Борис Емельянов - История отечественной философии XI-XX веков

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История отечественной философии XI-XX веков"
Описание и краткое содержание "История отечественной философии XI-XX веков" читать бесплатно онлайн.
Настоящее учебное пособие соответствует новому образовательному стандарту. В нем освещаются ключевые моменты развития отечественной философии за десять веков ее существования, дается анализ важнейших ее тем и направлений особенностей развития материалистической и идеалистической традиции.
В конце 1780 г. в Москве была организована ложа «Гармония», положившая начало разработке теоретических, мировоззренческих проблем масонства. Она была единственной ложей розенкрейцерства. В нее входили кн. Н. Н. Трубецкой, Н. И. Новиков, М. М. Херасков, И. П. Тургенев, А. М. Кутузов, И. Г. Шварц, кн. А. А. Черкасский, кн. П. Н. Энгалычев. На 1780-е гг. приходится пик активности русского масонства XVIII в. В 1778 г. в Митаве Шварц получил звание Верховного представителя теоретической системы соломоновских наук во всем императорско-российском государстве и его землях. В 1781 г. состоялся Вильгельбадский генеральный конвент масонов, на котором Россия была признана восьмой самостоятельной и свободной провинцией масонского мира.
Приобретя независимость, русские масоны сохранили связь с берлинским розенкрейцерством, организовав в Москве свою тайную организацию Розы и Креста во главе со Шварцем. В нее входили, кроме князей Трубецких, Черкасского, Энгалычева, братья Новиковы, Херасков, Гамалея, Лопухин и др. Эта организация в рамках Дружеского ученого общества, созданного в 1779 г., взяла под контроль три типографии и начала печатать и распространять книги масонского содержания, в том числе «О заблуждении и истине» Сен-Мартена и наиболее известных его европейских последователей. За время своего существования это Типографическое общество издало почти треть печатной продукции России.
Издательская и благотворительная деятельность московских мартинистов привлекла внимание правительственных кругов. Екатерину II пугало влияние масонов на наследника – Павла Петровича. Она отрицала мистику и аскетизм масонов, а главное, в масонской идеологии не нашлось места ей – российской императрице. По ее приказу началась проверка частных школ и типографий, находящихся под опекой масонов, а архиепископу Платону было поручено рассмотреть книги, напечатанные Н. Новиковым, а его самого «испытать» в Законе Божием.
Опасаясь дальнейших репрессивных мер, русские розенкрейцеры в 1784 г. объявили молчание, т. е. прекратили свою деятельность, хотя их печатный орган («Магазин свободнокаменщецкий») свое существование не прекращал. Русские розенкрейцеры заявляли о своем неприятии политического вольнодумства, что хорошо демонстрирует их отношение к Радищеву и его книге «Путешествие из Петербурга в Москву». Хотя эту книгу автор посвятил своему другу розенкрейцеру Кутузову (в посвящении он писал: «хотя мнения мои о многих вещах различествуют с твоими, но сердце твое бьет моему согласно и ты – мой друг!»), розенкрейцеры отрицательно оценили книгу Радищева, о чем говорят, например, письма Кутузова к кн. Трубецкому. В них он писал: «б о´льшую часть его положений касательно религии и государственного правления нашел я совершенно противоположною моей системе»; «известно вам, что я великий враг всякого возмущения и что я никогда не престану твердить, что критика настоящего правления есть не дозволительное дело и ни мало не принадлежит в литературе»259.
Хотя прочных улик об антиправительственной деятельности масонов у Екатерины II не было, она под различными предлогами уволила с государственной службы и выслала из Петербурга масонов В. И. Баженова, И. П. Елагина, Д. Г. Левицкого, Н. В. Репнина. В 1792 г. по ее приказу новиковские типографии были закрыты, а самого Н. Новикова без суда посадили в Шлиссельбургскую крепость, Трубецкого и Тургенева сослали в их имения, а Лопухина оставили в Москве под надзором полиции. После восшествия на престол Павла I масоны были прощены, однако в 1799 г. деятельность масонских лож в России была запрещена.
