Виктор Урвачев - На защите московского неба. Боевой путь летчика-истребителя. 1941–1945

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "На защите московского неба. Боевой путь летчика-истребителя. 1941–1945"
Описание и краткое содержание "На защите московского неба. Боевой путь летчика-истребителя. 1941–1945" читать бесплатно онлайн.
Представленная на суд читателя книга написана сыном военного летчика Георгия Николаевича Урвачева (1920–1996) – участника войн с Германией и Японией в 1941–1945 гг., в Корее – в 1952–1953 гг. и летчика-испытателя ВВС в 1954–1964 гг. В основу книги легли записи летной книжки Г. Н. Урвачева, другие официальные документы, а также его личные воспоминания. Основная часть записок посвящена летной и боевой работе Георгия Урвачева и его друзей-летчиков из 34-го истребительного авиационного полка, который с 1938 г. входил в состав противовоздушной обороны (ПВО) Москвы, а в 1945 г. был передислоцирован на Дальний Восток, участвовал в войне с милитаристской Японией. Главным испытанием для летчиков полка стала защита неба столицы, когда они вместе с другими истребительными авиационными полками ПВО Москвы в июле 1941 г. вступили в бой с превосходящим по силе, подготовке и оснащению противником. Тем не менее они выиграли воздушное сражение в небе Москвы. Официальный боевой счет героя этой книги – 4 лично сбитых самолета противника и 7 – в группе.
В. П. Чкалову приписывают слова: «Воздух перестал быть стихией сильных людей после того, как на самолетах установили туалет». Говорят, что в советской военной авиации ассенизационное устройство впервые появилось только в 1979 г. на стратегическом бомбардировщике Ту-95 МС, а до того эти функции выполняло ведро, которое по обычаю после полета выносил тот, кто первым воспользовался им на борту.
Американцы же, наверное, считали решение этой проблемы залогом побед в воздухе. Поэтому у них еще во время войны даже на истребителе Р-39 «Аэрокобра» устанавливалось что-то вроде писсуара под сиденьем. А для полета человека на Луну они изобрели памперсы.
Приближалась суровая зима 1941 г., и уже 12 ноября из-за обледенения бензинового фильтра отстойника на самолете младшего лейтенанта Еременко, а через день – у лейтенанта Сельдякова в боевом вылете отказали моторы, и они совершили вынужденные посадки на «живот». Причина: техники «прозевали» наступление заморозков и не сливали отстой.
При этом техником самолета у Сельдякова был хороший специалист своего дела Евгений Онищенко, ставший вскоре техником звена. Но, когда через год его принимали в члены ВКП(б), на партбюро полка многие указывали на то, что у него «нет командирской напористости <…> командирской требовательности». Может быть, в силу этих качеств характера Евгений с удовольствием занимался общественной работой, что в 1944 г. привело его на место парторга полка. А после войны Евгений Остапович стал дипломатом, военно-воздушным атташе в Канаде и странах Бенилюкса.
В период между этими летными происшествиями, в которые попали Еременко и Сельдяков, 13 ноября начальник Генерального штаба сухопутных войск вермахта генерал-полковник Гальдер прилетел в Оршу на совещание командующих группами армий перед новым этапом наступления на Москву. При обсуждении этих планов он признал: «Сильная противовоздушная оборона делает Москву неуязвимой с воздуха».
Правда, в полку этот день был отмечен не очень удачной схваткой Шокуна, Мирошниченко, Тараканчикова и Королева в районе Кубинки с пятеркой Ме-109. Самолет Андрея Шокуна в ходе боя загорелся, летчику удалось сбить пламя, но механикам пришлось заделывать на нем пробоины, а Петр Королев вернулся тоже на подбитом самолете и посадил его на «живот».
Но на следующий день летчики полка «отыгрались по полной программе», когда немецкие бомбардировщики впервые предприняли дневной массированный налет на столицу под прикрытием истребителей на всем пути следования. Утром около 70 самолетов противника бомбили объекты в районах Клина, Кубинки и войска в районе Истры, а после полудня группы бомбардировщиков и истребителей – до 190 самолетов – подошли к Москве.
Большая группа истребителей-бомбардировщиков Ме-110 под прикрытием Ме-109 появилась у аэродрома Внуково, на котором в это время летчикам 34-го полка вручались ордена. Пятерка истребителей капитана Александрова успела подняться в воздух и встретить мессеров над юго-западной окраиной аэродрома, по которому они изготовились нанести штурмовой удар. МиГи пошли на них в лобовую атаку и залпом реактивных снарядов нарушили строй противника – немцы шарахнулись в разные стороны, когда у них перед носом разорвались тридцать эрэсов.
Николай Александров и Сергей Байков связали боем истребители прикрытия, а Николай Мирошниченко, Виктор Коробов и Георгий Урвачев начали преследовать и атаковать ударные Ме-110. Нельзя было допустить их к аэродрому, где МиГи полка заправлялись горючим и готовились к вылету. Один из них вскоре взлетел на помощь товарищам, и в бой вступил Николай Тараканчиков.
Александров вначале в облаках двумя длинными очередями сбил Ме-110, а затем завязал бой с шестеркой Ме-109. Непрерывными атаками ему удалось их рассеять и отогнать, но его самолет был поврежден. Он попытался дотянуть на нем до аэродрома, однако в районе Подольска попал под огонь своей зенитной артиллерии и с пробитым крылом произвел посадку в 10 км юго-западнее Люберец.
