Коллектив авторов - История философии

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "История философии"
Описание и краткое содержание "История философии" читать бесплатно онлайн.
Дается систематическое изложение развития мировой философской мысли. Включает разделы: «Философия Древнего мира и Средневековья», «Западноевропейская философия Нового и Новейшего времени», «История русской философской мысли», «Философская мысль Беларуси». Раскрывает сложные коллизии становления и развития теоретического мировоззрения, знакомит с основными философскими направлениями, течениями и школами. Учтены новейшие подходы к объяснению сущности и характера историко-философского процесса.
Для студентов, магистрантов, аспирантов социально-гуманитарных специальностей, всех, кого интересует философия.
Ибн Рушд (Аверроэс)
Большую известность в средневековом арабском мире приобрело имя философа Ибн Рушда (1126–1198) (латинизированный вариант – Аверроэс). Он родился в Кордове, городе на территории Испании, который был тогда столицей Кордовского халифата. Аверроэс – глубокий мыслитель, в творчестве которого широко представлены материалистические элементы.
Он осознает, что философия является самостоятельной формой объяснения действительности, и пытается доказать ее независимость от теологии. Вместе с тем он полагает, что у философии и религии есть общие элементы. Обе формы сознания, отмечает мыслитель, судят о первой и высшей причине всего сущего, а значит, носят мировоззренческий характер. Но они и существенно разнятся, ибо обладают особыми способами трактовки бытия. Философия ориентируется на строго логическое обоснование идей, между тем как религия опирается на образное описание мира, представленное в текстах священных книг.
Аверроэс предлагает непривычное решение стержневого для средневекового мировоззрения вопроса: мир создан или существует извечно? Философ подвергает суровой критике идею творения мира. Материя самостоятельна по отношению к Богу, заявляет он. Она – главный источник и носитель всех природных процессов и перемен. Предметная действительность, как и Бог, существует вечно. Они представляют собой разные формы бытия, которые максимально удалены друг от друга. В отличие от природы Бог воплощает абсолютную устойчивость, ему не свойственны никакие перемены, и он не может творить изменчивые вещи.
Бог Аверроэса лишен антропоморфных черт, его сущность сводится к функциям перводвигателя и первопричины. Несомненно, здесь сказалось большое влияние Аристотеля. В отношениях с миром Бог выполняет задачу пробуждения тех форм, которые изначально содержались в материи. В результате формы из потенциального состояния переходят в актуальное существование. Причем Бог осуществляет такой переход не прямо, а с помощью особых интеллигентных образований, которые находятся в постоянном движении. Легко заметить, что учение Аверроэса рельефно очерчивает контуры пантеистической картины мира.
Арабский философ развивает также положение Аристотеля о том, что душа человека связана с телом, как форма с материей. Поскольку душа всегда принадлежит определенному телу и определяет именно его психические процессы, постольку она распадается со смертью тела – исчезает конкретная связь чувственных образов, памяти и страстей. Однако с чувственными образами мыслитель связывает только пассивный разум, наряду с которым он признает существование еще и активного. Последний носит надындивидуальный характер и является вечным. После смерти тела он присоединяется к безличному космическому интеллекту. Философ приближается к осмыслению социокультурного характера сознания, но делает это пока еще в неадекватной форме. Нетрудно обнаружить также онтологизацию им теоретической способности человеческого разума.
Аверроэс проявляет немалый интерес к проблеме человеческой свободы. Он подвергает убедительной критике два крайних взгляда – божественной предопределенности поведения людей и полной независимости их воли. Философ доказывает, что действия людей не могут быть заданы внешними силами, даже божественными. Повседневная жизнь убеждает: человек – не камень, от которого ничего не зависит. Но неправомерен и противоположный взгляд, будто человеческая воля совершенно свободна. Мы вынуждены считаться со сложившимися обстоятельствами, нас часто подводит и собственный темперамент. Аверроэс уверен, что истина находится где-то между этими крайностями.
Ряд безусловно заслуживающих внимания суждений высказывает философ о социальной жизни людей. Его концепция общества носит органистический характер. Пытливый ум исследователя фиксирует, что от рождения у людей разные способности. Данный факт он считает предпосылкой социальной дифференциации. Разделение функций признается им благотворным фактором для полноценного функционирования человеческого сообщества. Философ близко подошел к осмыслению большого значения социального структурирования, разграничения общественных функций, роли права и ответственности властей перед народом. Но в его взглядах на общество еще много наивных суждений и утопических иллюзий.
