» » » » Борис Емельянов - История отечественной философии XI-XX веков


Авторские права

Борис Емельянов - История отечественной философии XI-XX веков

Здесь можно скачать бесплатно "Борис Емельянов - История отечественной философии XI-XX веков" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Борис Емельянов - История отечественной философии XI-XX веков
Рейтинг:
Название:
История отечественной философии XI-XX веков
Издательство:
ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2
Год:
неизвестен
ISBN:
978-5-7996-1363-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История отечественной философии XI-XX веков"

Описание и краткое содержание "История отечественной философии XI-XX веков" читать бесплатно онлайн.



Настоящее учебное пособие соответствует новому образовательному стандарту. В нем освещаются ключевые моменты развития отечественной философии за десять веков ее существования, дается анализ важнейших ее тем и направлений особенностей развития материалистической и идеалистической традиции.






Идеи Коперника поддерживали члены «ученой дружины» Петра. К примеру, Феофан Прокопович в курсе «Натурфилософия, или Физика» говорил о Копернике, что «его объяснение имело настолько большой успех, что за ним последовало множество современных философов и астрономов»202.

Большой резонанс в русском обществе вызвала публикация книги французского академика Бернара Фонтенеля «Разговоры о множестве миров господина Фонтенеля парижской академии секретаря перевел и потребными замечаниями изъяснил князь Антиох Кантемир в Москве 1730 года» (СПб., 1740). В ней утверждалось предположение о возможности межпланетных сообщений и жизни на других планетах. Хотя Синод и требовал от Елизаветы запрещения этой книги, общественное мнение, выступления академиков-астрономов, ходатайство М. В. Ломоносова были настолько сильными, что в 1761 г. вышло уже второе издание этой книги.

Из философов, прибывших в 1725 г. в Петербургскую академию наук, нужно назвать ученика и последователя Вольфа, профессора Тюбингенского университета Георга Бернгарда Бильфингера. Из истории Академии наук известно, что он читал лекции «по философии ньютоновской», и у него, а также другого тюбингенского философа, Х. Ф. Гросса, которого Феофан Прокопович считал своим другом, знания по философии получил А. Д. Кантемир. Для пополнения своих знаний не только профессора, но и студенты пользовались академической библиотекой, в которой были труды знаменитых европейских философов Лейбница, Вольфа, Г. Гроция, Дж. Локка, Гоббса, Монтескье и др.

Большую роль в распространении естественнонаучных и философских знаний играла издательская деятельность Академии наук. Из года в год росло количество опубликованных книг и тиражи: за три года (1750–1753) они выросли в 2,5 раза: с 54,5 тыс. до 133 тыс. экземпляров. При этом первое место по количеству занимали книги по литературоведению, второе – по естественным наукам, третье – по философии и истории203. Наибольший резонанс имел перевод естественно-научных трудов европейских ученых. О значении изданий книг французских ученых современный исследователь пишет: «…переведенные во второй половине XVIII в. с французского языка естественно-научные труды доносили до русского читателя современные научные идеи, знакомили с достижениями ученых Франции и других европейских стран, помогли освобождаться от все еще бытовавших заблуждений и устаревших представлений о мире и человеке»204.

Научный потенциал Петербургской академии набирал силу, росли ее контакты с иностранными учеными, о чем говорит, например, круг ее почетных членов (Х. Вольф, И. Бернулли, Ф. Вольтер, Д. Дидро, П. Мопертюи, Р. Реомюр, Ж. Д’Аламбер, К. Линней, Б. Франклин) и избрание ведущих ученых России в члены иностранных академий.

Интенсивная научная деятельность Петербургской академии постепенно ликвидировала отставание России в исследовании естественно-научных проблем, в подготовке научных кадров. Уже в середине XVIII в. в России начало работать немало выдающихся русских ученых-естествоиспытателей: М. Е. Головин, В. Ф. Зуев, П. Б. Иноходцев, С. К. Котельников, С. П. Крашенинников, И. И. Лепехин, С. Я. Румовский и др. Самым известным из них является выдающийся ученый-энциклопедист, создатель «корпускулярной философии» М. В. Ломоносов.

Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 г. в деревне Мишанинской Архангельской губернии в семье зажиточного помора, свободного от крепостной зависимости. До 19 лет он помогал отцу в его торговых и промысловых операциях.

Ломоносов-юноша с начатками математических и естественнонаучных знаний познакомился по «Арифметике» Леонтия Магницкого. Проштудировал он также «Славянскую грамматику» Милетия Смотрицкого и «Псалтырь» Симеона Полоцкого, которые он считал «вратами своей учености»205. Чтение этих книг определило его тягу к приобретению еще больших знаний и учености. Обучавший мальчика дьяк Семен Сабельников внушал ему, что «для приобретения большего знания и учености требуется знать язык латинский, а этому можно обучиться только в Москве, Киеве и Петербурге»206.

