» » » » Виктор Бердинских - История одного лагеря (Вятлаг)


Авторские права

Виктор Бердинских - История одного лагеря (Вятлаг)

Здесь можно скачать бесплатно "Виктор Бердинских - История одного лагеря (Вятлаг)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Аграф, год 2001. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виктор Бердинских - История одного лагеря (Вятлаг)
Рейтинг:
Название:
История одного лагеря (Вятлаг)
Издательство:
Аграф
Жанр:
Год:
2001
ISBN:
978-5-7784-0042-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История одного лагеря (Вятлаг)"

Описание и краткое содержание "История одного лагеря (Вятлаг)" читать бесплатно онлайн.



До сих пор в России не было ни одной научной книги по истории любого из 50-ти с лишним лагерных комплексов ГУЛАГа. Между тем именно лагерные комплексы были основой, становым хребтом гулаговской империи. Только исследуя историю отдельно взятого лагеря, можно до конца понять и объяснить механизм лагерной системы. В данной книге впервые на основе богатого архивного материала, воспоминаний очевидцев рассказывается об истории формирования и функционирования одного из 10-ти лесных лагерей Вятлага ГУЛАГа с 1930-х до 1960-х годов. Перед читателем раскрывается уникальная картина жизни и быта людей в исключительно тяжелых условиях неволи на русском Севере. Книга будет интересна всем, кого занимает историческая судьба России в XX веке и прежде всего одна из самых горестных и закрытых тем - история ГУЛАГа.






Были среди лагерных врачей специалисты высочайшей квалификации – воистину "золотые руки". До сих пор добром поминают местные жители замечательных хирургов, кандидатов медицинских наук Михаила Эдуардовича Утцаля (политзаключенный, осужден по статье 58-10 – за "антисоветскую агитацию"), Эдуарда Ивановича Кальмбаха (немец-спецпоселенц), заведующую хирургическим отделением, фронтового военврача Анну Куприяновну Купчину, гинеколога Льва Николаевича Ментвида и многих других. В составе медиков, как и других специалистов Вятлага, немало было (о чем уже говорилось) этнических немцев – из Поволжья, Украины, Причерноморья…

Порой вятлаговские врачи творили настоящие чудеса. Вот какой случай припоминает один из заключенных Вятлага середины 50-х годов:

"Работал тогда в центральной больнице хирург Иван Владимирович, молодой – лет около 30-ти, вятский, кажется, из Яранска. Сбил на своей машине старуху – и получил 3 года. Жил в "зоне", в бараке хозобслуги… Однажды привезли сюда (в ЦБ) с "севера" заключенного-грузина с топором в голове – посчитали, что покойник, и поместили в морг. Иван Владимирович в ту ночь был дежурным врачом. Зачем-то ему понадобилось зайти в морг, где этот грузин лежал. И тут он (Иван Владимирович) обнаружил, что "зверь"-то (по-лагерному так называли всех кавказцев) еще живой. Созвонился хирург с начальником больницы, попросил разрешения прооперировать полуживого-полумертвого – и к утру вынул у него топор из головы, очистил череп от осколков и "тронутого" мозгового вещества (а его набралось граммов 200)… Самое удивительное, что у этого грузина-счастливчика – выходца с того света – ни один орган не парализовало. Я сам видел потом его в больнице: мужик лет под тридцать, через голову (ровно посередине) – огромный шрам, но уже без повязки, почти заживший, а из одной ранки, как паста из тюбика, выжимается белое-белое вещество. Мужчина разговаривал, смеялся и ходил по палате…"

Действительно, хирургам в Вятлаге работы всегда хватало с избытком. Были у них и незаурядные профессиональные успехи и достижения, однако многие из них так и остались неизвестными для общественности и медицинской науки… Кстати, очевидец, фрагмент воспоминаний которого приведен выше, считает, что, по его многолетним наблюдениям, в "зонах" минимум 30 процентов их "обитателей" нуждаются в лечении от "дебильности, если только она поддается лечению". И надо сказать, что это наблюдение подтверждается современными психодиагностическими исследованиями (правда, процент психопатологических отклонений называется гораздо более значительный).

