Жан Франсуа Лаперуз - Путешествие по всему миру на «Буссоли» и «Астролябии»

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Путешествие по всему миру на «Буссоли» и «Астролябии»"
Описание и краткое содержание "Путешествие по всему миру на «Буссоли» и «Астролябии»" читать бесплатно онлайн.
Новый том серии «Великие путешествия» — «Путешествие по всему миру на “Буссоли” и “Астролябии”» — представляет современному читателю наследие одного из самых знаменитых мореплавателей эпохи Просвещения — Жана Франсуа де Гало, графа де Лаперуза (1741–1788). В основе этого издания — первый перевод на русский язык дневников великого путешественника.
Маршрут кругосветного плавания, предписанный Людовиком XVI офицеру Королевского флота Жану Франсуа де Лаперузу, превосходил все, что было известно до той поры: Франция собиралась разом превзойти все свершения Великобритании в географических открытиях неизведанных земель. Напутствуя Лаперуза, король произнес: «Я буду считать самым счастливым итогом экспедиции, если она завершится без потерь человеческих жизней». К сожалению, пожелание Людовика не сбылось. Экспедиция пропала в марте 1788 года: Лаперуз «бесследно исчез в безбрежном синем океане, и только скорбная загадочная его тень не покидает наши умы и сердца». Лишь почти через 40 лет, в 1826 году, на острове Ваникоро, в западной части Тихого океана, были обнаружены следы пропавшей экспедиции. Эта книга — первый перевод на русский язык дневника знаменитого путешественника, дань героическому подвигу великого человека, одного из самых замечательных первооткрывателей в истории человечества. Издание включает не публиковавшуюся ранее на русском языке биографическую книгу известного историка Эрнеста Скотта «Жизнь Лаперуза».
Как и предыдущие издания серии, книга прекрасно оформлена и насыщена огромным количеством цветных и черно-белых иллюстраций.
Эти наказания предписывают магистраты из числа индейцев, называемые касиками. В каждой миссии их трое, и они избраны из людей, одобренных миссионерами. Однако мы должны сказать, чтобы создать верное представление об этих судьях, что они подобны надсмотрщикам на плантациях — это покорные существа, слепо исполняющие волю своих хозяев. Их главные обязанности состоят в том, что они служат церковными сторожами и поддерживают порядок и видимость благоговения. Женщин никогда не подвергают порке на виду у всех: для этого есть огороженное и достаточно отдаленное место, чтобы их крики не пробуждали слишком живого сочувствия, которое могло бы подтолкнуть мужчин к бунту. Этих последних, наоборот, наказывают на виду у всех их соплеменников, чтобы это служило назиданием другим. Обычно они просят прощения, и тогда палач уменьшает силу ударов, однако их число всегда остается неизменным.
Наградой для индейцев служат маленькие порции зерна, из которого они пекут на раскаленных углях лепешки. По большим праздникам их кормят говядиной: многие едят ее сырой, прежде всего жир, который для них такое же лакомство, как для нас — наилучшее масло или сыр. Со всех животных они сдирают шкуру с величайшей ловкостью, и когда животное жирное, они, словно вороны, издают каркающие звуки удовольствия, пожирая при этом глазами самые вкусные части.
Им часто разрешают охотиться и рыбачить самостоятельно, и после возращения они обычно преподносят подарок миссионерам в виде рыбы или дичи. При этом они всегда соотносят размер подарка с тем, что абсолютно необходимо, не забывая увеличить его, если знают, что их хозяевам наносят визит новые гости. Женщины разводят птиц у своих хижин и дают яйца детям. Домашняя птица находится в собственности индейцев, так же как и одежда, домашняя утварь и принадлежности для охоты и рыбалки. Не было ни одного случая, чтобы они ограбили друг друга, хотя дверной запор состоит лишь из простого пучка соломы, которым они перегораживают вход, когда все обитатели хижины отсутствуют.
Куропатки (самец и самка). Гравюра из атласа «Путешествие в поисках Лаперуза и путешествие Лаперуза». 1800 г
Куропатка живет… в самых разнообразных местностях; впрочем, на Крайнем Севере и юге она редко встречается. Одна пара живет вблизи другой, и участок каждой из них очень мал: он редко имеет 500 шагов в ширину. Куропатку можно причислить к самым подвижным и впечатлительным лесным куриным. Она ловка и очень проворна. Ее… лапы позволяют ей быстро бегать по топким болотам и снегу; по всей вероятности, она умеет даже плавать; полет ее быстрый и красивый. Она не только умеет прорывать ходы в снегу, чтобы добыть скрытый под ними корм, но в случае нападения хищника падает отвесно вниз и зарывается в снег; иногда можно найти целую стайку, почти совершенно зарывшуюся в снегу. Высокое развитие внешних чувств помогает им своевременно узнавать об опасности, и они искусно защищаются по мере своих сил. Пища их почти исключительно растительная: зимой — березовые почки, засохшие ягоды, летом — нежные листки, цветы, побеги, реже насекомые.
Альфред Брем «Жизнь животных»Карл Бодмер. Похороны вождя сиу. 1843 г.
Кому-то из наших читателей подобные нравы покажутся патриархальными. Однако нужно учитывать, что в жилищах индейцев нет ничего, что могло бы пробудить алчность соседей. Индейцы уверены в своем пропитании, и у них остается лишь одна потребность: дать жизнь существам, которые обречены стать такими же глупыми, как и они сами.
