Коллектив авторов - История философии

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "История философии"
Описание и краткое содержание "История философии" читать бесплатно онлайн.
Дается систематическое изложение развития мировой философской мысли. Включает разделы: «Философия Древнего мира и Средневековья», «Западноевропейская философия Нового и Новейшего времени», «История русской философской мысли», «Философская мысль Беларуси». Раскрывает сложные коллизии становления и развития теоретического мировоззрения, знакомит с основными философскими направлениями, течениями и школами. Учтены новейшие подходы к объяснению сущности и характера историко-философского процесса.
Для студентов, магистрантов, аспирантов социально-гуманитарных специальностей, всех, кого интересует философия.
♦ исследование способа выражения мысли в слове;
♦ анализ логических средств описания необходимых связей между явлениями;
♦ постановку проблемы универсалий;
♦ определение гносеологического статуса символа;
♦ попытку создать динамическую картину мира.
Арабоязычная философия Средних веков
Ближневосточные страны достигли в Средние века достаточно высокого уровня развития своей культуры. До конца XII в. государства Восточного Средиземноморья опережали Западную Европу по многим показателям духовной жизни. Хорошо известны успехи ученых этого региона в медицинской практике, географических исследованиях, развитии математики и астрономии. Очень важно, что здесь не было, как на европейском Западе, перерыва в духовной эволюции общества: через Византию Восток сохранил историческую связь с античностью. На Ближнем Востоке сформировалась весьма своеобразная философия, во многом отличная от европейской. Одной из ее предпосылок также было религиозное мировоззрение. Религия ислама, которая здесь возникла, в определенном смысле более строга в отстаивании монотеизма, нежели христианство. Большую роль в развитии философии ближневосточных стран сыграл и арабский язык, который в то время стал языком литературы и науки в этом регионе. Им пользовались ученые разных национальностей.
Знаменитым арабским философом был аль-Фараби (870–950). Он родился в г. Фараби на территории современного Казахстана. В Багдаде, столице халифата, аль-Фараби получил блестящее образование, а значительную часть жизни провел в Сирии.
Аль-Фараби
Аль-Фараби выделялся разносторонностью своих интересов: он был хорошим врачом, отличным музыкантом, преподавал риторику. Но главной его заслугой стало создание широкой системы философии – она охватывала наиболее важные сферы отношений человека с миром.
Аль-Фараби рассматривает философию как специальную отрасль совокупных знаний. Ее задача – исследовать коренные вопросы бытия, выявлять его основополагающие факторы. Аль-Фараби делит бытие на две части: вещи, существование которых нуждается во внешних причинах, и вещи, существование которых определяется собственной природой. Первый вид связан со случайными обстоятельствами, меж тем как второй носит необходимый характер и присущ только Богу.
В теории аль-Фараби Бог предстает в качестве некоего Абсолюта. Он бестелесен, един, неделим и лишен противоположностей. К нему не подходят личностные характеристики. Философ приписывает первосущему только жизнь, волю и всемогущество.
Какое же место в созданной аль-Фараби картине мира занимает человек? Сущность человека, согласно мыслителю, в том, что у него есть душа, которая совершенно отличается от тела. Несмотря на это, душа зависит от тела. Вместе с тем она сама направляет действия тела. Душа обладает такими способностями, как ощущение, понимание, чувство красоты и совершенства.
Аль-Фараби был уверен, что главной целью человеческой деятельности является счастье. Необходимыми условиями его достижения выступают воля, свобода и знания. Именно они позволяют сделать осмысленный выбор. Философ понимал значение социально-культурных факторов для человеческого счастья. Он справедливо отмечал, что счастье возможно только при совместной деятельности людей. Арабский мыслитель при этом указывал на противоречие между ограниченными способностями отдельных людей и беспредельностью их потребностей. Он делает правильный вывод, что общество позволяет преодолевать данное противоречие. Аль-Фараби обращает внимание на важное значение для общего дела разграничения функций, выполняемых отдельными социальными группами. Восточный философ обосновывает положение, согласно которому взаимодополнительность различных функций обеспечивает устойчивость социального целого.
Крупным ближневосточным философом Средневековья является Абу Али ибн Сипа (980 1037), более известный в Европе под латинизированным именем Авиценна. Родился он недалеко от Бухары в семье знатного сановника. Авиценна был исключительно способным учеником. В десять лет он чуть ли не наизусть знал Коран, легко ориентировался в мусульманском праве, имел большой успех в изучении математики, физики, логики. Предметом особого увлечения будущего философа была «Метафизика» Аристотеля. По его собственным словам, он перечитал это произведение около сорока раз.