Завершая обзор лагерной системы "медицинского обслуживания" отметим, что в нее входили также Дом ребенка (для младенцев женщин-заключенных – в "зонах" Вятлага ежегодно появлялось на свет несколько десятков новорожденных) и свой Дом отдыха…


***

Таковы (в самом общем виде) основные элементы структуры Вятлага 40-х – 50-х годов.

Он всегда являлся сугубо секретным объектом и в официальных документах (а также на почтовых адресах) обозначался под кодовым наименованием – "почтовый ящик (п/я) 231". Лишь в конце 1968 года Вятлагу подобрали более нейтральный, безлико-казенный "псевдоним" – "Учреждение К-231", но еще долгое время (вплоть до середины 80-х годов) и он оставался "непечатным": применяли разные "эвфемизмы" (в основном – с "производственным уклоном", что, в общем-то, наиболее адекватно отвечало сути вещей) – "Лесновский лесокомбинат", "предприятие п.Лесной" и т.п…

Теперь, имея определенное представление о внешних параметрах "лагерной среды обитания", попытаемся мысленно "проникнуть" в ее "содержимое", представить себе внутреннюю структуру, "пневмосферу" мира заключенных.

б/ "Блатной мир"

По меткому замечанию ветерана Вятлага П.Т.Ожегина, "в лагере существовала своя, образно выражаясь, классовая структура". Наиболее многочисленным "классом" в ней были "мужики", то есть работяги, заключенные-сдельщики. Это они валили и пилили лес, строили "зоны" и жилые поселки, выращивали сельхозпродукцию и делали многое другое, на чем держалось все лагерное хозяйство.

"Доходягами" называли истощенных до крайности заключенных, которые не могли трудиться. Потеря веса у них составляла более 30 процентов. В основном они умирали от дистрофии.

"Придурками" именовались заключенные, работавшие в хозобслуге лагеря: дневальными, хлеборезами, поварами, конторщиками, сушильщиками, нарядчиками… Они имели возможность дополнительного питания (естественно, за счет "работяг"), сотрудничали (в определенной мере) с лагадминистрацией и от них порой (особенно – от нарядчиков) многое зависело в судьбе рядового лагерника.

Особую "касту" в лагере составляли "блатные" и "воры". Лидеры их называли себя "ворами в законе" и, в соответствии с неписанным "воровским кодексом", не работали (это запрещалось, считалось, применяя их жаргон, "западло"), но прекрасно жили за счет труда все тех же "мужиков-работяг". "Воры" становились полными вершителями судеб заключенных, если им удавалось взять верх в "зоне". Вокруг этих "паханов" вертелись "шестерки", прислуживавшие своим хозяевам и готовые на все по их команде. Высшим "органом управления" у "блатных" являлась "сходка": что она решит – так тому и быть в "зоне". Неотъемлемые черты "блатарей" – эгоизм и жестокость. В жизни их интересовали лишь деньги, "шмотки", карты, спиртное, женщины – то, что (при существовавших тогда внутрилагерных порядках) "воровские авторитеты" всегда имели. Самой большой страстью блатных является игра в карты "под интерес". Играли нередко целыми сутками (работали-то за них "мужики") – самозабвенно, азартно – до иступления. Карты мастерили из тетрадей, книг, журналов, газет, даже из хлеба – из всего, что имелось под рукой. Зачастую проигрывали все: "пайку", деньги, одежду – и продолжали играть в долг, оставаясь в буквальном смысле голыми. Картежная игра в лагере запрещена и нарушителей строго наказывали, вплоть до водворения в ШИЗО, но это мало кого останавливало. Проигравшийся мог (по указанию выигравшего) отрубить себе кисть руки, нанести увечье другому, совершить убийство.

