» » » » Александр Горчаков - Пессимизм 2.0 Происхождение нас


Авторские права

Александр Горчаков - Пессимизм 2.0 Происхождение нас

Здесь можно купить и скачать "Александр Горчаков - Пессимизм 2.0 Происхождение нас" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентБиблио-глобус32b6633e-29eb-11e4-87ee-0025905a0812, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Горчаков - Пессимизм 2.0 Происхождение нас
Рейтинг:
Название:
Пессимизм 2.0 Происхождение нас
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2015
ISBN:
978-5-906454-81-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пессимизм 2.0 Происхождение нас"

Описание и краткое содержание "Пессимизм 2.0 Происхождение нас" читать бесплатно онлайн.



Человек не присутствовал при своем происхождении. Не мог. Поэтому мы постоянно пытаемся понять себя. Почему Каин убил Авеля? Почему Герострат сжег храм, а мы не можем забыть его поступок? Мы пользуемся огнем с незапамятных времен, но до сих пор не предложили объяснения этому факту. Ответы на эти вопросы человек ищет уже много столетий; мы думаем, что они помогут понять действия людей, особенно в экстремальных ситуациях, как, например, в случае с А. Брейвиком. В этой книге предпринята попытка, опираясь на философскую концепцию М. Хайдеггера, объяснить, почему такое вообще возможно и почему далеко не всегда действует «моральный закон внутри нас».






Именно вопрос о цели бытия рода Homo в мире, о месте на пути к этой цели, на котором мы находимся сейчас, и последствиях ее достижения является главным в данном исследовании. В предлагаемой Вашему вниманию книге будет рассмотрено происхождение заботы исходя из феномена направленности сложности наследия. В дальнейшем планируется попробовать выявить на примерах из истории разных стран некоторые общие закономерности нашего сознания, проявляющиеся в результатах заботы. Это позволит понять особенности нашего современного сознания, сформированные в результате возросшей сложности наследия.

Теперь, когда основные контуры исследования определены, приступим к подробному изложению.

IV

Сегодня можно предположить, что мы находимся на пороге появления человека бессмертного. Успехи биомедицинских технологий у всех на слуху и нет особой необходимости их перечислять. Вместе с высоким уровнем жизни людей, достигнутым в развитых странах, они делают возможной высокую среднюю продолжительность жизни. Согласно сведениям о продолжительности жизни в разные эпохи[9], средняя продолжительность жизни начиная с каменного века до конца XVIII в. колебалась около 33–34 лет. Так, за период с 1750–1759 гг. минимальная средняя ожидаемая продолжительность жизни в Европе составляла 28 лет (Франция), а максимальная – 37,3 г. (Швеция). В России этот показатель был еще меньше – 24,2 года[10]. Исключение составляет ранний железный век в Западной Европе и Римской империи, когда этот показатель достиг 37,5 лет. За период, начиная с середины XVIII в., средняя продолжительность жизни начинает стремительно увеличиваться и сегодня превышает 70 лет, т. е. вдвое больше, чем в предыдущие эпохи. Существует теория, что рост продолжительности жизни имеет естественное ограничение – 120 лет. Это максимальный ресурс нашего организма, согласно научным представлениям на сегодняшний день. Тем не менее говорить о том, что это ограничение никогда не будет преодолено, надо с осторожностью. Прогресс в расшифровке генома человека, возможность воздействовать на отдельные группы клеток, к которой вплотную подошли современные биомедицинские технологии, попытки создать копию коры головного мозга и другие достижения современной науки составляют причину этой осторожности.

Даже если преодолеть барьер в 120 лет жизни человеку не удастся, но он существенно приблизится к нему, все равно в сознании человека произойдут значительные изменения, которые, возможно, позволят говорить о новом виде рода Homo – Homo Immortalis. Каким будет Homo Immortalis, когда (и если) он появится, чем он будет отличаться от человека разумного? Этот вопрос принадлежит будущему. В настоящем же мы можем говорить лишь о предпосылках для появления Homo Immortalis, попытаться установить их наличие или отсутствие. Можно ли говорить о неизбежности перехода от Homo Sapiens к Homo Immortalis или же этот переход носит вероятный характер? Иными словами, попробуем понять, является ли появление человека бессмертного логическим продолжением человека разумного, и если да, то почему.

