Анатолий Недбайло - В гвардейской семье

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "В гвардейской семье"
Описание и краткое содержание "В гвардейской семье" читать бесплатно онлайн.
Книга известного летчика-штурмовика А. К. Недбайло — волнующее повествование о подвигах гвардейцев 75-го авиационного штурмового полка в годы Великой Отечественной войны. Правдиво и образно описывая боевые эпизоды, автор приобщает читателя к героическим будням советских авиаторов, рассказывает о воздушных боях в Сталинградском небе, над Донбассом, Запорожьем, Крымом, Белоруссией и Прибалтикой. С большой теплотой и любовью А. К. Недбайло воссоздает портреты своих отважных друзей — прославленных асов воздушных атак, неутомимых авиаспециалистов, показывает их беззаветное мужество и преданность Родине.
с новым назначением. Желаю успеха!
Новость ошеломила меня. Какое совпадение: сегодня мне исполнилось ровно двадцать лет!..
А комэск продолжал:
— Открою секрет: командир полка решил именно к этому дню подготовить вам сюрприз. Ведь у Вас
сегодня день рождения? Поздравляю! А завтра — еще один ждет вас: будут вручать правительственные
награды. Так что готовьтесь и вы...
— Благодарю вас, товарищ майор, за оказанную мне честь и за теплые слова. Доверие постараюсь
оправдать.
Я от души был благодарен своим командирам, товарищам, всей нашей славной гвардейской семье за все, что было сделано ими для меня. Не прошло и года, как я рядовым летчиком пришел в этот богатый
традициями полк. Здесь учился искусству боя, здесь постигал науку побеждать. И если теперь назначили
замкомэском — значит, получил признание ветеранов.
Тем же приказом старший лейтенант Леонид Беда назначался командиром второй эскадрильи. Я знал его
как опытного летчика, он был не только мастером неотразимых штурмовых ударов, а и прекрасным
организатором. У Леонида можно было многому поучиться, и я старался перенять его умение мгновенно
ориентироваться в обстановке, учился строгому соблюдению летных законов, расчетливости, вере в свои
силы и готовности в любую минуту пойти на оправданный риск. Приняв решение, Леонид ни за что не
отступал от него, не менял своего намерения. С ним было легко летать, и мы охотно шли с ним на боевые
задания.
* * *
Шел 1944 год. Наши войска уверенно продвигались на запад, освобождая все новые населенные пункты
Украины. Бои уже развернулись на подступах к Херсону и Каховке. Тем временем гитлеровское
командование, накапливая силы на Никопольском плацдарме в излучине Днепра, собиралось нанести
удар по наступающим /советским дивизиям и по образовавшемуся в результате [96] этого «коридору»
вывести закупоренные в Крыму части.
Линия боевого соприкосновения на Никопольском плацдарме стабилизировалась. Красная линия на
наших полетных картах была словно натянутая тетива.
В последний день января воздушная разведка обнаружила западнее Никополя, близ станции Чертомлык
большое скопление военной техники противника. В одиннадцать часов был собран летный состав
третьей эскадрильи. Гвардии майор Кривошлык ознакомил нас с обстановкой и объяснил задание.
И вот шестерка уже в воздухе. Небо затянуло сплошной облачностью. То и дело теряю из виду горизонт
— свинцовая мгла каждый раз закрывает его. На третьей минуте полета слышу голос майора
Кривошлыка. Открытым текстом он передает:
— Недбайло, ведите группу на цель. Я возвращаюсь: неисправна матчасть.
Мне видно, как самолет ведущего левым разворотом нырнул под группу и ушел. Ответственность за
группу, за выполнение боевого задания легла теперь на меня. И я впервые испытал чувства ведущего
группы.
Тщательно сверяю карту с местностью. Погода отвратительная. К тому же еще идем без прикрытия.
Внимание, осмотрительность — на высшем пределе: в любой момент могут появиться «мессеры»!
Мы уже над местностью, занятой противником. Но земля не просматривается: куда ни глянь — серая
пелена. Бьют зенитки. Неприцельно, разумеется, — «на звук».
Группа идет в строгом боевом порядке. Приближаемся к району цели. В разрывах облаков заметил
тонкую нить железной дороги. «Привязываюсь» к ней: этот ориентир поможет быстро и точно отыскать
цель, и я завожу группу вдоль полотна. Цель совсем близко. Мелькнули вагоны. Их всего лишь... два.
Неужели составы уже ушли? Где же вражеская техника?..
На карте помечены овраги, примыкающие к реке Базавлук. Разворачиваю группу влево. И наконец
нахожу цель: овраги, балки буквально забиты техникой и солдатами.
С первого же захода по команде обрушиваем бомбы. Разворачиваемся для второй атаки. Нам видно, как
горят танки и автомашины, как мечутся обезумевшие [97] лошади, как рвутся боеприпасы. Еще один
заход — и новые взрывы внизу, новые очаги пожаров. Теперь каждый летчик выбирает себе цель и ведет
по ней огонь из пушек и пулеметов.
