» » » » Иван Жиркевич - Записки Ивана Степановича Жиркевича. 1789–1848


Авторские права

Иван Жиркевич - Записки Ивана Степановича Жиркевича. 1789–1848

Здесь можно купить и скачать "Иван Жиркевич - Записки Ивана Степановича Жиркевича. 1789–1848" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Литагент «Кучково поле»b717c753-ad6f-11e5-829e-0cc47a545a1e, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Иван Жиркевич - Записки Ивана Степановича Жиркевича. 1789–1848
Рейтинг:
Название:
Записки Ивана Степановича Жиркевича. 1789–1848
Издательство:
неизвестно
Год:
2009
ISBN:
978-5-9950-0059-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Записки Ивана Степановича Жиркевича. 1789–1848"

Описание и краткое содержание "Записки Ивана Степановича Жиркевича. 1789–1848" читать бесплатно онлайн.



Иван Степанович Жиркевич – офицер гвардейской артиллерии эпохи наполеоновских войн, чиновник артиллерийского департамента (1824–1829), губернатор Симбирской (1835–1836), а затем Витебской (1836–1838) губерний. Он был свидетелем и непосредственным участником многих важных событий того времени. Основная часть мемуаров посвящена событиям эпохи наполеоновских войн.

Не менее интересны воспоминания автора в качестве чиновника. Прямой характер и твердые принципы внушают уважение и доверие к личности мемуариста. Его цепкая память, богатый жизненный опыт, стремление к правдивости в описании военных событий Александровской эпохи и повседневности провинциального дворянства и чиновничества царствования Николая I делают «Записки» ценным историческим источником.

Издание снабжено подробными комментариями.






Перед окончанием обедни Каменский вышел из церкви, но к многолетию опять вернулся и, подойдя ко мне, сказал:

– Господин Жиркевич, позвольте хозяину дома познакомиться с вами и представиться супруге вашей (я был только капитан). Потом, обратясь к моей жене после представления, продолжал:

– Вам, вероятно, не будет неприятно, сударыня, познакомиться с моей матушкой. – И, не дождавшись ответа, подбежал к старухе, схватил ее за руку, не говоря ей ни слова, потащил к нам. Я и жена, всем происходившим сильно сконфуженные, поспешили навстречу почтенной старушке, начали ей рекомендоваться и просить извинения, что не имели еще счастья быть у нее. Но она была так добра, или, лучше сказать так привыкла к причудам сынка своего, что не обратила внимания на неприличный поступок графа; чрезвычайно ласково и приветливо обошлась с женой и пригласила идти в покои к сыну. На этот случай как будто нарочно в церкви из посторонних хотя кое-кто и были, но завтракать к нему никто де пошел, и мы у графа нашли накрытый завтрак по крайней мере человек на 70. На другой день жена и я отправились к фельдмаршальше, и она нам возвратила визит на следующий день, а граф Каменский со своим визитом приехал ко мне в пятом часу утра, полагая, что его не примут; но как на беду единственный мой слуга куда-то отлучился, и я в халате, за бумагами имел честь принимать полного генерала.[318]

Он был во всей форме, в мундире и при шляпе. Извиняясь, что так рано меня обеспокоил, он все-таки просидел более получаса и в разговоре предложил мне билеты в свой театр.[319] Не зная его привычек и чудачеств, я принял оные, сказав, что, будучи любителем театральных зрелищ, я почту долгом абонироваться; но он мне возразил на это, что абонемента у него в театре нет, но что он почтет обязанностью каждый раз присылать ко мне два билета и, если желаю, подле его матери. С этого дня более трех лет, которые прожил в Орле, на каждый спектакль присылался ко мне пакет с надписью моей фамилии и запечатанный большой графской печатью; в пакет влагались особенным манером сложенная афиша, так что, не развертывая ее, можно было удобно читать действующих лиц и два билета в кресла. Скоро я узнал, что все это проделывал собственноручно граф. Лакей его являлся ко мне в 5 часов утра и ждал моего пробуждения иногда до 9 часов, отзываясь, что ему приказано пакет отдать «в собственные мои руки».