V

Употребленный в предыдущем абзаце термин «бессмертие» требует прояснить принципиальные для данной работы положения. Во-первых, собственно о бессмертии, понимаемом традиционно. В книге К. Ламонта перечислены разные типы бессмертия[11], и читатель, интересующийся этим вопросом более подробно, может там найти ответы на свои вопросы. Когда говорят о бессмертии, обычно подразумевают некие варианты трактовок категорий конечного и бесконечного. Конечное уже само по себе неявно подразумевает счислимость. Например, отрезок на прямой конечен и имеет меру, т. е. может быть представлен числом. Категория бесконечного определяется как отрицание конечного, при этом противоположность понимается и как отсутствие меры. Жизнь традиционно понимают как протяжение между рождением и смертью. Это приводит к определениям, которые обозначают смерть как не-жизнь, не-бытие, а жизнь как бытие в ожидании смерти. Если последнее определение является положительным, то первое – отрицательным. Вместе с тем, сама смерть трактуется лишь как момент, биологическое состояние, которое протекает в организме за конечное время, или как комбинацию биологических факторов, действующих в организме[12]. Трактуемая так смерть, как и жизнь, должна быть отнесена к категории конечного. Иллюстрацией к этому высказыванию служит описание Э. Кюблер-Росс стадий ухода человека из жизни. Она показала, что сам процесс умирания составляет значимую, хотя и завершающую, часть жизни. И, безусловно, это конечный процесс, начинающийся с отрицания самой возможности своей смерти и заканчивающийся смирением и смертью.

Бессмертие же относится к категории бесконечного. Заметим, что последняя фраза состоит из отрицательных определений, которые несут в себе некоторую синонимию. Бессмертие – жизнь в отсутствии смерти (либо уже прошедшей, либо никогда не настающей), смерть есть некоторая граница, поскольку термин «конец чего-либо» мы понимаем как границу, за которой начинается другое. Еще один важный аспект, связанный с вопросом о бессмертии, – это уровневость бытия человека. Мы можем рассматривать человека как индивида, как субъекта, как личность и как индивидуальность. Теперь мы сделаем небольшое отступление.

VI

В экзистенциальной аналитике М. Хайдеггера мы все время сталкиваемся с категорией конечного. Это в первую очередь относится к временности присутствия как бытия к смерти. Понятие конечного настолько для нас привычно, что мы не особо интересуемся его происхождением. Важной категорией, неразрывно связанной с конечным, мы считаем бесконечное, т. е. его отрицание. Именно как бесконечное понимается бессмертие. Бессмертие – это бытие, лишенное самой своей неизбежной возможности. Наступление такой возможности определяет границу бытия присутствия. Но что такое граница и как с ее помощью различают категории целого, конечного и бесконечного?

В. И. Молчанов показал, что в основе сознания лежит опыт различения:

«В любом модусе сознания «действует» целостная структура опыта: различение-синтез-идентификация, однако различение является первичным опытом, благодаря которому синтез и идентификация также становятся опытом»[13]. «… Идентификация, опознание, узнавание, рекогниция (все это синонимы) предполагает распознавание, выделение предмета, процесса и т. д. из общей «массы» предметов, из совокупности других процессов. Опыт распознавания – это опыт выделения, который предполагает различение цветов, форм, пространственных положений и т. д. предмета. Именно это различение «подготавливает» синтез, а затем идентификацию»[14].

 В основе различения лежит (следуя Канту) опыт, иными словами, наши чувства дают нам разные сигналы при взаимодействии с разными сущностями. Для наших целей особый интерес будет представлять такое различение, когда воспринимаемое свойство резко меняется.

Процесс восприятия можно рассматривать как частный случай передачи информации, поэтому совершим небольшой экскурс в теорию связи. Она говорит нам о том, что для того, чтобы сообщение было передано от источника к получателю, необходим канал связи. Давайте посмотрим на наши чувства с точки зрения того, какой канал связи они используют. Свойства канала связи определяются материальной средой, по которой распространяется сигнал. Наши чувства доставляют нам информацию с помощью двух материальных сред: 1) непосредственный контакт с источником (вкус и осязание) – как таковая материальная среда может считаться отсутствующей; 2) воздух – канал делится на два типа: канал, передающий сигнал с помощью перемещений самого воздуха (слух и обоняние), и канал, основанный на оптической прозрачности воздуха и отражении света от поверхности предметов (зрение).

Зрение является каналом с наибольшей степенью детализации сигнала и наибольшей дальностью связи из всех каналов, которые доступны человеку при помощи органов чувств, поэтому зрение дает нам различение сущностей наиболее полно. Более того, из всех наших чувств зрение наиболее «стандартизованное», т. е. дающее наиболее совпадающие ощущения у разных людей. Среди наших чувств еще только осязание может дать нам опыт различения границы. Это не значит, что другие наши чувства не участвуют в опыте различения, но провести при их помощи границу проблематично, поскольку место, в котором различие обнаруживается, не совпадает с местом, которое его продуцирует. Различия во вкусе, созданные при приготовлении пищи, могут определяться только во рту; различия, определяемые при помощи слуха и запаха, подвержены искажениям, которые присущи каналу связи – воздуху. Только тактильные ощущения дают совпадение в восприятии и местоположении. Зрение же дает нам наиболее неискаженное и детальное восприятие.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пессимизм 2.0 Происхождение нас"

Книги похожие на "Пессимизм 2.0 Происхождение нас" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Горчаков

Александр Горчаков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Горчаков - Пессимизм 2.0 Происхождение нас"

Отзывы читателей о книге "Пессимизм 2.0 Происхождение нас", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.