Ближневосточная философия Средневековья дала миру ряд ярких самобытных мыслителей. Они сберегли творческие достижения античных авторов и переосмыслили их в соответствии с новыми социально-историческими условиями. Обоснование ими идей самостоятельности философии, автономного существования вещей по законам природы, внутренней мотивации человеческих действий, разворачивающихся в определенных внешних условиях, высказанная необходимость учитывать достижения естествознания при разработке философских теорий, наконец, пантеистическое видение мира окажут большое влияние на развитие мировой философии, в том числе и на дальнейшую эволюцию христианского философского мышления. С конца XII в. инициатива в развитии философии переходит с Ближнего Востока в Западную Европу.
Расцвет и закат схоластики
В начале II тысячелетия происходят серьезные сдвиги в социальной и духовной жизни западноевропейского общества, во многом стимулировавшиеся переходом христианской средневековой философии к новому этапу эволюции. Именно в это время схоластика оформляется концептуально, закрепляясь в философских трудах и обретая дисциплинарный статус в системе образования. К факторам, которые существенно активизировали духовные процессы, следует отнести рост средневековых городов, появление ремесленных цехов и выделение состоятельного класса бюргеров. Государственное управление, хозяйственная деятельность, решения социальных проблем нуждались в правовых, технических и медицинских знаниях. Большую роль в развитии духовной жизни вообще и философии в частности начинают играть университеты, появление которых относится именно к тому времени. Наряду с теологией там преподавали целый ряд светских дисциплин. С университетской деятельностью связано формирование сообщества ученых. Высокую ценность в обществе приобретают аристократизм мыслей и поступков, утонченность чувств и рафинированность вкуса[77].
С конца XI в. христианская Европа вступает в затяжную войну с мусульманской Азией. Крестовые походы на Восток познакомили европейцев с иной культурой и вернули некогда утраченные познания в античной философии – арабские ученые хорошо знали античных авторов.
В развитии схоластики II тысячелетия выделяют два периода: высокую схоластику (XI–XIII вв.) и позднюю (XIII–XIV вв.). Высокая схоластика знаменуется дисциплинарным разделением теологии и философии. Для этого периода характерно переключение деятельности философов с сотворения новой картины мира на ее интерпретацию, с формирования особого стиля мышления на его активное использование. Сильный акцент делается на рационализации философского знания – одной из ведущих проблем становится проблема понятийного оформления идей. Этот период показателен систематизацией философии, появлением крупных обобщающих теорий. Особый колорит философии придает вовлечение в теоретический анализ вновь ставших известными идей Аристотеля и произведений арабских авторов.
Ансельм Кентерберийский
Крупнейшим представителем высокой схоластики является Ансельм Кентерберийский (1033–1109). Его усилия были направлены на реализацию основной цели схоластической философии: оправдание вероисповедальных формул средствами человеческого разума. Ансельм разработал характерную для схоластики литературную форму. Его мировоззрение – рационализированный вариант августинизма.
Стиль схоластического мышления опирался на умозрительное рассуждение с использованием абстрактных понятий, что порой уводило в сторону от решения реальных проблем. Тогда интеллектуальный потенциал уходил на бесплодные споры вроде того, может ли всемогущий Бог создать камень, который сам не сумеет поднять? Бесплодное теоретизирование вызывало отрицательную реакцию среди самих философов. Иоанн Солсберийский иронизировал, что в таком случае становится неразрешимым вопрос, то ли рука человека ведет свинью на базар, то ли веревка, которую держит та же рука.
Философы понимают: чтобы повысить точность мышления и избежать бессодержательных суждений, необходимо знать, как осуществляется процесс мышления. Их внимание привлекают общие понятия – универсалии. Внешним поводом для развертывания дискуссии стал догмат о божественной троице – Бог един или троичен? Всестороннему обсуждению подвергается вопрос о соотношении общего и единичного, а также как существует общее – в единичном или самостоятельно? Тот, кто считал, что общее существует в действительности, стал называться реалистом (от лат. realis – вещественный, действительный). К реалистам принадлежал Ансельм Кентерберийский, о котором уже шла речь, Гийом из Шампо и др. Те же, кто думал, что общее существует не в действительности, а лишь в сознании человека, создали противоположное направление – номинализм (от лат. nomen – имя, наименование). Номиналистами были Беренгар Турский, Иоанн Росцелин, Пьер Абеляр и др.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История философии"
Книги похожие на "История философии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - История философии"
Отзывы читателей о книге "История философии", комментарии и мнения людей о произведении.