Абу Али ибн Сина (Авиценна)
Значительное место в жизни Авиценны занимала медицина. Он стал блестящим врачом и выдающимся теоретиком медицины. Еще семнадцатилетним юношей Авиценна избавил от тяжелого телесного недуга эмира Бухары, который уже прощался с жизнью.
Фундаментальный труд знаменитого ученого «Канон медицины» много веков служил наставлением для практикующих врачей. Свои философские воззрения Авиценна изложил в многочисленных книгах, наиболее известной из которых является «Книга спасения», состоящая из 18 томов. За разностороннюю глубокую и плодотворную научную деятельность Авиценну прозвали «Князем ученых».
Мыслителя живо интересовали проблемы познания. Он различает чувственное и рациональное познание. Помимо них Авиценна выделяет еще интуицию как непосредственное видение истины. Последующее развитие философии и науки, однако, не подтвердило отрыва интуиции от иных познавательных способностей людей, характерного для учения Авиценны. Как сын своего времени Авиценна не был лишен мистических представлений. Это выразилось в суждении, что святые и пророки способны непосредственно созерцать истину.
Авиценна оптимистически оценивал возможности человека постигать мир. Следом за Аристотелем он придает большое значение при изучении мира теории взаимоотношения материи и формы. ЕІндивидуальность вещей философ связывает с материальным субстратом, а в форме видит общую сторону явлений. Реально форма существует как общее, но представленное в единичных вещах. Затем в виде абстрактных понятий она переходит в сознание человека. Ученый допускал, что наиболее близкая к земле космическая сфера обладает деятельным разумом, порождающим идеальные формы, которые являются чем-то вроде генетического кода. Укореняясь в материи, они обусловливают возникновение конкретных вещей.
Как ученый с богатой естественнонаучной базой Авиценна стремится к объективному истолкованию природных явлений. В этих целях он предлагает в границах религиозной доктрины философское объяснение независимости материальных процессов от сверхприродного начала. Ближневосточный мыслитель – сторонник концепции, согласно которой бытие делится на абсолютно необходимое, каковым является Бог, и возможное, которое образуют единичные вещи. Необходимость существования таких вещей относительна. Важнейшей отличительной особенностью абсолютного бытия является совпадение сущности и существования – эта мысль окажет в дальнейшем сильнейшее влияние на развитие христианской философии. У абсолютного бытия нет потребности в чем-то ином для поддержания своего существования. Иначе в сфере единичных вещей. Сущность каждой из них зависит от других вещей, с которыми она взаимодействует. Сквозная связь вещей и явлений образует бесконечную цепь причинности. Исследуя причинные отношения, люди раскрывают подлинную природу вещей.
Как же соотносятся между собой абсолютное и относительное бытие? Чтобы разъяснить этот вопрос, Авиценна обращается к теории эманации неоплатоников, но вносит в нее принципиально новые элементы, отличающие его концепцию как от неоплатонизма, так и от христианства. Во-первых, действия Бога рассматриваются как безличный спонтанный процесс, который подчиняется определенным законам. Очевидно, эта концепция исключает фатальную заданность событий, а для человека предусматривает возможность познавать законы бытия. Во-вторых, ученый высказывает чрезвычайно смелую и необычную для религиозного философа мысль: материя существует за пределами эманации. Она со-вечна Богу. Материя, таким образом, оказывается универсальной возможностью. Ни одна вещь не способна возникнуть без нее. В этой концепции отчетливо просматривается материалистическая тенденция – крайне редкое для средневековой философии явление. Здесь ограничиваются действия Бога, а природные процессы подчиняются своим законам, которые человек в состоянии постичь и которыми можно пользоваться.
Знаменитый философ не обошел и проблему человека. Он отмечает, что человеческая душа выполняет функции роста, движения и мышления. Специфика человека определяется двумя главными силами его души – созерцательной, которая познает, и практической, которая обеспечивает движение тела. С познанием мира и совершенствованием на этой основе человека арабский мыслитель связывал смысл жизни.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История философии"
Книги похожие на "История философии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - История философии"
Отзывы читателей о книге "История философии", комментарии и мнения людей о произведении.