С. Кошечкин - Весенней гулкой ранью...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Весенней гулкой ранью..."
Описание и краткое содержание "Весенней гулкой ранью..." читать бесплатно онлайн.
"Автор четырех сборников стихов, ряда работ о советских поэтах, в том числе о Я.Купале, Я.Коласе, М.Танке, С.П.Кошечкин много лет посвятил изучению жизни и творчества С.Есенина, опубликовал несколько книг о великом русском лирике. Книга этюдов-раздумий о Есенине Весенней гулкой ранью..., написанная в живой, непосредственной форме, дополнена этюдами о восприятии поэзии Есенина белорусскими и другими писателями и читателями."
наметет на крыльцо белые груды первого снега. Это есенинское словосочетание,
как и многие другие, лишний раз подтверждает мысль о том, что эпитет -
прежде всего образ, картина.
Для усиления выразительности образа Есенин, как уже отмечалось, широко
и оригинально использует цветопись.
"Цветовые" эпитеты органично входят в ткань стиха, поскольку несут
соответствующую смысловую нагрузку. Приведем отдельные строфы из
произведений, где есть, скажем, слово "белый":
Этой грусти теперь не рассыпать
Звонким смехом далеких лет.
Отцвела моя белая липа,
Отзвенел соловьиный рассвет.
-----
Когда-то у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет,
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: "Нет!"
-----
Да, мне нравилась девушка в белом,
Но теперь я люблю в голубом.
В стихотворениях, откуда взяты эти строки, белый цвет обозначает
чистоту, невинность, девственность. И это не случайно. С аналогичным
явлением мы встречаемся в русских свадебных обрядах (белое одеяние невесты),
в народно-поэтической речи (белая лебедушка, белая березонька), а также в
классических произведениях, созданных под влиянием фольклора (у Пушкина:
"Как весенней теплою порою, из-под утренней белой зорюшки..." - "Сказка о
медведихе").
Золотой цвет в стихах Есенина нередко символизирует увядание:
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
"Золото увяданья"... Нет, это не "философия тлена", не могильная
меланхолия, не угрюмый пессимизм, а ясная и трезвая дума о неумолимом
движении потока жизни, о неизбежном. И в эпитете нетрудно увидеть его
жизненную основу: она - в природе, где цвет осенних листьев и трав
напоминает цвет золота. Вспомним Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
("Осень")
-----
Настала осень золотая.
Природа трепетна, бледна.
Как жертва, пышна убрана.
("Евгений Онегин", гл. 7, XXIX)
4
Эпитетам Есенина свойственна многозначность. Например, тот же эпитет
"золотой" в ряде стихов выступает в значении "бесценный". При этом, в
зависимости от характера переживания, на первый план выдвигается то
эмоциональный, то изобразительный оттенок. В стихотворении "Спит ковыль.
Равнина дорогая..." в строфе:
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы, -
эпитет "золотая" главным образом передает эмоциональное отношение поэта к
"бревенчатой избе", дорогой его сердцу. В данном случае ему было нужно
подчеркнуть любовь к старой, уходящей Руси, что он и сделал емким эпитетом.
Есенин при посредстве эпитета умел "малому вдохнуть душу большого" (М.
Пришвин).
В стихотворении "Я красивых таких не видел..." поэт обращается к своей
сестре:
Я красивых таких не видел,
Только, знаешь, в душе затаю
Не в плохой, а в хорошей обиде -
Повторяешь ты юность мою.
Ты - мое васильковое слово,
Я навеки люблю тебя.
Как живет теперь наша корова,
Грусть соломенную теребя?
Это стихотворение, две начальные строфы из которого приведены, дышит
непосредственностью, неисчерпаемой искренностью.
Ты - мое васильковое слово... -
Так мог сказать только Есенин. Будущие поэты, быть может, скажут лучше, но
так не скажет никто, потому что Есенин, как каждый большой поэт,
неповторим. Этот метафорический эпитет "васильковое слово" рождает в нашем
сознании целую гамму разнообразных дальних ассоциаций, связанных с образом
скромного василька. Цветок этот бесконечно дорог поэту как частица его
родных полей, родной природы. Голубой василек напоминает о чем-то хорошем,
чистом, нежном. "Васильковое слово" - самое задушевное, самое заветное, идущее из глубин сердца, пропитанное беспредельной нежностью слово.
