» » » » Виктор Урвачев - На защите московского неба. Боевой путь летчика-истребителя. 1941–1945


Авторские права

Виктор Урвачев - На защите московского неба. Боевой путь летчика-истребителя. 1941–1945

Здесь можно купить и скачать "Виктор Урвачев - На защите московского неба. Боевой путь летчика-истребителя. 1941–1945" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство ЛитагентЦентрполиграфa8b439f2-3900-11e0-8c7e-ec5afce481d9, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виктор Урвачев - На защите московского неба. Боевой путь летчика-истребителя. 1941–1945
Рейтинг:
Название:
На защите московского неба. Боевой путь летчика-истребителя. 1941–1945
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-227-06817-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "На защите московского неба. Боевой путь летчика-истребителя. 1941–1945"

Описание и краткое содержание "На защите московского неба. Боевой путь летчика-истребителя. 1941–1945" читать бесплатно онлайн.



Представленная на суд читателя книга написана сыном военного летчика Георгия Николаевича Урвачева (1920–1996) – участника войн с Германией и Японией в 1941–1945 гг., в Корее – в 1952–1953 гг. и летчика-испытателя ВВС в 1954–1964 гг. В основу книги легли записи летной книжки Г. Н. Урвачева, другие официальные документы, а также его личные воспоминания. Основная часть записок посвящена летной и боевой работе Георгия Урвачева и его друзей-летчиков из 34-го истребительного авиационного полка, который с 1938 г. входил в состав противовоздушной обороны (ПВО) Москвы, а в 1945 г. был передислоцирован на Дальний Восток, участвовал в войне с милитаристской Японией. Главным испытанием для летчиков полка стала защита неба столицы, когда они вместе с другими истребительными авиационными полками ПВО Москвы в июле 1941 г. вступили в бой с превосходящим по силе, подготовке и оснащению противником. Тем не менее они выиграли воздушное сражение в небе Москвы. Официальный боевой счет героя этой книги – 4 лично сбитых самолета противника и 7 – в группе.






А в марте 1942 г. за отличие при разгроме немцев под Москвой полк был преобразован в 12-й гвардейский. Будучи истребительным авиаполком, он отличился как штурмовой. Поэтому в приказе о присвоении ему гвардейского звания отмечалось, что его летчики «нанесли огромные потери фашистским войскам и своими сокрушительными ударами уничтожали живую силу и технику противника, беспощадно громили немецких захватчиков».

К этому времени полк вернулся в свою истребительную ипостась, был перевооружен на МиГи и перебазирован в Москву на Центральный аэродром. При этом к нему, кажется, перешли от 16-го иап также функции «придворного» авиаполка. В его состав был переведен Степан Микоян, а из школы летчиков прибыли его брат Алексей, сын члена Государственного комитета обороны и заместителя наркома обороны Н. А. Булганина Лев и сын секретаря ЦК, МК и МГК ВКП(б), начальника Главного политуправления Красной армии А. С. Щербакова Александр.

Кроме того, видимо, в гвардейский полк переводили из других авиачастей московской ПВО наиболее опытных и отличившихся летчиков. Так, в 1943 г. в этот полк были направлены из 34-го иап заместитель командира полка Андрей Шокун, один из самых результативных к тому времени пилотов полка Сергей Байков и отличившийся высотным тараном самолета противника Тимофей Белоусов.

4 октября летчики 6-го истребительно авиакорпуса обнаружили глубокий прорыв немецких танков в тыл советских войск на г. Юхнов, что на 100 км ближе к Москве, чем от г. Белого. Сведения были настолько ошеломляющими, что вызвали недоверие не только армейского командования, но и военно-политического руководства страны. Летчики и командование корпуса были обвинены в трусости и паникерстве, им пригрозили строгими карами, если сведения не подтвердятся, и при этом якобы прозвучало слово «расстрел».

В связи с этим, несмотря на резкое ухудшение погоды, туман и дождь, переходящие в метель, летчики вновь вылетели на разведку, и в их числе младший лейтенант Урвачев:

«7.10.41, МиГ-3. Разведка, 1 полет, 1 час».