Байков дрался с четырьмя Ме-109 южнее Алабино и двоих сбил. В ходе боя одному самолету противника удалось зайти в хвост его МиГа, но на выручку к нему подоспел Тараканчиков, который только что уничтожил Ме-110. В это время Урвачев и Коробов в районе Подольска сбили еще по одному Ме-110 каждый. После этого Виктор Коробов при возвращении во Внуково встретил звено Ме-109, пошел на них в лобовую атаку, а затем еще дважды атаковал в хвост, но мессеры предпочли уклониться от боя.
Взлетевший позже других Николай Мирошниченко в районе Кубинки на высоте 3500 м «возился» с бомбардировщиком До-215, который, дымя мотором, рухнул на землю только после его седьмой атаки. Развернувшись на курс к дому, он увидел перед собой Ме-109, с которым бой проходил в другом темпе – стремительном, и мессер тоже отправился на землю. Урвачев в следующем вылете около Подольска вновь встретил и атаковал Ме-110, но «результат не известен», как отмечено в документах полка. События того дня отражены в его летной книжке:
«14.11.41, МиГ-3. Воздушный бой, 2 полета, 1 час 43 минуты. Сбил лично в районе Подольска Ме-110;
14.11.41, МиГ-3. Перехват противника, 1 полет, 17 мин.;
14.11.41, МиГ-3. Воздушный бой, 1 полет, 58 минут».
Исследователи отмечают, что советская авиация «сумела отбить налет на Москву и пригородные аэродромы и уничтожила 31 неприятельский самолет,<…> увеличили боевой счет в этот день пилоты 28-го, 34-го и 233-го иап. <…> Захватить господство в воздухе в районе Москвы накануне нового наступления люфтваффе не смогли. <…> Неудачными были атаки и на советские аэродромы. Так, летные полосы Центрального и Внуковского аэродромов были восстановлены уже через два-три часа после налета. Немецкие бомбы в действительности уничтожили один МИГ-3 <…> и повредили еще три машины».
По свидетельству полковника Стефановского, вскоре после этого налета был сбит высотный разведчик Ю-88, пилот которого на допросе сказал: «На Москву летать невозможно. Немецкая авиация понесла здесь колоссальные потери. У вас неприступная противовоздушная оборона».
Подтянув дополнительные силы и произведя их перегруппировку, немецкие войска 15 ноября начали второй этап наступления на Москву, нанося удар на севере в направлении на Солнечногорск и Клин и на юге – в сторону Каширы и Коломны. Поскольку аэродром Внуково находился между этими направлениями наступления противника, 34-й полк прикрывал и поддерживал свои войска, вел разведку и патрулирование на каждом из них. Так, 16 ноября Андрей Шокун при патрулировании к югу от Москвы в районе Серпухова обнаружил пикировщики Ю-87, которые бомбили переправу на реке Нара у Буриново, и одного из них сбил. Остальные были рассеяны атаками подоспевших истребителей.
Кроме того, немецкая авиация не оставляла попытки блокировать работу аэродрома Внуково, и на следующий день Шокун уже здесь вел бой с двумя Ме-109, а затем еще с одним, и, хотя «результаты боя неизвестны», небо над аэродромом было расчищено. Однако назавтра четыре Хе-111 под прикрытием четверки Ме-109 все-таки прорвались к аэродрому и сбросили несколько бомб. В результате сгорел один истребитель И-153 «Чайка», повреждено летное поле и разрушен блиндаж летного состава. Жертв не было.
В это же время командир 3-й эскадрильи Александров был назначен заместителем командира полка, который в связи с этим приказал: «В целях повышения боеспособности полка командира 2-й эскадрильи капитана Шокуна назначаю командиром 3-й эскадрильи со своими летными экипажами». Имелись в виду экипажи Бубнова и Урвачева, которые обычно летали с Шокуном ведомыми летчиками. Этих двоих, а также Коробова вместе с техниками их самолетов Шокун и забрал с собой в 3-ю эскадрилью.
27 ноября Шокун, Урвачев и Бубнов уже к северу от Москвы нанесли штурмовой удар на участке шоссейной дороги Рогачево – Синьково и рассеяли до роты пехоты противника. В тот же день, по словам Стефановского, он получил приказ командования ВВС произвести авиационную разведку лесного массива на Волоколамском направлении, где, по донесениям армейских разведчиков, сосредоточилась и замаскировалась крупная механизированная группа противника.
Звено 34-го полка, выполнявшее по его распоряжению разведку, противника не обнаружило. Капитан Шокун вызвался повторить разведку, но, вылетев вместе с Урвачевым и Бубновым, также ничего не нашел. Тогда по приказу Шокуна летчики втроем спикировали на предполагаемое место нахождения противника, провоцируя его зенитные батареи на открытие огня. Немцы, видимо решив, что их обнаружили и штурмуют, встретили самолеты ураганным огнем. Расположение противника было выявлено, однако ведомые летчики вернулись на поврежденных самолетах без командира. Как следует из журнала дневника полка: «Мл. лейтенант Урвачев и лейтенант Бубнов доложили, что на Н-50 м самолет капитана Шокуна загорелся и упал в лесу в районе Вост. Синьково».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "На защите московского неба. Боевой путь летчика-истребителя. 1941–1945"
Книги похожие на "На защите московского неба. Боевой путь летчика-истребителя. 1941–1945" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктор Урвачев - На защите московского неба. Боевой путь летчика-истребителя. 1941–1945"
Отзывы читателей о книге "На защите московского неба. Боевой путь летчика-истребителя. 1941–1945", комментарии и мнения людей о произведении.