» » » » Виктор Бердинских - История одного лагеря (Вятлаг)


Авторские права

Виктор Бердинских - История одного лагеря (Вятлаг)

Здесь можно скачать бесплатно "Виктор Бердинских - История одного лагеря (Вятлаг)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Аграф, год 2001. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виктор Бердинских - История одного лагеря (Вятлаг)
Рейтинг:
Название:
История одного лагеря (Вятлаг)
Издательство:
Аграф
Жанр:
Год:
2001
ISBN:
978-5-7784-0042-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История одного лагеря (Вятлаг)"

Описание и краткое содержание "История одного лагеря (Вятлаг)" читать бесплатно онлайн.



До сих пор в России не было ни одной научной книги по истории любого из 50-ти с лишним лагерных комплексов ГУЛАГа. Между тем именно лагерные комплексы были основой, становым хребтом гулаговской империи. Только исследуя историю отдельно взятого лагеря, можно до конца понять и объяснить механизм лагерной системы. В данной книге впервые на основе богатого архивного материала, воспоминаний очевидцев рассказывается об истории формирования и функционирования одного из 10-ти лесных лагерей Вятлага ГУЛАГа с 1930-х до 1960-х годов. Перед читателем раскрывается уникальная картина жизни и быта людей в исключительно тяжелых условиях неволи на русском Севере. Книга будет интересна всем, кого занимает историческая судьба России в XX веке и прежде всего одна из самых горестных и закрытых тем - история ГУЛАГа.






7) Нетерпимость к любым проявлениям человеческого достоинства. В условиях лагеря подобные проявления – это вызов, бунт или дерзость, которыми другие заключенные могут воспользоваться в своих целях. Поэтому в "зонах" негласно, подспудно культивируется и осуществляется моральное расчеловечивание, "освобождение" основной массы лагерников от норм жизни в цивилизованном обществе.

8) Ядро "этического комплекса" ГУЛАГа – зоологический эгоизм. Каждый – сам за себя. Любые сантименты в отношениях между людьми здесь быстро исчезают. Лагерные заповеди, которыми руководствовался всякий выживший заключенный, как раз и гласят: а) "Лучше недоесть, чем переработать!" б) "Падающего – подтолкни!" в) "Умри ты сегодня, а я подожду до завтра!"

9) Наконец, основа "гулаговского комплекса" – культ грубой силы. Все в лагере убеждены, что только силовое решение возникающих проблем и споров по-настоящему эффективно.

Все эти элементы "лагерного поведенческого комплекса" со временем просочились в советскую действительность, растворились в ней, стали неотъемлемыми ее компонентами в самых разных проявлениях: в повседневной жизни, быту, работе миллионов людей. Ведь внутри- и внелагерный советский Мир – это единое целое, "сотворенное" одними и теми же "ваятелями", по единому "замыслу", из одного и того же "человеческого материала".


***

Вся жизнь заключенного в обозреваемый нами период протекала внутри бригады.

Е.Федоров в своей повести "Жареный петух" иронически замечает по этому поводу:

"Население лагеря разбито на бригады. Во главе бригады – бригадир. Он физически не работает, а следит за дисциплиной в бригаде, погоняло. Бригадир назначается лагерной администрацией. Крепкий, хороший бригадир – это клад. Он, конечно, понуждает к работе ленивых и нерадивых, а таких очень много в каждой бригаде (зэк не любит упираться, хитер и лукав), но и кормит бригаду. От него зависит, хорошо ли закрыт наряд, а значит, сколько перепадет бригаде дополнительных мисок каши. В критические минуты бригадир сам встает на ответственный горячий участок…, примером заражает, захватывает, увлекает вечно сонных бригадников…"

По мысли писателя, "бригада имеет прямое сходство с русской общиной, которую боготворили как славянофилы, так и Герцен… В лагерной бригаде больше общности между ее членами, чем в миру, в крестьянской общине, и, пожалуй, она даже напоминает семью: большую, трудовую, патриархальную семью – бригадники повязаны друг с другом не одним производством, но… всем бытом, всей жизнью".

Издеваясь над лагерной структурой, Е.Федоров заключает, что ОЛП нерукотворен, но формы его сложились не стихийно – это осуществленный идеал социализма.

В Вятлаге (как и в других лагерях) бригадирами часто назначались матерые уголовники. Так, в 1950 году на 19-м ОЛПе бригадир Коржуненко избивал заключенных, заставил их облить на тридцатиградусном морозе одного из своих солагерников. А на 10-м ОЛПе (уже в 1955 году) начальник этого лагпункта назначил бригадиром глухонемого заключенного из числа уголовной "верхушки". Руководство Вятлага с наигранным удивлением "интересовалось": как же начальник "инструктировал" такого "бригадира" и как последний "руководил" своей бригадой?

