» » » » Александр Горчаков - Пессимизм 2.0 Происхождение нас


Авторские права

Александр Горчаков - Пессимизм 2.0 Происхождение нас

Здесь можно купить и скачать "Александр Горчаков - Пессимизм 2.0 Происхождение нас" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентБиблио-глобус32b6633e-29eb-11e4-87ee-0025905a0812, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Горчаков - Пессимизм 2.0 Происхождение нас
Рейтинг:
Название:
Пессимизм 2.0 Происхождение нас
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2015
ISBN:
978-5-906454-81-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пессимизм 2.0 Происхождение нас"

Описание и краткое содержание "Пессимизм 2.0 Происхождение нас" читать бесплатно онлайн.



Человек не присутствовал при своем происхождении. Не мог. Поэтому мы постоянно пытаемся понять себя. Почему Каин убил Авеля? Почему Герострат сжег храм, а мы не можем забыть его поступок? Мы пользуемся огнем с незапамятных времен, но до сих пор не предложили объяснения этому факту. Ответы на эти вопросы человек ищет уже много столетий; мы думаем, что они помогут понять действия людей, особенно в экстремальных ситуациях, как, например, в случае с А. Брейвиком. В этой книге предпринята попытка, опираясь на философскую концепцию М. Хайдеггера, объяснить, почему такое вообще возможно и почему далеко не всегда действует «моральный закон внутри нас».






Но сегодня сама трактовка смерти изменилась, процесс умирания подвергся медикализации, став «предметом пристального внимания и выгодного капиталовложения». Это снова возвращает нас к вопросу о том, что такое смерть как окончание присутствия. Рассматривая по отдельности каждую из трех траекторий, мы, возможно, получим ответ на этот вопрос.

Еще два определения представляются важными. Завершение траектории означает, что присутствие не может более ее менять. Прекращение траектории означает исчезновение всех ее следов в мироустройстве других.

IX

Биологическая траектория начинается в момент рождения человека и обычно продолжается до его похорон. Согласно нашему определению, биологическая траектория присутствия завершается в момент прекращения протекания биохимических процессов в теле человека, а прекращается в тот момент, когда безжизненное тело теряет узнаваемые черты облика того человека, которому оно принадлежало. Обычно до этого не доходит: над телом справляют погребальный обряд раньше, чем оно доходит до такого состояния. В момент похорон биологическая траектория присутствия прекращается. Ее больше не существует, поскольку нет самого тела. Теперь судить о ней мы можем только по физической и/или когнитивной траекториям. В момент прекращения жизнедеятельности организма происходит важное событие: все три траектории – биологическая, физическая и когнитивная – начинают существовать отдельно друг от друга. Если при незавершенности биологической траектории и физическая, и когнитивная траектории не были еще прекращены, то в момент, когда биологическая траектория достигла своей завершенности, происходит их «отделение» от тела. Своей завершенности физическая и когнитивная траектории могут достигнуть раньше, чем наступит завершение биологической траектории. Если же к моменту прекращения жизнедеятельности физическая и когнитивная траектория не были завершены, то в этот момент они становятся завершенными, но не обязательно прекращаются. Биологическая траектория единственная, для которой завершенность почти совпадает с ее прекращением (разницу составляет время, затраченное на похороны).

Примером, который иллюстрирует наши рассуждения, является история с Тришей Маршалл[19]. Согласно сегодняшним представлениям, в тот момент, когда ей выстрелом разрушили мозг, наступила ее смерть, поскольку одно из определений смерти основано на признании факта смерти мозга. Считается, что отождествление смерти мозга и смерти человека возможно в силу следующих причин:

• после необратимого прекращения функционирования мозга все остальные системы органов неизбежно прекратят работать (если их не поддерживать искусственно – прим. А. Г);

• утраченные функции мозга в отличие от других систем органов невозместимы;

• необратимое прекращение функционирования мозга равнозначно потере сознания навсегда (т. е. можно уверенно говорить о завершении физической и когнитивной траекторий – прим. А. Г);

• с прекращением функционирования мозга организм утрачивает чувствительность;

• с прекращением функционирования мозг утрачивает свою интегрирующую функцию;

• определение смерти на основе прекращения функционирования мозга есть всего лишь открытое признание истинной причины, лежащей в основе традиционной диагностики смерти по прекращению циркуляции крови.

Но через четыре месяца, в течение которых ее тело служило контейнером для вынашивания младенца, она родила. Согласно классификации бессмертия, приведенной К. Ламонтом, она тем самым обеспечила себе биологическое или плазмическое бессмертие. При определении смерти как смерти мозга мы получаем нонсенс – мертвый человек обеспечил себе бессмертие. Предлагаемая трактовка позволяет избежать этой ситуации – ведь биологическая траектория Триши Маршалл прекратилась лишь тогда, когда ее сначала отключили от аппарата, а затем похоронили. Этот случай как раз и иллюстрирует мысль о том, что завершение биологической траектории сегодня может значительно отстоять от ее прекращения.

