Виктор Бердинских - История одного лагеря (Вятлаг)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История одного лагеря (Вятлаг)"
Описание и краткое содержание "История одного лагеря (Вятлаг)" читать бесплатно онлайн.
До сих пор в России не было ни одной научной книги по истории любого из 50-ти с лишним лагерных комплексов ГУЛАГа. Между тем именно лагерные комплексы были основой, становым хребтом гулаговской империи. Только исследуя историю отдельно взятого лагеря, можно до конца понять и объяснить механизм лагерной системы. В данной книге впервые на основе богатого архивного материала, воспоминаний очевидцев рассказывается об истории формирования и функционирования одного из 10-ти лесных лагерей Вятлага ГУЛАГа с 1930-х до 1960-х годов. Перед читателем раскрывается уникальная картина жизни и быта людей в исключительно тяжелых условиях неволи на русском Севере. Книга будет интересна всем, кого занимает историческая судьба России в XX веке и прежде всего одна из самых горестных и закрытых тем - история ГУЛАГа.
На мастерском участке, под навесом, была организована кухня-столовая. Съем заключенных и их сбор в "отстойник" проходил по ударам в кусок рельса. Охрана зимой осуществлялась по лыжне ("запретке"), ее проверяли раза 3-4 за день. Летом участок огораживали забором, солдаты находились на вышках. Как правило, заключенные, имеющие большой срок и "склонные к побегу" (по данным оперчасти), на заготовку леса не брались. В "отстойнике" (огороженная жердями территория 30x30 метров) проверялось, все ли заключенные собрались. Затем они конвоировались в жилую "зону". Перед запуском в "зону" проводился надзирателями обыск ("шмон") на предмет изъятия запрещенных предметов (ножи, заточки, пики, топоры и т.п.). Но такая проверка проводилась чисто формально…
Следует заметить, что вытаскивание бревен (трелевка), их погрузка на тележки – все делалось вручную, труд довольно тяжелый. За свою работу заключенные получали как деньгами, так и (временами) – по безналичному расчету, талонами. На деньги они могли купить в ларьке "зоны" курево, спички, печенье, пряники, зубную щетку и прочие мелочи…
До 1952 года основным инструментом на валке леса был "лучок" (ручная лучковая пила), постепенно вытесненный электропилами К-5, для чего по мастерским участкам проводились временные электролинии (два провода – высокое и низкое напряжение).
Но отдельные вальщики, как уже говорилось, упорно сопротивлялись, считая, что "лучком" работать легче и быстрее (некоторые мотористы-"лучкисты" перекрывали нормы выработки в 2 раза). К 1954 году "лучок" "вышел из употребления". Постепенно и трелевка стала проводиться только тракторами. Валка (до последнего времени) осуществлялась бензопилами "Дружба" и "Тайга", не требующими подводки электролиний и более облегченными. Конная вывозка леса была ликвидирована в 1961 году, а лошади (сотни голов) по указанию обкома КПСС отправлены на "мясокомбинат", чем внесли "значительный вклад" в награждение Кировской области орденом Ленина (за "успехи" в животноводстве)…
Система трудовых зачетов, введенная в ИТЛ в самом начале 1930-х годов, затем периодически отменяемая и вновь восстанавливаемая гулаговским начальством, успешно функционировала вплоть до 1960-х годов. При выполнении нормы на 121 процент и выше срок наказания засчитывался заключенному (в 50-е годы) как 1:3, то есть один день работы – за три дня "отсидки"… Производительность труда у "рекордистов", конечно, росла, но в больших объемах имелись и приписки невыполненных работ, "торговля" лесом между бригадами, прочие злоупотребления. В первую очередь "зачеты" шли "блатной" верхушке лагпункта…"
К этому подробному рассказу очевидца можно лишь добавить, что о "конкретике" работы на лагерном лесоповале (до 1953 года) говорить крайне сложно – из-за практически полного отсутствия живых участников этого каторжного "производственного процесса". Не зря в лагерях называли лесоповал "зеленым расстрелом": нормы тогда были очень велики и трудно выполнимы даже для физически могучих мужчин-гигантов. Ведь чем "габаритнее" и сильнее человек – тем больше ему нужно пищи и тем быстрее (при лагерном "довольствии") "валили" его дистрофия, пеллагра, цинга, дизентерия…
Отметим также, что не только время создания таежных лагерей, но и последующие десятилетия их существования – это эпоха (особенно до 1960-х годов) варварского отношения к лесу: сплошной хищнической его вырубки, без соблюдения каких-либо лесозащитных, природо- и водоохранных технологических правил. Рубили "что получше", "как удобнее" и "где выгоднее". Лозунг "Лес – стране!" демагогически оправдывал все. К тому же любой новый лагерный начальник-"варяг" субъективно был несравненно более заинтересован в "генеральских лампасах" и дальнейшем продвижении по службе, чем в развитии производственной и социальной инфраструктуры ИТЛ, наведении порядка в лесном хозяйстве. Сверхзадача – "дать план сегодня", "получить свое завтра", а там – "хоть потоп"…
Ну а после того, как лагпункт "выбирал" деловой лес в округе, его закрывали и расформировывали – в порядке, обратном процессу его создания. Иногда дело с закрытием затягивалось – слишком велики затраты на обустройство нового лагподразделения. Тогда заключенных возили к местам работы, причем на очень дальние расстояния (за десятки километров от жилой "зоны"). А поскольку бесхозяйственность и неразбериха, в чем мы убедились, – неотъемлемые черты лагерной жизни, то (помимо чисто экономического ущерба от такой "транспортировки" людей) это превращалось в настоящую пытку для заключенных. Вслушаемся в то, как живописуют этот путь сами бывшие лагерники, претерпевавшие его в Вятлаге минимум дважды в день:
"А сколько физических мук приносят "контингенту" такие путешествия на "корабле" – так называются грузовые машины с большими кузовами, в которых в передней части (у кабины) выгораживается решеткой место для конвоя, а остальное "пространство" битком наполняется заключенными. Кузов не имеет крыши и лавок для сидения: всю дорогу заключенный вынужден проводить или "на корточках" (попробуй – высиди!), или – на полу, что тоже "не мед".