К политзаключенным, которых в лагерном обиходе до войны звали "контрреволюционерами" или "контриками", а после войны – "фашистами", отношение в ГУЛАГе было (по понятным причинам) "специфическое": их "не рекомендовалось" (а временами – попросту запрещалось) назначать на многие (прежде всего – "теплые") должности. Как правило, это были люди, безвинно пострадавшие и не считавшие труд зазорным. И все же – как заставить работать этих "контриков-фашистов", если у многих из них (особенно в послевоенный период) сроки наказания составляли по 25 лет да еще с "довеском"? Испытанный метод – "подмешать" к "политикам" немного уголовников и назначить последних бригадирами. Уголовники, сами не работая, "добивались" (прямым насилием) рабского повиновения бригадников (чтобы они "горбатили, не разгибая спины"), отнимали у них часть продуктов и вещей из посылок и передач, забирали лучшие порции в столовой, изымали деньги для "общака"…

Свидетельство очевидца:

"…Политзаключенных ("58-я статья" и "социально вредные элементы" -"СВЭ") считали более опасными преступниками, чем уголовников, и до 1953 года держали на особом, более жестком режиме. Сроки у них часто были большие… К середине 50-х годов только на Комендантском ОЛПе "политиков" было человек 300 (всего же в 1940-е – начале 1950-х годов репрессированные по "политическим" мотивам составляли чуть более трети лагнаселения Вятского ИТЛ – В.Б.). Они занимали 21-й, 22-й и 23-й бараки в северо-восточном углу "зоны" (раздельное размещение заключенных по статьям уже реализовывалось – В.Б.)… В это время на Комендантском лагпункте "политические" уже не подчинялись "ворам". Три барака "ка-эров" были отделены от общей "зоны" забором из жердей высотой 3-4 метра. В заборе была калитка, и у нее круглые сутки дежурил вахтер из их же ("пятьдесят восьмой") числа… Работали "политические", как правило, лучше и в быту жили чище. В бараках у них был идеальный порядок, курение внутри секций запрещено, введена сменная обувь. В тумбочках свободно лежали деньги, продукты, и не было случаев воровства… По мнению начальства того периода (первая половина 50-х годов – В.Б.), "политики" отличались высокой организованностью, сплоченностью, стабильной работой, почти полным отсутствием нарушений. В основной массе они в это время были уже бесконвойниками, а другие работали вместе с "бытовиками", то есть деления на производстве на "политических" и "уголовных" не было. Но если для выполнения плана, скажем, выходной объявлялся рабочим днем, то были случаи коллективного отказа "пятьдесят восьмой" от работы: они ("политики") уже реально ощущали свою силу и жили в ожидании амнистии…"

И все же уголовная "система ценностей", ущербная криминальная психология пронизывали все поры и структуры лагеря: бригады, цеха, отделы, службы и прочее. Реальным выражением этого являлось всесилие лагерной "теневой экономики". Бригадир (формально или неформально) чаще всего делил бригаду на три "звена". В первом – физически самые сильные лагерники, выполнявшие наиболее тяжелую работу, поэтому их "прикармливали", выделяли "ДП", "темную" баланду и т.п. Сюда же "определялась" "блатная верхушка" бригады. Поддерживал "бугор" и "середняков", выделяя их во второе "звено". Ну а в третью "группу" "сбрасывали" неумех ("асфальт тротуаровичей"), доходяг ("баклажан помидоровичей") и проштрафившихся солагерников… Так вот: любое перемещение заключенного на другое место работы обязательно сопровождалось взяткой. У бригадира – свой фонд (он "дает", ему "дают"). "Давали и брали" водкой, спиртом, хорошей едой, деньгами, женщинами… (Заметим, что даже сам этот "взяткопрейскурант" зеркально отражает лагерную "иерархию приоритетов". К чему стремился любой заключенный в своей повседневной жизни? Предмет его постоянной зависти и вожделений – хорошая и обильная ("от пуза") еда, добротная одежда, спиртное и женщины. А спрос, как известно, рождает соответствующее предложение…). Бригадиры, нарядчики, руководители лагподразделений и их структур – все и всем платили, глубже и глубже погрязая и запутываясь в этой системе круговой поруки. "Теневая экономика", как и на "воле", укрепляла горизонтальные связи и ослабляла официальную власть в лагерях. Поэтому не так уж всесилен "кум" (оперуполномоченный) – он не может "сделать" ни большую "пайку", ни "придурочную" работу, от него вообще (применительно к глубинным интересам лагерника) мало что зависит. Это только на первый взгляд кажется, что всем в "зоне" управляет "начальство в погонах" – оно, по сути, очень далеко от повседневной жизни заключенных. Власть формальных начальников зачастую иллюзорна и эфемерна. Реально делами в лагерях распоряжаются неформальные лидеры, зачастую – из числа самих же заключенных. Люди эти – разные, но "авторитетными" и страшными для солагерников их делает абсолютная, практически ничем и никем не ограниченная власть над жизнями других заключенных. Впрочем, сами оставаясь (по своему менталитету и юридическому статусу) рабами, они являются только "калифами на час" – в любой момент их лагерная "карьера" может прерваться, ибо вечно враждующие группировки внутри "зоны" ведут "перманентную" войну – не на жизнь, а на смерть…

Ну а цена жизни "рядового" заключенного "не тянет и на копейку" – смерть разгуливает всегда неподалеку. Так, в 1950-м году на 21-м ОЛПе "приблатненные" в жилой "зоне" задушили 2-х солагерников, а на производстве убили 3-х человек. "Бандитские проявления вражды между заключенными", – так квалифицировало эти и многочисленные подобные случаи вятлаговское начальство. Невысоко ценилась жизнь лагерника и солдатами охраны, и техноруками на производстве. В 1951 году солдат Разгильдяев без всяких на то оснований из нагана застрелил заключенного. Дело, правда, приобрело огласку, и охранник получил два года исправительно-трудовых работ. Техника безопасности не соблюдалась совершенно, и в том же 1951 году только за два первых месяца в Вятлаге зафиксировано 137 травм на производстве, из коих 9 – со смертельным исходом.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История одного лагеря (Вятлаг)"

Книги похожие на "История одного лагеря (Вятлаг)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Бердинских

Виктор Бердинских - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Бердинских - История одного лагеря (Вятлаг)"

Отзывы читателей о книге "История одного лагеря (Вятлаг)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.