» » » » Виктор Бердинских - История одного лагеря (Вятлаг)


Авторские права

Виктор Бердинских - История одного лагеря (Вятлаг)

Здесь можно скачать бесплатно "Виктор Бердинских - История одного лагеря (Вятлаг)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Аграф, год 2001. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виктор Бердинских - История одного лагеря (Вятлаг)
Рейтинг:
Название:
История одного лагеря (Вятлаг)
Издательство:
Аграф
Жанр:
Год:
2001
ISBN:
978-5-7784-0042-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История одного лагеря (Вятлаг)"

Описание и краткое содержание "История одного лагеря (Вятлаг)" читать бесплатно онлайн.



До сих пор в России не было ни одной научной книги по истории любого из 50-ти с лишним лагерных комплексов ГУЛАГа. Между тем именно лагерные комплексы были основой, становым хребтом гулаговской империи. Только исследуя историю отдельно взятого лагеря, можно до конца понять и объяснить механизм лагерной системы. В данной книге впервые на основе богатого архивного материала, воспоминаний очевидцев рассказывается об истории формирования и функционирования одного из 10-ти лесных лагерей Вятлага ГУЛАГа с 1930-х до 1960-х годов. Перед читателем раскрывается уникальная картина жизни и быта людей в исключительно тяжелых условиях неволи на русском Севере. Книга будет интересна всем, кого занимает историческая судьба России в XX веке и прежде всего одна из самых горестных и закрытых тем - история ГУЛАГа.






Дни зимы и весна прошли в непрерывной работе. Выходных не было. "Прогуляли несколько дней из-за морозов (было минус 40 градусов) – отрабатывайте!" Жизнь совсем потеряла свой смысл: поспал – и снова туда же, в лес. Приближалась весна. Погода стала еще более противной – сырость, дожди, слякоть… За ночь рабочая "спецуха" не успевала высохнуть в сушилках, и работяги не вылезали из полумокрой одежды…"

Да, о сухом воздухе в Вятлаге можно было лишь мечтать: кругом – сплошные болота, а от них – постоянный влажный смрад и до костей пронизывающая холодная сырость. "Болотный дьявол" при жизни лишал лагерника здоровья и сил, но и после смерти не давал покоя его праху: весной и дождливым летом бездонная жижа, вспучиваясь, изрыгала на поверхность все из своего "нутра", а зимой полутораметровая мерзлота не давала вырыть могилу достаточной глубины, чтобы по-людски захоронить покойников… Воистину – "места, отринутые Богом, смердящие угодья Сатаны…"

Серьезнейшее дело (порой – вопрос жизни и смерти) для заключенного – обувь. Вот что вспоминают на сей счет очевидцы:

"Вятлаг до 1954 года носил так называемые ЧТЗ (что-то наподобие лаптей, низом для которых служили обрезки от покрышек автошин). Ни о какой "сухости ног", ни о тепле, разумеется, не могло быть и речи. Да и какая "сухость", если кругом – болото, болото, болото… Оно вогнало в могилу огромное число строителей "светлого будущего". Основная масса мучеников 30-50-х годов костедробительной системы НКВД-МГБ-МВД ушла из жизни до 60-х лет. Поэтому нет воспоминаний – некому вспоминать! Ноги, годами "согреваемые" в ЧТЗ, отказывали в ходьбе, за единственным, разве что, исключением – в могилу…

"Сменкой" ЧТЗ стали в войну и после нее бурки – стеганные "обувки" в виде валенок. Но это – не валенки: низ этой "обуви" требовал жесткой подшивки, так как любой острый сучок мог пробить обычную подошву насквозь – отсюда ранения ног и, как следствие, обвинения заключенным в "членовредительстве", новые сроки вплоть до расстрелов (а сколько расстреляли?!). Обстоятельства с ношением бурок заставили "изобрести" вулканизацию подошв под бурки и валенки, поступавшие после войны как "б/у" (бывшие в употреблении) со складов Минобороны. Под эти "б/у" приваривали резиновые подошвы фабрично-заводского изготовления и получали так называемые "вулканы". Носил я и то и другое, то есть и бурки и "вулканы". Только к зиме 1953-1954 годов стали выдавать валенки новые – солдатские. Ботинки из кирзы и такие же сапоги шились для Вятлага тут же, в собственных мастерских…"

Еще одна "бытовая" грань жизни лагеря – это постоянная борьба с "носителями антисанитарии": вшами, клопами, тараканами, мышами, крысами и прочей "зоонечистью". Свидетельство очевидца:

"Весь послебериевский период во всех "зонах" не было широких эпидемий (кроме гриппа), связанных, как обычно, с этими видами "скота". В любой "зоне" борьба с ними идет настоящая: случай вшивости (хотя бы у одного заключенного) и – сплошная прожарка всей одежды (и верхней и нижней), дезинфекция, дезинсекция и т.д. Для борьбы с крысами существует при медицинском отделе Управления специальная бригада, систематически (хотя и с небольшими успехами) обрабатывающая "зоны" дератопрепаратами. Крыс везде в лагере – "пруд пруди". Не говоря о тараканах, которых заключенные-строители порой нарочно приносят из "зоны" во вновь сооружаемые помещения. Не успели, например, открыть новое терапевтическое отделение больницы, а в нем тараканов – тьма. Что есть, то есть, а вот "нашествия вшей" – нет. Кстати, и времена "бериевщины" тоже не отличались "выдающейся завшивленностью". Хотя и тогда, кроме прожарки и бани, других средств борьбы с нею не существовало…"

Отметим, впрочем, что в книге приказов по Вятскому ИТЛ за 1945 год неоднократно отмечается "большая завшивленность заключенных". Так что обозначенная проблема никогда не теряла в Вятлаге (как и в других лесных лагерях) своей актуальности.