Но данные предыдущей авиаразведки подтвердили не они, а немецкие танки, которые, не получив своевременного отпора, 6 октября заняли Юхнов, а 7-го замкнули кольцо окружения значительных сил Красной армии под Вязьмой. «Если бы мне поверили!» – так названа одна из послевоенных публикаций об этих событиях бывшего заместителя командира 6-го иак Якушина, который первым обнаружил немецкие танки.

В те дни немецкие бомбардировщики предприняли интенсивные удары по городу и железнодорожной станции Ржев. Летчики 34-го полка вступили с ними в ожесточенные воздушные бои, и в одном из них младший лейтенант Георгий Урвачев сбил свой первый самолет противника. Сначала он, Василий Герасимов, Иван Лукин, Виктор Коробов и Михаил Бубнов отразили налет бомбардировщиков:

«5.10.41, МиГ-3. Воздушный бой, 1 полет, 55 минут».

Лейтенант Прокопов атаковал уже уходившие после налета «Юнкерсы» и одного из них сбил, затем поджег левый мотор на другом, который со снижением перетянул за линию фронта и там упал. После этого Урвачев снова поднялся в воздух:

«5.10.41, МиГ-3. Воздушный бой – сбил Ме-110, 1 полет, 55 минут».

«Мессершмитт-110» – двухместный самолет с двумя двигателями, отличался высокой живучестью и огневой мощью, имел в носовой части две пушки и четыре пулемета. Еще один пулемет был у стрелка, который защищал самолет от атак из задней полусферы. Эти самолеты использовались не только как истребители. Урвачев, вероятнее всего, вел бой с мессером из эскадры скоростных бомбардировщиков SKG210, участвовавших в Битве за Британию, о чем напоминала ее эмблема – Англия в кольце прицела.

О его победе в этом бою помимо летной книжки свидетельствует надпись на титульном листе книги Героя Советского Союза, генерал-майора авиации и известного летчика-испытателя П. М. Стефановского «Триста неизвестных»: «Георгию Николаевичу Урвачеву, помощнику командира 34 иап по ВСС (воздушно-стрелковой службе. – В. У.) в то памятное время. На память о легендарных событиях отражения Октябрьского наступления немцев под Москвой в грозном 1941 году с аэродрома Ржев. И о сбитом Вами немецком бомбардировщике Ю-88, пилотируя моим счастливым истребителем МиГ-3. Стефановский 4.9.70 г.».

Немного запамятовал Петр Михайлович – был сбит не Ю-88, а Ме-110.

В тот день заместитель командира 6-го иак полковник Стефановский прилетел на новеньком МиГ-3 в 34-й полк и скрылся за дверями его штаба. В это время в небе показался немецкий двухмоторный самолет, и командир эскадрильи приказал только что вернувшемуся после боя с «Юнкерсами» Георгию Урвачеву, чей истребитель еще не был готов к новому вылету, перехватить самолет противника на МиГе Стефановского.

Урвачев, взлетев, дал полный газ и не сбавлял его, пока не догнал немца на высоте 6000 м, попытался скрытно подойти к нему сзади снизу, но все-таки нарвался на очередь немецкого стрелка и сам открыл огонь. Он видел, что попадает, но Ме-110 шел как заговоренный. Тогда Георгий нажал гашетку пулеметов и не отпускал ее, пока мессер не загорелся и рухнул на землю. На аэродроме МиГ был возвращен на прежнее место, но после боя из-за длительного полета на максимальном режиме и непрерывной стрельбы вид аэроплана был ужасен – залитый маслом, в копоти и пулевых пробоинах, стволы пулеметов деформированы и в окалине. Когда появился Стефановский, он оторопел:

– Какой варвар летал на моем самолете?!

Ему доложили о произошедшем, и приговор «варвару» был коротким:

– Забирай эту машину себе и сам на ней летай.

Взял в полку У-2 и улетел, куда ему было надо.