Еще одной особенностью, имеющей отношение к биологической траектории, сегодня является трансплантация человеческих органов. Благодаря пересаженному органу сохранена чья-то жизнь. Теперь этот человек не сам по себе существует, а благодаря кому-то, чей орган пересажен. Можно ли в этом случае говорить о завершении биологической траектории донора? Для реципиента донор всегда будет представляться конкретным человеком, хотя он может и не знать ни его имени, ни каких-либо подробностей его жизни. Тем не менее говорить о завершенности и прекращении биологической траектории донора можно – ведь согласно предлагаемому определению биологическая траектория представляет собой координаты тела конкретного присутствия, а не отдельных его органов. В ситуации с трансплантацией органов правильнее говорить о даровании жизни донором реципиенту (через согласие его самого или его родственников), нежели о бессмертии донора через продолжение жизни реципиента.

X

Физическая траектория начинается в тот момент, когда ребенок обретает навыки использования имеющегося полезного. Для начала физической траектории необходимо понимание, поэтому физическая траектория начинается позже двух других. Прежде чем поручить человеку какое-либо дело, надо его этому научить, что и является свидетельством более позднего начала физической траектории присутствия по отношению к когнитивной, поскольку процесс обучения предполагает публикацию (в той или иной форме) толков обучаемого. Этот момент можно считать появлением человека. Именно появлением, а не рождением, ибо последний термин следует считать началом биологической траектории, т. к. теперь перемещение тела ребенка в пространстве становится самостоятельным (поначалу с помощью других, а затем и без нее).

Когда поддержание биологической активности организма начинает происходить только с помощью других, его траектория в физическом смысле закончена, и можно говорить о завершенности физической траектории присутствия. Он больше не способен сам не только превращать неполезное в полезное, но и, возможно, самостоятельно использовать уже имеющееся полезное. Изменять мир непосредственно ему больше не дано. Теперь изменения мира, делающиеся для него, целиком зависят от других – именно поэтому можно говорить о завершенности физической траектории присутствия. Поэтому можно утверждать, что завершенность физической траектории присутствия может наступить раньше завершенности как когнитивной, так и биологической траекторий. Физическая траектория всегда совмещена с когнитивной траекторией. Теперь необходимо ответить на вопрос о том, благодаря чему физическая (и когнитивная) траектория может сохраняться после прекращения биологической.

XI

Полезное, созданное присутствием, наследуется, оно составляет часть «благ», которые есть у нового присутствия и тем самым уже определяет его брошенность здесь и теперь. Перед нами, однако, возникает вопрос: каким образом новое присутствие узнает о предыдущем? Вопрос этот важен для понимания феномена самого присутствия.

Узнать о предыдущем присутствии можно двумя способами: во-первых, через сосуществование с другими, через речь; во-вторых, благодаря присущему присутствию пониманию. Начнем со второй возможности, поскольку она менее очевидна. Человек воспринимает окружающий мир в его целостности. Если в мире он встречает как неполезное, так и полезное, то как же он отличает одно от другого? Очень просто – для полезного характерна изолированность от неполезного в причинно-следственном смысле. Понимание показывает присутствию, что некоторые предметы в мире иного рода, чем другие. Более того, у этих предметов нет естественной среды – они как бы «вырваны» из мира. Молоток или копье не растут на дереве и не прячутся в траве. Следовательно, их причина в чем-то ином. Мы уже говорили, что превращение в полезное возможно через изменение механических или химических свойств неполезного. Понимающее это присутствие легко найдет следы присутствия предыдущего. Даже если присутствие лишено сосуществования с другими, оно сможет распознать, что оно не единственно. Эта ситуация может рассматриваться как пересечение траекторий двух присутствий. Именно благодаря такому пересечению стали возможны исследования, как археологические, так и палеонтологические. Главную трудность в таких исследованиях составляет критерий, позволяющий считать найденный артефакт полезным. Эта трудность обусловлена тем, что высокоразвитые животные, например, шимпанзе, так же как и первые люди, способны к довольно сложной рассудочной деятельности.

Иное дело, если человек с самого начала своего бытия в мире не встречает полезного и не сосуществует с другими. Тогда его сознание формируется на иных принципах. Известный случай с двумя сестрами, найденными в джунглях, хорошо иллюстрирует это[20].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пессимизм 2.0 Происхождение нас"

Книги похожие на "Пессимизм 2.0 Происхождение нас" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Горчаков

Александр Горчаков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Горчаков - Пессимизм 2.0 Происхождение нас"

Отзывы читателей о книге "Пессимизм 2.0 Происхождение нас", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.