Борис Емельянов - История отечественной философии XI-XX веков

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История отечественной философии XI-XX веков"
Описание и краткое содержание "История отечественной философии XI-XX веков" читать бесплатно онлайн.
Настоящее учебное пособие соответствует новому образовательному стандарту. В нем освещаются ключевые моменты развития отечественной философии за десять веков ее существования, дается анализ важнейших ее тем и направлений особенностей развития материалистической и идеалистической традиции.
Наконец, воспитание должно иметь практическую направленность, поскольку «мало отвлеченно высказывать известные моральные положения, нужно их внедрить в общество путем систематического воспитания его нравов, его вкусов, его умственных запросов»277.
Большая роль в организации московских масонских лож, в философском оформлении идей русских масонов принадлежит Иоанну Георгу (Ивану Григорьевичу) Шварцу. Он родился в Трансильвании в 1751 г. Других сведений о его жизни до приезда в Россию не обнаружено. В 1776 г. князь И. С. Гагарин, путешествуя по Германии, познакомился со Шварцем и пригласил его в качестве гувернера к детям А. М. Рахманова, жившего в Могилеве. В одном из посещений Москвы Шварц знакомится через В. И. Майкова с князем Н. Н. Трубецким, который принял его в масонскую ложу. Вскоре с разрешения И. П. Елагина Шварц в Могилеве создает свою ложу.
В 1779 г. после смерти Рахманова он переезжает в Москву и при содействии куратора М. М. Хераскова получает должность преподавателя немецкого языка в Московском университете, а после создания при университете педагогической семинарии становится ее куратором. Тогда же он издал своеобразное учебное пособие «Начертание первых оснований немецкого слога для употребления в публичных лекциях при Императорском Московском университете» (в 2 ч., М., 1780), в котором заявил, что успешное изучение языка должно быть на «философических науках», дающих возможность получить «через них хорошие и ясные понятия и полезные истины, исправляющие разум и рассудок, приуготавливающие силы наши к размышлению»278. В 1780 г. Шварц получает должность ординарного профессора философии и беллертов, т. е. изящной словесности. По его инициативе в 1781 г. создается Собрание университетских питомцев. «Это студенческое общество, – пишет В. О. Ключевский, – имело целью образование ума и вкуса своих членов, их нравственное усовершенствование, упражнение в человеколюбивых подвигах. Студенты на заседаниях читали и обсуждали свои литературные опыты, произносили речи на моральные темы, задумывали издания с благотворительною целью. Все это, конечно, было молодо, суетливо, немножко нервозно; молодежь больше чувствовала, чем познавала науку. Но по-тогдашнему и это разве было мало? В штатных лампах науки, прежде больше декорировавших, чем освещавших университетские стены, что-то затеплилось: дайте срок – они разгорятся.
Среди студентов стали зарождаться нравственная товарищеская солидарность, наклонность к размышлению, некорый навык самонаблюдения и та способность загораться от идей, которая, как фонарь впотьмах, предшествует исканию истины»279. Одновременно Шварц издает «Московскую немецкую газету», в которой публикует свои статьи. В 1780 г. он становится членом масонской ложи «Гармония», одним из организаторов Дружеского ученого общества, с одним из членов которого, П. А. Татищевым, уезжает в Германию. В 1781–1782 гг. Шварц посещает масонские центры Германии и при содействии герцога Брауншвейгского добивается на Вильгельмсбадском конвенте независимости русского масонства. Его назначают канцлером провинциального капитула.
В Германии Шварц был посвящен в розенкрейцеры. Вернувшись в Москву, он задумал учредить орден Златорозового Креста и свое намерение осуществил.
Университетский курс эстетической критики Шварца пользовался у студентов большим успехом. В этом курсе «Шварц излагал теории древних (Аристотель, Цицерон, Гораций, Квинтиллиан) и новейших (Буало, Баумгартен) философов и поэтов. Многие из этих имен впервые прозвучали в стенах Московского университета. Свои слова он иллюстрировал многочисленными примерами из европейской культуры, одновременно сравнивая произведения литературы с живописью, скульптурой, архитектурой и сопровождая анализ общими рассуждениями о границах познания, о возможностях человеческого ума. Шварц впервые в России прививал своим студентам цельное мировоззрение, что стало началом формирования духовного облика русской интеллигенции»280. Одновременно с 3 сентября по 31 декабря 1782 г. Шварц по воскресеньям читал курс «О трех познаниях: любопытном, приятном и полезном», а с 17 августа 1782 г. по 5 апреля 1783 г. у себя на дому для желающих прочел курс «Философия истории». Такая популярность Шварца не нравилась куратору университета И. И. Мелиссиано, который считал, что в своих лекциях он пропагандирует идеи масонства, хотя сам профессор всегда подчеркивал свою приверженность христианству. Шварц вынужден был уйти в отставку. Собрание университета согласилось с этой отставкой и присудило ему звание почетного профессора Московского университета. 17 февраля 1784 г. Шварц скончался в Очаково, имении князя Н. Н. Трубецкого. Похоронен он был по православному обряду.