Я сказал уже выше, что актеры были крепостные люди, но некоторые из них куплены графом за дорогую цену; так, например, за актеров мужа и жену Кравченковых[320] с 6-летней дочерью, которая танцевала в особенности хорошо танцы «качучу и тампет», уступлена была г. Офросимову[321] деревня в 250 душ. Музыкантов у него было два хора: инструментальный и роговой, каждый человек по 40, и все они были одеты в форменную военную одежду. В частные дома своих музыкантов никогда не отпускал, говоря, «что они там балуются и собьются с такту». Вся его громадная дворня жила на военном положении, т. е. на пайках и на общественном столе. Собирались на обед и расходились по барабану с валторной, и за столом никто не смел сидя есть, а непременно стоя, по замечанию графа, «что так будет есть досыта, а не до бесчувствия». В начале моего знакомства вся прислуга и музыканты были одеты довольно прилично, чисто, но за последние года это были какие-то нищие, в лохмотьях и босиком. Пьесы в театре беспрестанно менялись и с каждой новой пьесой являлись новые костюмы и великолепнейшие декорации; так, например, в «Калифе Багдадском»[322] шелку, бархату, вышитого золотом, ковров, страусовых перьев и турецких шалей было более чем на 30 тыс. рублей, но со всем тем вся проделка эта походила на какую-то полоумную затею, а не настоящий театр.

В театре для графа была устроена особая ложа, и к ней примыкала галерея, где обыкновенно сидели так называемые пансионерки, т. е. дворовые девочки, готовившиеся в актрисы и в танцовщицы. Для них обязательно было посещение театра, ибо граф требовал, чтобы на другой день каждая из них продекламировала какой-нибудь монолог из представленной пьесы или протанцевала бы вчерашний «па». В ложе перед графом на столе лежала книга, куда он собственноручно вписывал замеченные им на сцене ошибки или упущения, а сзади его на стене висело несколько плеток, и после всякого акта он ходил за кулисы и там делал свои расчеты с виновным, вопли которого иногда доходили до слуха зрителя. Он требовал от актеров, чтобы роль была заучена слово в слово, говорили бы без суфлера, и беда бывала тому, кто запнется; но собственно об игре актера мало хлопотал. Иногда сходил в кресла, которые для него были в первом ряду. Во втором ряду, тотчас же за ним, сидела его мать и с нею две его дочери, а позади матери, в третьем ряду, Курилова с огромным портретом на груди, так что когда графиня в антрактах поворачивалась к публике, первое, что ей должно было бросаться в глаза, – это портрет с госпожой Куриловой, но старушка-графиня никогда не показывала виду, что замечает это. В антрактах публике в креслах разносили моченые яблоки и груши, изредка пастилу, но чаще всего вареный превкусный мед. Публики собиралось всегда довольно, но не из высшего круга, которая только приезжала компанией, для издевок над актерами Каменского и над ним самим, что он, впрочем, замечал, и раз, когда приехал в театр корпусной командир барон Корф,[323] начальник дивизии Уваров и др. генералы с некоторыми дамами, как графиня Зотова, г-жа Теплова, Хрущева и др., Каменский заметил их насмешки, велел потушить все лампы, кроме одной, начадил маслом всю залу, приостановил представление и более, как я слышал, ни разу этим лицам не посылал билетов.