Особенностью мировоззрения масонов Западной Европы и России была борьба с теологией и философией просветительства. «Масоны применили против просветителей их же идеологические и организационные методы борьбы с абсолютистским государством и тоталитарной, по их мнению, культурой “официального” классицизма, точно так же сумели опереться на новую силу – общественное мнение и нарождающееся третье сословие, воспользовались стратегическими ошибками своих противников»260. Масоны не отвергают значение и силу разума, но считают, что, кроме него, для человека важнейшее, а порой приоритетное значение имеют сердце, душа, вера, чувство. Второй мировоззренческой особенностью русского масонства является его отношение к православной церкви. После реформ Петра I, уничтоживших патриаршество и поставивших Правительственный синод во главе с обер-прокурором, подчинявшийся монарху, наблюдать за делами церкви, она потеряла свой конфессиональный суверенитет, а духовенство было оттеснено в «социальные низы» (Г. Флоровский). Постепенное обмирщение русской культуры привело к тому, что православие, оставаясь государственной религией, теряет значение духовного основания менталитета русского народа. Возникший религиозномировоззренческий вакуум быстро стал заполняться масонством, которое в своеобразной форме стало выполнять конфессиональные функции. При этом масоны делали акцент на идее «внутренней» церкви, о которой подробно написал Лопухин в своей книге «Некоторые черты о внутренней церкви, о едином пути истины и о различных путях заблуждения и гибели» (СПб., 1798). В ней он подчеркивал, что масонская «внутренняя церковь» не противоречит «христианской религии внешней». По его мнению, «отправление внешней религии есть средство ко внутреннему христианству»261. На практике это означало, что все члены масонских лож были «из христианских токмо религий», т. е. не только православные, но и католики и протестанты, а ритуальные действа собраний были связаны как со священными текстами христианства (наличие Евангелия от Иоанна в ложе было обязательным), так и с идеями мистиков типа Сен-Мартена. В ложах была создана процедура ритуалов, определен вид одежды для них, набор предметов и символов, что говорило о попытке эту новую церковь оформить не только изнутри, но и внешне. В конечном итоге масонство на протяжении XVIII в. выполняло функцию оппозиционно-духовного течения, направленного против официальной религии, поддерживающей государственное устройство.
Еще одной мировоззренческой новацией русского масонства является утверждение идеи интернационализма и равенства людей, что ведет к противостоянию с существующим государственным строем и его феодальными порядками. О равенстве масоны часто писали в стихах и песнях, полагая, что «песня в народе дольше держится и по земле дальше уйдет». Две таких песни привела в своей работе о масонах Т. Соколовская:
Здесь вольность и равенство
воздвигли вечный трон,
на них у нас основан
полезный наш закон;
Не будь породой здесь тщеславен,
ни пышностью своих чинов,
у нас и царь со всеми равен,
и нет ласкающих рабов,
сердец масонских не прельщает
ни самый блеск земных царей,
нас добродетель украшает
превыше гордых всех властей262.
Призыв к равенству на практике привел масонов к идейному и организационному объединению, созданию в ложах союза единомышленников («братьев») из разных сословий общества. Социальной новацией русских масонов является то, что, помимо дворян, в ложах оказались представители третьего сословия – купцы, чиновники, люди творческого труда, ученые, писатели. Эту новую составляющую членства в ложах сами масоны (например, Шварц в своих публичных лекциях) называли интеллигенцией (!).
По верному замечанию современного исследователя масонства, «рождается интеллигенция, властительница дум образованного общества, ненужная и, более того, опасная, изначально враждебная просвещенному деспотизму, дворянским привилегиям, официальной идеологии и официальной церкви. Она сразу противопоставляет им знаменитую масонскую идею вольности, равенства и братства, позднее ставшую лозунгом Великой французской революции. Принимая в ложу нового “брата”, великий мастер провозглашал: “Свобода и равенство царствуют между нами”»263. Философское содержание взглядов русских масонов в своей основе имеет христианские представления о мире и человеке, хотя и без ортодоксальной их трактовки. Более того, эти представления, хотя и опираются на Библию, дополняются сюжетами из мифологии, античной (Платон, Пифагор, стоики) и средневековой (Авиценна) философии, гражданской истории, современных мистиков (Я. Беме). Таким образом, в философских представлениях русских масонов обнаруживается достаточно длинная цепь традиций и преемственности не только и не столько собственно философских идей, но и в основном мировой эзотерики. Чтобы освоить богатство ее идей, русские масоны в течение нескольких десятилетий интенсивно переводили книги эзотериков и масонов, подготовив для этой цели в переводческой семинарии при Московском университете плеяду великолепных переводчиков, среди которых много известных личностей, таких как Д. И. Фонвизин, Н. М. Карамзин. В результате у русских масонов образовалась большая библиотека книг и рукописей эзотерической мысли, позволившая им определить свои философские представления о Боге, человеке и мире, объединив их в «божественную науку». Ее своеобразное резюме содержит объемный неопубликованный труд И. П. Елагина «Учение древнего любомудрия, или Наука свободных каменщиков, из разных творцов светских, духовных и мистических собранная» (1787).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История отечественной философии XI-XX веков"
Книги похожие на "История отечественной философии XI-XX веков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Борис Емельянов - История отечественной философии XI-XX веков"
Отзывы читателей о книге "История отечественной философии XI-XX веков", комментарии и мнения людей о произведении.