Видимо, опыт этого боя заставил летчика Урвачева впоследствии, как правило, избегать атаки Ме-110 сзади из нижней полусферы, хотя они кажутся более безопасными из-за того, что стрелку противника трудно наблюдать за атакующим истребителем и вести заградительный огонь, так как мешают фюзеляж и хвост собственного самолета. Однако атака с набором высоты и малой скоростью сближения затянута, и поэтому Урвачев успел «принять» на свой самолет несколько пробоин.

Он говорил, что после этого предпочитал атаковать не только Ме-110, но часто также «Юнкерсы» и «Хейнкели» сверху, пикированием на цель. В этом случае приходилось идти прямо на пулеметы стрелков самолета противника, но атака была скоротечной. Надо было только успеть прицелиться и открыть огонь раньше противника. Как свидетельствует боевой счет Урвачева, ему это иногда удавалось, а его противникам – ни разу.

Тем временем летчики эскадрильи Шокуна при патрулировании и перехвате самолетов противника в районе Ржева вели, сменяя друг друга в воздухе, уже почти непрерывные воздушные бои. Так, Виктор Коробов в составе звена с Иваном Лукиным и Михаилом Бубновым вступил в воздушный бой с группой Ю-88 и одного из них сбил. Взлетев следом, Владимир Бардин и Василий Герасимов в бою с восьмеркой Ме-110 тоже одержали победу. Сменив в воздухе эту пару, Андрей Шокун уничтожил еще одного «Юнкерса». В летной книжке Урвачева тоже новые записи о воздушных боях, два из них 7 октября, в том числе одиночный с Ю-88 на высоте 4000 м, и еще один – через день с «Юнкерсами» в составе четверки с Василием Герасимовым, Михаилом Бубновым и Владимиром Бардиным.

Но в эти же дни полк понес первые боевые потери. 8 октября в воздушном бою с тремя Ме-109 погиб заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Иван Лукин. Через два дня, когда летчики полка штурмовали наземные войска противника, младшие лейтенанты командир звена Алексей Макаров и летчик Иван Дыкин не вернулись из боевого вылета после воздушного боя, который они вместе с лейтенантом Степаном Тихоновым втроем вели в районе Можайска против четверки Ме-109.

В это время эскадрилья капитана Найденко в составе девяти истребителей вылетела с аэродрома Инютино для сопровождения и прикрытия штурмовиков Ил-2 в районе г. Белого, где вступила в тяжелый бой с шестнадцатью Ме-109 из группы (полка) III/JG27, дислоцировавшегося в районе Сычевки. В ходе боя Михаил Найденко, Николай Мирошниченко и Сергей Платов каждый сбили по самолету противника, однако пятеро истребителей не вернулись на свой аэродром.

Только на следующий день в полк поступили сведения, что в этом бою погиб адъютант эскадрильи Владимир Фокин, Сергей Платов и раненый Василий Писецкий покинули подбитые самолеты с парашютами, а Михаил Найденко и Николай Мирошниченко с пробитыми бензобаками совершили вынужденные посадки. Как записано в журнале дневника полка, «все перечисленные пилоты имеют ушибы лица».

Урвачев в этот тяжелый для полка день выехал в Москву для получения нового МиГа на авиазаводе № 1 и по дороге на Ходынку на минуту заскочил к своей матери на Варшавское шоссе. В кухне коммунальной квартиры, где она жила, он увидел на плите огромный бак с кипящей водой, подумав, что это для стирки белья. Мать встретила его попреками за то, что он якобы «сбежал с войны», и поэтому, раз мужики бегут, «фабричные бабы» будут сами защищать Москву – поливать немцев кипятком, когда они придут в город. Сын успокоил ее, сказав, что отлучился «с войны» по делам на один день, и помчался на завод, который уже начал эвакуацию в Куйбышев. На следующий день он, как и обещал своей маме, на новом МиГе вернулся «на войну», до которой было всего полчаса полета:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "На защите московского неба. Боевой путь летчика-истребителя. 1941–1945"

Книги похожие на "На защите московского неба. Боевой путь летчика-истребителя. 1941–1945" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Урвачев

Виктор Урвачев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Урвачев - На защите московского неба. Боевой путь летчика-истребителя. 1941–1945"

Отзывы читателей о книге "На защите московского неба. Боевой путь летчика-истребителя. 1941–1945", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.