Заключенный одного из таких лагерей конца 1940-х годов писатель Е.Федоров считает, что больше всего "обитатели" "зон" страдали от клопов. Вот его красочное описание этой "напасти":

"Я и Краснов лежим на нарах в 23-м бараке, на верхотуре гнездимся. Я наблюдаю за несусветной армадой клопов, что хаотично движется по потолку. Сколько же их! Чертова погибель! Эти гнусные твари имеют разум, и препорядочный!…Барачные нары – это остров. Они на штырях стоят, а каждый из штырей умно, хитро помещен в консервную банку с водой. За такие нары не жаль и Сталинскую премию…Но со всех сторон к некоторой точке потолка движется войско клопов, а там, с этой точки, клопы пикируют на заколдованные, научные нары гениальных умельцев. Дождь из клопов! Без промаха осыпают…"

Не меньшей бедой, впрочем, был и холод в бараках. В том же 1945-м году отмечено, что температура зимой в барачных секциях – от 12 до 16 градусов (совсем "не жарко" для вымотанных тяжелым физическим трудом, продрогших и промокших людей да еще при полуголодной "пайке")…

Как и в любом большом коллективе, для создания своего "микромирка" заключенные в лагере объединялись, группировались – с учетом сходных интересов, увлечений, общего интеллектуального уровня, характера, по "землячеству", национальной принадлежности и т.д., в том числе – и в целях обеспечения личной безопасности. "Заводилась дружба" и на основе совместного приготовления пищи, чая, и нередко – гомосексуального полового влечения. Вражда, возникавшая по причине споров и разногласий между такими "неформальными" группировками, иногда доходила до поножовщины или изгнания более слабых из "зоны" на вахту (КПП), откуда последних обычно водворяли временно в ШИЗО (изолировали), а затем отправляли в другое подразделение.

Наличие (либо отсутствие) "кореша-друга-напарника" в лагере – это для заключенного порой дело жизни или смерти. Приведем очень образное воспоминание об этом одного из бывших лагерников:

"Вся система лагерей была направлена на превращение огромных масс людей в лагерную пыль, и спастись удалось тем, кому помог Господь. На ручном повале каждый старался подобрать напарника по себе – и по силе, и по духу, а это очень важно. Нытик подбирал себе нытика, и они чаще всего уходили в небытие напару. Хлюпик выбирал хлюпика, а сильные духом подбирали себе подобных и чаще всего выживали, если их просто чисто физически не уничтожали чекисты или их пособники – ворье со своими приблудами… Повал леса "лучками" заменился электропилами "ВАКОП". Это – 2-метровая рама-шина с цепью и электромотором, таскаемая за двусторонние ручки двумя пильщиками. Этот "механизм" загнал в могилу не одну сотню несчастных бригадников, так как махина была тяжелая, а нормы резко загнули вверх. За невыполнение плана – уменьшение пайка, бригадный ШИЗО и т.п. Только электропилы К-5, К-6 и бензопилы чуть-чуть облегчили (в прямом смысле) нагрузку на руки заключенных…"

Попытаемся более детально представить себе один день на лагерном лесоповале с помощью свидетелей-очевидцев. Вот как это виделось глазами вольнонаемного сотрудника Вятлага:

"Развод на работу – в 7 часов. До мастерского участка (при расстоянии менее 5-ти километров) ходили пешком, строем по 4-6 человек в ряд, под конвоем обычно 2-х солдат с собакой. По прибытию на мастерский участок бригады расходились по своим рабочим местам. Лес валили лучковыми пилами. В 1951-1952 годах начали внедряться электропилы "ВАКОП" весом по 12 килограммов каждая, но вальщики от них отказывались и в доказательство своей правоты соревновались, кто быстрее спилит дерево – "ВАКОПом" или "лучком", и в большинстве случаев победителем выходил последний – "лучок"… Помню, бригадиры-вальщики Авчиев (аварец по национальности) и его друг Чернов имели лучковые пилы, нарезанные из патефонной пружины. Заканчивая работу, снимали со станка полотно пилы, скручивали и хранили в нагрудном кармане. В мороз до минус 20-ти градусов работали голыми до пояса или только в рубашке. Выполняли норму на 200 процентов и выше, что неоднократно проверялось при хронометраже. Оба освободились по амнистии в 1953 году… Вывозка леса в сортиментах на нижний склад производилась на лошадях, зимой – по "ледянке" (залитой льдом трассе), летом – по декавильной дороге (вместо рельсов по трассе параллельно укладываются бревна из подтоварника и по ним движутся специальные тележки, оборудованные колесами с вогнутыми ободами). Возчики были постоянными, за каждым из них закреплялась конкретная лошадь.

На мастерском участке, под навесом, была организована кухня-столовая. Съем заключенных и их сбор в "отстойник" проходил по ударам в кусок рельса. Охрана зимой осуществлялась по лыжне ("запретке"), ее проверяли раза 3-4 за день. Летом участок огораживали забором, солдаты находились на вышках. Как правило, заключенные, имеющие большой срок и "склонные к побегу" (по данным оперчасти), на заготовку леса не брались. В "отстойнике" (огороженная жердями территория 30x30 метров) проверялось, все ли заключенные собрались. Затем они конвоировались в жилую "зону". Перед запуском в "зону" проводился надзирателями обыск ("шмон") на предмет изъятия запрещенных предметов (ножи, заточки, пики, топоры и т.п.). Но такая проверка проводилась чисто формально…


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История одного лагеря (Вятлаг)"

Книги похожие на "История одного лагеря (Вятлаг)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Бердинских

Виктор Бердинских - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Бердинских - История одного лагеря (Вятлаг)"

Отзывы читателей о книге "История одного лагеря (Вятлаг)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.