Получив паспорт, в декабре 1730 г. Ломоносов с рыбным караваном уходит в Москву, где, выдав себя за дворянского сына, поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Природная любознательность, ненасытное стремление к знаниям позволили ему пройти курс младших классов («школ») за полтора года вместо четырех.

Ощущая недостаток знаний, получаемых в Славяно-греколатинской академии, Ломоносов в 1734 г. предпринял попытку перевестись в Киевскую духовную академию, где надеялся эти знания получить. Но в ней, как пишет один из его первых биографов, «против чаяния своего нашел пустые только словопрения Аристотелевой философии: не имея же случая успеть в физике и математике, пробыл там меньше года, упражняясь в чтении древних летописцев и других книг, писанных на славянском, греческом и латинском языках»207. Вернувшись в Москву, уже в 1735 г. в предпоследнем («философском») классе Славяно-греко-латинской академии Ломоносов приступает к изучению логики, физики и метафизики, представлявших собой схоластическое изложение аристотелизма.

Изучение Аристотеля, без сомнения, имело для Ломоносова некоторое позитивное значение, поскольку воспитывало уважение к логически точному определению понятий, к их последовательному, непротиворечивому изложению. Однако будущий ученый избежал схоластического, слепого поклонения учителю. В предисловии к переведенной им в 1748 г. вольфианской «Физике» он так определяет свое отношение к аристотелизму: «Я не презираю сего славного и в свое время отменитого от других философа, но тем не менее без сожаления удивляюсь тем, которые про смертного человека думали, будто бы он в своих мнениях не имел никакого погрешения, что было главным препятствием к приращению философии и прочих наук, которые от ней много зависят»208.

В конце 1735 г. в числе двенадцати учеников Ломоносов был переведен для дальнейшего обучения в Петербургскую академию наук, а в сентябре 1736 г. его отправляют в Марбург к Христиану Вольфу, у которого он занимался в течение трех лет. Здесь он получил основательные знания по точным наукам. Работы этого периода («О превращении твердого тела в жидкое…»; «О различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул») закладывают основы корпускулярной физики и химии. Вольф в своих посланиях в Петербург высоко оценивал успехи Ломоносова. Один из отзывов гласил: «Молодой человек преимущественного остроумия, Михайло Ломоносов, с того времени, как для учения в Марбург приехал, часто мои математические, философические, а особливо физические лекции слушал и безмерно любил основательное учение. Ежели впредь с таким же рвением простираться будет, то не сомневаюсь, что, возвратясь в отечество, принесет пользу обществу, чего от сердца желаю»209.

Летом 1739 г. Ломоносов переезжает во Фрейбург, где приступает к изучению химии, минералогии, горного дела и металлургии. Здесь он узнает о победе русских над Турцией и взятии крепости Хотин. Откликаясь на это важное историческое событие, Ломоносов пишет новым для русской поэзии тоническим стилем «Оду на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года». Через сто с небольшим лет В. Г. Белинский высоко оценил это стихотворение: «В 1739 г. двадцативосьмилетний Ломоносов – Петр Великий русской литературы – прислал из немецкой земли свою знаменитую “Оду на взятие Хотина”, с которой по всей справедливости должно считать начало русской литературы… Ода Ломоносова показалась всем первым стихотворным произведением на русском языке, которое было написано правильным размером. Влияние Ломоносова на русскую литературу было такое же точно, как влияние Петра Великого на Россию вообще»210.

Досрочно прекратив свое обучение во Фрейбурге, Ломоносов с большими трудностями возвращается в 1741 г. в Петербург, где получает первое ученое звание адъюнкта физического класса. В 1745 г. после подачи соответствующего прошения о производстве его профессором химии и написания диссертации Ломоносова утверждают в звании профессора, он становится первым русским академиком Петербургской академии наук, в течение многих лет возглавляет работу академической химической лаборатории, построенной по его проекту. В этот период ученым были написаны замечательные работы, сделавшие его имя известным в Европе. В отзыве 1747 г. на две работы Ломоносова («Диссертация о действии химических растворителей вообще» и «Физические размышления о причинах теплоты и холода») Леонард Эйлер писал: «Все сии сочинения не токмо хороши, но и превосходны, ибо он изъясняет физические и химические материи самые нужные и трудные, кои совсем неизвестны и невозможны были к истолкованию самым остроумным ученым людям, с таким основательством, что я совсем уверен в точности его доказательств. При сем случае я должен отдать справедливость господину Ломоносову, что он одарован самым счастливым остроумием для объяснения явлений физических и химических. Желать надобно, чтобы все прочие Академии были в состоянии показать такие изобретения, которые показывал господин Ломоносов»211.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История отечественной философии XI-XX веков"

Книги похожие на "История отечественной философии XI-XX веков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Борис Емельянов

Борис Емельянов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Борис Емельянов - История отечественной философии XI-XX веков"

Отзывы читателей о книге "История отечественной философии XI-XX веков", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.