Занятия Каменского заключались в следующем: утром в 5 часов он делал визиты до 7 часов, потом прямо отправлялся в свою театральную контору и начинал из рук своих раздавать и рассылать билеты, записывая каждую выдачу собственными руками в книгу, а равно вписывая полученные за билеты деньги. При этом всегда спрашивал, от кого послан, и если личность, которая прислала за билетом, ему не нравилась, то он ни за какие деньги не давал его. Кто же был у него в фаворе и к кому он благоволил, как, например, ко мне, билеты высылались даром и заготовлялись накануне с вечера. В 9 часов он закрывал контору до 4 часов и отправлялся за кулисы и там до 2 часов ежедневно присутствовал при репетициях. В 2 часа шел гулять пешком по городу, постоянно по одному и тому же направлению до известного места, не делая ни шагу более, ни шагу менее, и возвращался домой обедать. За обедом у него бывало мало приглашенных, но всегда казался доволен, если кто к нему приезжал без зова; перемен блюд за столом было нескончаемо и приготовлено очень удовлетворительно, вин стояло во множестве, и, кроме того, за каждой переменой блюда дворецкий ко всякому гостю подходил с бутылкой вина и предлагал оного. Прислуги при столе толпилась целая орда, больше ссорившаяся и ругавшаяся громко между собой, чем служившая. Сервировано было чрезвычайно грязно: скатерти потертые, порванные и все залитые, в пятнах; салфетки – то же самое, а другим даже и не клали; стаканы и рюмки разных фасонов: одни граненые, другие гладкие, а некоторые даже с отбитыми краями; ножи и вилки тупые и нечищеные, – по всему было видно, что в доме не имелось настоящего хозяйского глаза. За обедом он занимал гостей более всего рассказами о своем театре и о талантах своих артистов, не любя, чтобы касались до чего-либо другого, в особенности не любил, когда напоминали ему его боевую жизнь и его достославного брата графа Николая Михайловича Каменского, к которому, как мне казалось по некоторым его отзывам, он питал зависть. Мать его никогда не присутствовала на его обедах.

Во внутренних покоях царствовали такая же грязь и такой же беспорядок. В передней, уставленной вся кониками, на которых валялся весь лакейский хлам, сидело постоянно 17 лакеев, которые обязаны были в известное для сего положенное время подавать графу кто трубку, кто стакан воды, кто платок, кто докладывал о приезде гостей, кто о приходе режиссера и т. д., но ни один из них не смел исполнить другого поручения, кроме того, которое было на него возложено, и в свободное время они, сидя на кониках в передней, вязали чулки и невода. Зала была огромная комната, саженей 12 в длину и саженей 7 в ширину, уставленная кругом стен простыми стульями, выкрашенными сажей и покрытыми черной юфтью; на потолке висели три великолепные хрустальные люстры, а по стенам хрустальные кенкеты; в одном углу залы стояли два турецких знамени и восемь бунчуков и при них часовой (из дворни), одетый испанцем с тромбоном, менявшийся через каждые два часа. За залой шли три большие гостиные, все устланные великолепными персидскими коврами, с большими, в простенках окон, венецианскими зеркалами и с портретами, писанными масляными красками, покрывавшими стены от потолка почти до самого пола. В первой гостиной висели портреты актеров и актрис всех возможных наций; во второй – предков графа и его сродников; а в третьей – доморощенных его артистов. Мебель была вся из карельской березы, покрытой шелковой материей, весьма полинялой и потертой. Во второй гостиной под портретами отца, брата и его, графа, лежали под стеклянными колпаками на небольшом возвышении все их регалии и мундиры вместе с фельдмаршальским жезлом, а напротив этих трех портретов, к стене, стояли большие часы, купленные, как говорили мне, у Медокса[324] в Москве за 8 тыс. руб., игравшие, когда часовая стрелка показывала 11 минут третьего часа пополудни «Со святыми упокой» и в 4 часа, тоже пополудни, известный польский: «Славься, славься храбрый росс». Первый бой обозначал, что в этот час найдено было тело убитого фельдмаршала, отца графа, а другой бой – момент рождения на свет самого графа.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Записки Ивана Степановича Жиркевича. 1789–1848"

Книги похожие на "Записки Ивана Степановича Жиркевича. 1789–1848" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Иван Жиркевич

Иван Жиркевич - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Иван Жиркевич - Записки Ивана Степановича Жиркевича. 1789–1848"

Отзывы читателей о книге "Записки Ивана Степановича Жиркевича. 1789–1848", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.