России, народы его в политическом отношении были бесправны. Промышленность и сельское хозяйство находились на низком уровне. Абсолютное большинство трудового населения Кавказа было лишено возможности учиться. В горных селениях и отдаленных аулах редкий человек был грамотным. «Настольными» книгами горцев были, как правило, коран или церковная литература.

Но Кавказ никогда не был «белым пятном» на карте империалистической России. Огромные богатства этого горного края безжалостно эксплуатировались русскими и иностранными капиталистами. Все это, конечно, обостряло классовые противоречия, вело к росту национально-освободительного движения.

Великая Октябрьская революция принесла в долины и ущелья Кавказа новую, светлую жизнь. Под руководством Коммунистической партии, при бескорыстной помощи трудящихся России и Вооруженных Сил Советской республики над древними сторожевыми башнями взвились алые флаги свободы. И с тех пор народы Кавказа стали хозяевами своей судьбы, творцами своего счастья.

На примере советского Кавказа трудящиеся всего мира воочию убедились, что только Великий Октябрь спас малые народы от истребления их эксплуататорами и иноземными поработителями, а победа социализма в нашей стране открыла всем братским народам путь процветания.

Кавказ издавна занимал важное военно-стратегическое значение. Это определяется не только наличием здесь больших запасов нефти и другого стратегического сырья, мобилизационными возможностями людских ресурсов, но и исключительно выгодным географическим положением. Об этом еще до нашей эры писали в своих произведениях греческие и римские писатели и полководцы, об этом упоминается в древних хрониках арабских, индийских, армянских, грузинских историков. Гражданская и Вторая мировая войны еще раз подтвердили, что Кавказ — это важный форпост на юге нашей страны.

Кавказские горы… Их могучие вершины, искрящиеся вечными снегами, прячутся высоко в облаках. Красоту гранитных исполинов не раз воспевали в своих произведениях многие поэты. Каждый человек по-разному относится к горам. Для туриста — это чудо природы, для строителя — барьер на пути к намеченной цели, для геолога — кладовая богатств, для чабана — родная стихия и источник жизни, а для нас, военных, горы — это сложный театр боевых действий.

Основу всей горной системы этого края составляет Главный Кавказский хребет, который тянется на 1300 километров от Апшеронского полуострова до устья реки Кубань.

В горной цепи Центрального Кавказа немало заоблачных вершин, но главные из них — Эльбрус, Казбек, Адай-хох, Дыхтау, Шан, Ушба, Шхара… В годы войны горы мешали широко и маневренно вести бои, скалистые хребты сковывали размещение крупных войсковых соединений, затрудняли проведение целенаправленных наступательных операций.

Характеризуя военно-политическое и экономическое значение Кавказа, мне хотелось бы остановиться на транспортных коммуникациях. Экономической отсталости дореволюционного Кавказа соответствовал и примитивный транспорт. Особенно тяжело приходилось жителям гор. Сообщение между селениями, которые лежали на заоблачной высоте, и долинами в зимнее время почти прекращалось.

«Дорожный вопрос в горной полосе Кавказа является самым насущным, ставящим на карту многие человеческие жизни с трагической кончиной», — писал о состоянии дорог в горах великий осетинский поэт Коста Хетагуров.[2]

Важным показателем экономического развития за годы советского строительства стала прокладка железных дорог, сооружение аэродромов, асфальтированных трасс, автомобильных магистралей.

Железные дороги связывают Северный Кавказ с Закавказьем лишь по побережьям Черного и Каспийского морей.

Из наиболее известных перевальных дорог можно отметить Военно-Грузинскую дорогу, берущую свое начало из столицы Северной Осетии — Орджоникидзе. В мирное время в зимние месяцы движение по ней, как правило, закрывается, но во время боевых действий она функционировала и зимой.

Оценивая эту важную транспортную артерию, Карл Маркс писал: «Кавказские горы отделяют южную Россию от роскошных провинций Грузии… Единственная военная дорога, заслуживающая это название, вьется от Моздока к Тифлису через узкое Дарьяльское ущелье, она защищена непрерывной цепью укреплений…».[3]

Другая важная перевальная магистраль — Военно-Осетинская дорога. Она берет свое начало у небольшого осетинского города Алагира, идет через Мамисонский перевал, заканчиваясь в Кутаиси.

Военно-Сухумская дорога проходит от города Баксана через перевалы Приэльбрусья на Сухуми.


Ноябрь, 1940 год. С. К. Тимошенко и И. В. Тюленев во время военного парада на Красной площади.


В зимнее время эти участки дороги для движения также закрываются. Обильные снегопады, гололедица и селевые потоки становятся серьезным препятствием на пути транспорта и пешеходов.

* * *

…Февраль, 1942 год. Над степными просторами Донбасса стояла ясная погода. Снежные метели укрыли отлогие склоны терриконов, намели рыхлые сугробы в глубоких балках.

На военном аэродроме в Старобельске меня ждал ЛИ-2, предоставленный в мое распоряжение Маршалом С. К. Тимошенко. Мы вылетели утром и в полдень благополучно приземлились в Минеральных Водах. Отсюда маршрут пролегал на Махачкалу, затем — Баку, Тбилиси.

— Сколько летных часов до столицы Грузии? — спросил я у шеф-пилота.

Он уклончиво ответил:

— Все будет зависеть от погоды, товарищ генерал…

— А не махнуть ли нам напрямик, кратчайшим путем, через Главный Кавказский хребет?

Летчик оказался человеком смелым — согласился лететь по незнакомой трассе, не имея синоптической карты.

Горы, как и море, располагают человека к размышлениям и воспоминаниям. И вот здесь, в воздухе, под мерный рокот моторов, я впервые отчетливо, в деталях, восстановил в памяти первые дни войны.

… 21 июня 1941 года в штабе Московского военного округа, которым я командовал с сентября 1940 года, мне сообщили:

— С Вами будет говорить товарищ Сталин.

В трубке — глуховатый, спокойный голос:

— Товарищ Тюленев, как обстоят дела с противовоздушной обороной Москвы?

Я коротко доложил И. В. Сталину о мерах противовоздушной обороны, принятых на 21 июня.

В ответ донесся, ставший вдруг металлическим, голос:

— Учтите, положение на границе тревожное, и вам следует еще раз проверить боевую готовность войск противовоздушной обороны Москвы.

А в 3 часа ночи 22 июня меня вызвали в Кремль. Началась война. Враг напал на нашу Родину…


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Крах операции «Эдельвейс»"

Книги похожие на "Крах операции «Эдельвейс»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Иван Тюленев

Иван Тюленев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Иван Тюленев - Крах операции «Эдельвейс»"

Отзывы читателей о книге "Крах операции «Эдельвейс»", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.