Поскольку в Вятлаге дороги почти везде лежневые (выложены из деревянных пластин или отесанных бревен) и езда по ним представляет один из самых акробатических и опасных видов движения, то случаев съезда с лежневки – несчетное количество, особенно в непогоду. Движение, конечно, "однониточное", то есть пока одни машины идут в лес, другие (едущие им навстречу) ждут на разъезде – как на одноколейной железной дороге. А поскольку кто-то непременно "заваливается" с лежневки, его нужно вновь "ставить" на нее: ждут дежурный трактор или кран, иногда за десятки километров, и "доставка" в "зону" чаще всего заканчивается в 2-3 часа ночи, а ведь в 6 часов – уже подъем и развод на работу. О каких "воспитательных действиях" тут можно говорить? – Быстрее заглотить баланду – и в постель… И что важно: весь путь – под открытым небом, без крыши. Если дождь или снег, – все льется и сыплется за ворот или на бушлат, который все мокрее и сырее, а к утру не высыхает – вновь на себя всю подогретую, но влажную одежду, для новой "промочки". Только в лесу у костра она чуть-чуть подсохнет, но никогда и нигде не просыхает по-настоящему…"
Что ж, в ГУЛАГе в полной мере практически проявлял себя известный теоретический постулат о "бытии, определяющем сознание". Самым непосредственным образом это относится и к той сфере, которую мы рискнем назвать "лагерной этикой". Здесь сложился очень своеобразный комплекс норм поведения, присущий не только заключенным, но, в определенной мере, и вольнонаемным работникам – ведь обе эти части лагерного населения живут в своеобразном симбиозе. И "лагерной этикой", вольно или невольно, пропитывался каждый, кто имел отношение к "зоне" (заключенный-"бытовик" или "политический", охранник или надзиратель, воспитатель или инженер). В основе этого поведенческого комплекса лежит философия уголовного мира, наиболее удачно приспособившегося к жизни в лагерях. Попытка (на наш взгляд, весьма удачная) системной характеристики этого лагерного феномена предпринята уже упоминавшимся экономистом Л.С.Трусом и (в обобщенном виде) сводится к следующему:
1) Главной чертой поведенческого комплекса ГУЛАГа, по мнению Л.С.Труса, является отвращение к труду. Поэтому большим личным достижением и заслугой считается устройство на должностях, не требующих физического труда, – в конторе, дневальным и пр.
2) Бесхозяйственность, упоминавшаяся выше, – это норма существования в "зоне", так как в основе лагерной "экономики" лежит расточительство всего: человеческих жизней, времени, труда, продукции, материальных ценностей – "ничего не жаль! гори все синим пламенем!"
3) Существенная особенность мировоззрения лагерников – ориентация на "здесь и теперь". Завтра будут другой лагерь, другой лагпункт, другой барак, другая камера, другой бригадир и начальник. Важно только сиюминутное состояние: стоять-сидеть-лежать, молчать, работать, есть, спать. О будущем (как и о прошлом) лучше не думать, а то сойдешь с ума.
4) Не менее важная черта жизни в ГУЛАГе – повседневное жульничество: приписки, халтура, "туфта", взаимный и всесторонний обман. Изначальный смысл его – облегчить непосильный труд, но затем ложь (в большом и малом) становится внутренней необходимостью и нормой жизни. Об этом все знают, но без повсеместной и повседневной "туфты" выжить в "зоне" невозможно.
5) Непременная черта поведения в "зоне" – цинизм. Он проник во все мельчайшие поры лагерной жизни: во взаимоотношения, манеры, облик, речь заключенных. Лагерные заповеди (о них речь впереди) вобрали в себя все худшее, темное, грязное, что есть в человеке.
6) Подозрительность и враждебность к любой инициативе. Начальство видит в последней проявление индивидуальности и независимости личности, а личность в лагере не нужна, более того – она опасна для системы, значит – ее (личность) следует стереть в "порошок", в "пыль". "Рядовые" же заключенные видят в преследовании "выскочек" и "умников" способ выслужиться перед начальством.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История одного лагеря (Вятлаг)"
Книги похожие на "История одного лагеря (Вятлаг)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктор Бердинских - История одного лагеря (Вятлаг)"
Отзывы читателей о книге "История одного лагеря (Вятлаг)", комментарии и мнения людей о произведении.