Мопассан как-то сказал, что "у слов есть душа... Она появляется при
соприкосновении слова с другими словами, вспыхивает и освещает некоторые
книги неведомым светом, но нелегко высечь из слова этот огонь. Есть
писатели, которые путем сближения и сочетания слов вызывают в воображении
целый мир поэзии...". Есенин принадлежит к таким писателям. Он хорошо знал, что только мысль и чувство делают слово молодым и ярким, сильным и красивым.
Без них в поэтическом произведении не живет ни одно слово.
Кажется, трудно допустить, чтобы в задушевном лирическом стихотворении
на равных правах с сердечнейшими словами находилось далеко "не изящное"
слово "корова". У Есенина это слово не только не выпадает из стиля, но
является самым нужным, единственно уместным, незаменимым. Тепло большого
человеческого чувства, выражающееся в ритмике, интонации, тропах, в том
числе в метафорических эпитетах "васильковое слово" и "грусть соломенная", делает это слово мягким, ласковым, душевным.
5
Одним из непременных элементов выразительности эпитета является его
точность, меткость, четкость. Известно, какое важное значение придавали
этому качеству эпитета выдающиеся мастера литературы.
Черновые рукописи Лермонтова и Некрасова наглядно показывают, как
настойчиво и кропотливо искали они наиболее четкий, соответствующий замыслу
эпитет.
"...Слова необходимо употреблять с точностью самой строгой", -
неоднократно подчеркивал в своих статьях и письмах Горький.
Забота о точном, метком эпитете весьма характерна для творческого
процесса Есенина. Так, в строках стихотворения "Возвращение на родину"
(сцена встречи поэта со своим дедом):
"Добро, мой внук,
Добро, что не узнал ты деда!.."
"Ах, дедушка, ужели это ты?"
И полилась печальная беседа
Слезами теплыми на пыльные цветы -
сначала вместо "теплыми" было "крупными". Эпитет "крупные слезы", как мне
кажется, менее подходил к характеру изображаемой ситуации, чем слово
"теплые". В данном контексте эпитет "теплые слезы" имеет глубокую внутреннюю
связь с переживаниями и поэта и его собеседника - деда. В этом слове
просвечивает и тихая радость встречи, и нежная грусть, и светлые
воспоминания о далеких, незабываемых днях. Думается, именно поэтому Есенин
предпочел эпитет "теплые" определению "крупные".
Или "тайная тишина" в стихотворении "Мой путь":
Тогда в мозгу,
Влеченьем к музе сжатом,
Текли мечтанья
В тайной тишине,
Что буду я
Известным и богатым
И будет памятник
Стоять в Рязани мне.
Сельский паренек, еще совсем юный и наивный, написавший, быть может,
всего несколько первых стихотворений, как, в какой обстановке мог он мечтать
о будущей славе и богатстве, чтобы не быть осмеянным? Только уединясь от
своих друзей, где-то в тихом укромном уголке, в "тайной тишине".
Обращаясь к своей сестре, поэт говорит:
Ты мне пой, ну, а я припомню
И не буду забывчиво хмур:
Так приятно и так легко мне
Видеть мать и тоскующих кур.
Эти "тоскующие куры" органично входят в образную систему стихотворения.
Песня, которую когда-то любила напевать старая мать, рождает в душе поэта
воспоминание о родном доме, о незабываемых годах детства. Он снова видит "и
калитку осеннего сада, и опавшие листья с рябин", березку с ее "золотистыми
косами" и "холщовым сарафаном". И здесь же - "тоскующие куры", какими они и
бывают осенью. Сказано точно и незамысловато, просто, а "простое - самое
трудное и мудрое" (Горький).
6
Читая стихи Есенина, видишь, что поэт использовал эпитет весьма широко.
Но всегда ли в его стихах появление этого тропа вызывалось необходимостью?
Может быть, Есенин употреблял эпитет произвольно, ради соблюдения размера
стиха? Посмотрим, так ли это.
В некоторых стихах 1925 года среди других образов встречается образ
луны. Например, в стихотворении "Листья падают, листья падают...":
Листья падают, листья падают.
Стонет ветер,
Протяжен и глух.
Кто же сердце порадует?
Кто его успокоит, мой друг?
С отягченными веками
Я смотрю и смотрю на луну.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Весенней гулкой ранью..."
Книги похожие на "Весенней гулкой ранью..." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "С. Кошечкин - Весенней гулкой ранью..."
Отзывы читателей о книге "Весенней гулкой ранью...", комментарии и мнения людей о произведении.