Мужчины в миссиях, принимая христианство, жертвуют намного большим, чем женщины, поскольку [до крещения] им разрешена полигамия и в обычае даже брать в жены сразу всех сестер в семье. Женщины, с другой стороны, пользуются преимуществом принимать ласки исключительно одного мужчины. Несмотря на единодушные сообщения миссионеров об этой предполагаемой полигамии, я должен признаться, что мне трудно допустить существование подобного обычая у дикого народа, поскольку число мужчин почти равно числу женщин. Следствием этого было бы вынужденное целомудрие многих, если только в естественных условиях супружеская верность соблюдается с такой же строгостью, как в миссиях, где монахи выступают хранителями женской добродетели. Через час после ужина миссионеры запирают под замок всех женщин, чьи мужья отсутствуют, а также всех девочек старше девяти лет. В течение дня они находятся под присмотром пожилых индианок. Но и стольких предосторожностей мало, и мы видели мужчин в колодках и женщин в кандалах, закованных за то, что они усыпили бдительность своих хранительниц, которые следили за ними недостаточно зорко.
Эбенезер Илия Генри. Портрет Р. Мак-Ги, скальпированного в детстве вождем племени сиу по кличке Маленькая Черепаха. Фотография. 1890 г.
Обращенные индейцы придерживаются всех древних обычаев, которые не запрещает их новая религия. Их жилища, игры и одежда остаются неизменными. Их самое богатое одеяние — это плащ из меха выдры, который закрывает поясницу и спускается ниже паха. У самых ленивых есть лишь простой кусок холстины, выданный миссией, чтобы прикрыть их наготу, а также маленькая накидка из кроличьей шкуры, прикрывающая плечи и опускающаяся до талии: она завязывается бечевкой на шее. Остальное тело, как и голова, полностью обнажены. У некоторых, впрочем, есть соломенные шапки, очень искусно сплетенные.
Женское одеяние состоит из плаща, который изготовляют из плохо дубленных оленьих шкур. У индианок в миссиях есть обычай шить из них короткие блузки с рукавами. Вместе с маленьким тростниковым передником и юбкой из оленьей шкуры, опускающейся до колена, это их единственный наряд. На девочках младше девяти лет есть только поясок, дети противоположного пола полностью обнажены.
Мужчины и женщины подстригают волосы в четырех-пяти дюймах от корня. У индейцев с ранчерий[116] нет железных орудий, и для стрижки они используют тлеющие головни из костра. У них также в обычае раскрашивать свои тела красным и черным, когда они в трауре. Миссионеры запретили первую из окрасок, но были вынуждены терпеть вторую, поскольку эти индейцы очень сильно привязаны к своим друзьям. Каждый раз, когда им напоминают о погибших друзьях, они проливают по ним слезы, хотя могло пройти уже много времени с тех пор, как они потеряли их. Если кто-то ненароком произносит при них имя погибшего, они считают себя оскорбленными. Семейные узы среди них слабее, чем узы дружбы. Дети едва ли признают своих отцов: они покидают отцовскую хижину, как только способны сами позаботиться о себе. Однако они намного дольше сохраняют привязанность к матери, которая воспитывала их с величайшей нежностью и никогда не колотила, кроме тех случаев, когда они проявляли трусость в драках со сверстниками.
Старики из ранчерий, которые более не способны охотиться, живут за счет всей деревни и, как правило, пользуются уважением. Независимые индейцы очень часто воюют, однако страх перед испанцами заставляет их не нападать на миссии, и это, вероятно, не последняя причина увеличения числа христианских деревень. Их оружие — это лук и стрелы с кремневыми наконечниками, очень искусно изготовленными. Их деревянные луки с тетивой из воловьих сухожилий значительно превосходят луки обитателей гавани Французов.
Нас заверили, что эти индейцы не употребляют в пищу ни пленников, ни врагов, убитых на войне. Впрочем, когда враг побежден и предан смерти на поле боя, вожди или самые храбрые воины отрезают от его тела несколько кусков и съедают их — скорее в знак ненависти или мести, чем в качестве дани уважения к его достоинствам или в убеждении, что подобная пища способна увеличить их собственную силу. Как и индейцы Канады, они снимают скальпы с побежденных и вырывают их глаза, обладая умением уберегать их от порчи и храня их как знаки своих побед. Их обычай велит сжигать мертвых и закапывать пепел на кладбище.
У них есть две игры, которым они посвящают весь свой досуг. Первая, которую они называют такерсия, состоит в том, что необходимо запустить и заставить катиться маленький обруч трех дюймов в диаметре на площадке размером десять на десять туазов, очищенной от травы и огороженной фашинами. У каждого из двух игроков есть палка толщиной с обычную трость и пяти футов в длину. Они пытаются просунуть палку в обруч, пока он катится. Если им это удается, они получают два очка; и если обруч перестает вращаться и просто останавливается на палке, то за это дается одно очко. Игра идет до трех очков и представляет собой очень оживленное занятие, поскольку обруч и палка постоянно в действии.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Путешествие по всему миру на «Буссоли» и «Астролябии»"
Книги похожие на "Путешествие по всему миру на «Буссоли» и «Астролябии»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Жан Франсуа Лаперуз - Путешествие по всему миру на «Буссоли» и «Астролябии»"
Отзывы читателей о книге "Путешествие по всему миру на «Буссоли» и «Астролябии»", комментарии и мнения людей о произведении.