Лекции, в которых Шварц излагает свои представления о Боге, мире и человеке, сохранились. На их особенности обратили внимание уже его современники. «В то самое время, – вспоминал о нем А. Ф. Лабзин, – когда модные писатели поглощались с жадностию незрелыми умами, он принял на себя благородный труд рассеять сии восстающие мраки и без всякого иного призыва, по сему единственно побуждению, в партикулярном доме открыл лекции нового рода для всех желающих. С ними разбирал он Гельвеция, Руссо, Спинозу, Ла Метри и пр., сличал их с противными философами и, показывая разность между ними, учил находить достоинство каждого. Главное и для тогдашнего времени поразительное явление было то, с какою силою простое слово его исторгло из рук многих соблазнительные и безбожные книги, в которых, казалось, тогда весь ум заключался, и поместило на место их святую Библию»281.
Опираясь на идеи Я. Беме и его «Misterium magnum», а в некоторых случаях дополняя их, Шварц излагает свои представления о Боге, мире и человеке и возможностях их познания. По его мнению,
…натура составляет цепь существ, превышающих одни других в чистоте и достоинстве, то, чтобы познать цепь сию, надлежит нам зачать свои изыскания от видимых и известных нам вещей и, дойдя до познания, где кончится видимость или материя, стремиться к познанию невидимого или духовного. Человек есть совершеннейшее из видимых существ. Под ним идут: животные, которые так же, как и он, родятся, питаются, движутся, живут, плодятся и умирают. Потом идут растения, которые также питаются воздухом, живут и умирают. За ними металлы и камни, которые растут и питаются внутри земли. Потом элементы, как-то: огонь, вода, воздух, земля и, наконец, хаос или царство Люцифера. Из всего материального человек сотворен материальный и все имеет в себе. Что же касается до духовных существ, то сказывают, что самое последнее из них есть внутренний человек или тот «Я», о коем мы говорили; потом иерархии сил небесных; а выше всех оных есть Дух духов, Существо существ, Источник всяческого, Сила, проникающая через все, Которого называем мы Бог. До сих-то последних познаний человек стремиться должен для вечного своего блага, ибо он в здешней жизни только путешественник, а в будущей – гражданин282.
Весь мир имеет видимое (материальное) и невидимое (духовное) начало. Человек же, по мнению Шварца, имеет три начала: дух, полученный от Бога, душу – самостоятельное, только ему присущее начало; и тело, полученное от природы. Такое соединение необходимо для каждого из них: тело не может жить и расти без души, душа не может проявить своих качеств без тела, а дух проявляет себя только в душе. Но сочетание их в человеке различно, что определяет ценность и своеобразие личности.
Человек также содержит три «света», соответствующего трем началам: 1) свет натуры, или свет тела; 2) свет душевный, т. е. разум; 3) свет Божественный, или Святой Дух. Свет натуры – «источник жизни всех сотворенных материальных вещей, действующая сила». Он соответствует «сладкому ощущению собственного бытия». Этот свет – воплощение познания природы, но это лишь первый этап познания. Более высокая степень премудрости – познание света душевного, присутствующего в «невидимых тварях» – ангелах, духах, человеческих душах. Свет этот скор и «проницающ, яко мысль». Только будучи озаренными этим светом, мы сможем постичь содержание их поучений. Высшей субстанцией света является Божественный свет, и имеющий его в себе есть истинный богослов: он понимает Бога и может беседовать с ним, «как с другом», постоянно ощущая в себе его присутствие. Знание, постигаемое таким образом, это «сердечное», не доказываемое знание, полное и непосредственное.
Познание посредством разума возможно, но недостаточно, поскольку человек в этом случае познает только телесное. Истинное же познание – это озарение, снисхождение Божественного блага, дающего свет просвещения. В своих лекциях Шварц говорил о существовании трех видов познания: любопытного, полезного и приятного. Самым главным для человека являлось полезное познание, своеобразный этап на пути познания Божества, целесообразность познания природы доказывало наличие Великого архитектора – Бога. Полезное познание учило «истинной любви, молитве и стремлению духа к высшим понятиям. Чрез сие последнее познание начинает человек постигать, что он есть, из чего и к чему стремиться должен. До сего полезного познания, чтоб достигнуть человеку, надлежит обратиться на самого себя и приметить, что есть у него орудия для действия и есть такая внутренняя сила, которая сими орудиями действует»283. Познание внешнего мира подводит человека к самопознанию – «знанию начал, какие обитают в человеке, знанию его отношения к Богу и к ближним». А чтобы познать самого себя, нужно «просветить» свою волю и совесть, направить их на добрые дела. Таков был завет масона И. Г. Шварца не только братьям-масонам, но и молодым слушателям его лекций.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История отечественной философии XI-XX веков"
Книги похожие на "История отечественной философии XI-XX веков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Борис Емельянов - История отечественной философии XI-XX веков"
Отзывы читателей о книге "История отечественной философии XI-XX веков", комментарии и мнения людей о произведении.