Цель накрыта. Задание выполнено. Собираю группу и иду на обратный курс.
...Видимость по-прежнему плохая. Идет дождь вперемежку с мокрым снегом. Где мы находимся?
Определить невозможно. Но, судя по времени, — под нами уже свои.
Нервы напряжены до предела; облачность совсем «прижала» нас. Летим на высоте до ста метров, горючее на исходе. Можно продержаться еще минут пятнадцать — не больше. Надо что-то
предпринимать!..
Слева в просвете замечаю какие-то контуры, трубы. Город? Какой?
Смотрю на карту. Да это ведь Мелитополь! Там есть базовый аэродром. Разворачиваю группу, над
аэродромом распускаю ведомых, приказываю всем садиться с ходу — и первым иду на посадку.
В стороне от бетонированной взлетно-посадочной полосы из белых полотнищ выложен посадочный знак
«Т». Значит, посадка на грунт.
Снижаюсь, выравниваю самолет. Едва колеса коснулись поверхности «чужого» аэродрома — машина
затормаживается, вот-вот скапотирует. Я не в силах помешать этому. В чем дело? Наконец, штурмовик
останавливается. Отруливаю в сторону. Мотор ревет, обороты почти максимальные, а самолет еле-еле
движется. Глянул назад — тянутся глубокие борозды. Тут же передаю по радио:
— Грунт вязкий!
Экипажи учитывают мое предупреждение и садятся благополучно.
К нам спешит «эмка». Остановилась. Подходит капитан:
— Откуда и куда путь держите?
— Сели у вас из-за плохой погоды. Да и дозаправиться нужно.
— Я офицер базы, — представился капитан. — Рад помочь, да горючего необходимой вам марки у нас
маловато — один лишь бензозаправщик. Второй должен [98] к вечеру подойти. К тому же подъехать к
самолетам невозможно.
— А если подтащить машины трактором?
— Наш трактор испорчен. Выход один — подрулить к бетонке.
— Прошу вас как можно быстрее организовать доставку бензина и воздуха! — попросил я капитана.
— Воздуха нет — компрессорная станция не работает. А бензозаправщик сейчас подошлю...
Подруливаем «илы» к бетонированной полосе. Подошел бензозаправщик. Цистерна на нем маленькая. Но
и за то спасибо! Решил распределить горючее в зависимости от остатка бензина в баках, но так, чтобы у
ведомых его было несколько больше, чем у ведущих.
Тревога не покидает меня: горючим кое-как обеспечены — по прямой долететь хватит. А если непогода и
наш аэродром закрыт? Вернуться не на чем! Да и как взлететь с такого грунта?!
Спрашиваю офицера о бетонке.
— Позавчера фашисты бомбили нас. Воронки заделываются, но работы еще не закончены, — объясняет
он.
Надо что-то предпринимать. Осмотрел полосу, выбрал участок, где можно пройти между злополучными
воронками, и отдаю распоряжение летчикам:
— Через двадцать минут взлетаем. Всем проложить маршрут. Первым стартует Охтин. За ним —
Сачивко, Толмачев, Карпеев. Последним поднимаюсь я. Будьте внимательны. Видите две вехи у воронок?
Между ними шасси проходит свободно. Отклонение на метр-два приведет к аварии. В воздухе шасси не
убирать: с выпущенными колесами идем на свой аэродром... По самолетам!
Подаю команду на взлет Охтину. Мотор взревел, и штурмовик покатился по полосе. С каждой секундой
скорость разбега нарастает. Уже и хвост поднят. Воронки ближе, ближе. «Проскочил!» — вздохнул я.
Штурмовики один за другим бегут по бетонке, искусно преодолевают опасный участок и взлетают. Иду
на взлет и я. Курс — на наш аэродром.
А погода нисколько не улучшается. Густая мгла застилает землю. Тяжелые облака низко плывут над ней.
[99]
Двадцатая минута полета. Аэродром должен быть под нами. Но как это уточнить? Обойти облачность
нельзя, слишком мало горючего в запасе.
И вдруг, словно по заказу, облачность расступилась, и в «окно» я увидел землю. Под крыльями был
родной аэродром! Узнаю полосу, стоянки, штабную землянку, капониры.
— «Коршуны», за мной! С ходу — на посадку! Будьте внимательны!
...Итак, мы — дома! Не успел проинформировать механика о работе материальной части в воздухе —
подъехала автомашина. Из нее выпрыгнули Ляховский, Кривошлык и капитан Клубов.
— С боевой задачей вы справились отлично! — сказал командир. — Мы уже было забеспокоились. Ну, вы просто суворовец! (Это было его любимое выражение). В такую погоду отыскать цель... Поздравляю с
первым успешным руководством группой!
* * *
— Как долго ты летал! — тихо произнесла Катюша, когда я зашел на КП. — Глаза устали смотреть в
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "В гвардейской семье"
Книги похожие на "В гвардейской семье" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Недбайло - В гвардейской семье"
Отзывы читателей о книге "В гвардейской семье", комментарии и мнения людей о произведении.