На 21-м ОЛПе в 1954 году "начальник режима" (заместитель начальника лагпункта) зафиксировал такой случай: "Воровские неписанные законы соблюдались четко. Невыполнение их могло стоить жизни. Вот пример. Один из "воров" проигрался в карты в долг. По-лагерному – "засадил фуфло". А это "ворам" было не положено. "Пахан" собрал "сход", на котором проигравшегося "вора" предупредили и дали ему срок для расчета. Подошло время – он расчитаться не смог. Вечером перед отбоем пришел "исполнитель", вызвал с нар должника. Тот понял, за чем он пришел, и спросил: "Ну что, резать пришел? Давай – режь здесь!" Но "исполнитель" указал ему на туалетную комнату, где "обвиняемый" подставил ему под нож свою грудь и погиб, по-"воровски" искупив свою "вину"…

После войны многие матерые "блатари" отошли от "воровских традиций": соглашались на "сотрудничество" с лагадминистрацией, не отказывались от работы и т.п. Некоторые, нарушая "воровской кодекс", совершали новые преступления: убийства, поджоги и прочее, а затем "выбрасывались в запретку" или "прятались на вахту" (КПП) и просили изолировать их в ШИЗО, становясь, таким образом, "ссученными"… Между этими двумя уголовными группировками ("ворами" и "суками") в конце 40-х – начале 50-х годов развернулась в лагерях настоящая война – на взаимоистребление. В ту "зону", где верховодили "ортодоксы" – "законные воры", "ренегатам" – "ссученным" ("сукам") доступа не было. И – наоборот. Поэтому их старались "разделить", изолировать друг от друга, распределить "по мастям" на разные лагпункты. Впрочем, "воровская" инфраструктура, пронизывавшая все подразделения Вятлага, оказывалась небесполезной (а порой и необходимой) для лагерного начальства. Пример: летом 1955 года на 17-й ОЛП вместе с "воровским" этапом прибыл один из "ссученных воров". Он "замаскировался" и решил отомстить своим "смертельным врагам": накормил их кошачьим мясом, а потом "выбросился" на КПП и выдал "кумовьям" всю "блатную" верхушку "зоны" – 18 "воров", которых незамедлительно перевели на другой ОЛП (более строгого режима)… Однако на месте "профилактированных" лагерными чекистами тут же, как грибы после дождя, в "зоне" появлялись новые "воровские авторитеты" – и уголовный "беспредел" продолжался…

Бывший сотрудник вятлаговского штрафного лагпункта (для "ссученных воров") припоминает массу случаев членовредительства среди них (как правило – с целью невыхода на работу):

"Резали себе вены, пришивали к телу пуговицы, глотали так называемые "якоря", один даже прибил гвоздями к чурке свою мошонку… Была масса "отказчиков" от работы каждый день. Работать с ними было очень тяжело. "Отказчиков" направляли в лес на отдельный объект (делянку), но они там только жгли костры ("грелись"), а если и делали вид, что работают, то нарочно оставляли на лесоповале очень высокие пни, за что нас лесники потом штрафовали немилосердно… Главный инженер лагпункта настоял, чтобы я эту "неработь" из леса убрал. Следующая попытка заключалась в том, чтобы использовать "отказчиков" на ремонте дорог в жилом поселке для вольнонаемных. Следуя под конвоем, они (заключенные) вдруг остановились у железнодорожной станции. Двое разделись догола, оставшись буквально "в чем мать родила", а всю свою одежду сожгли. На следующий день за поселком (на освобожденном от рельсов железнодорожном полотне) эти же "бузотеры" выкопали яму, несколько человек влезли в нее и запели "Варяга"…


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История одного лагеря (Вятлаг)"

Книги похожие на "История одного лагеря (Вятлаг)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Бердинских

Виктор Бердинских - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Бердинских - История одного лагеря (Вятлаг)"

Отзывы читателей о книге "История одного лагеря (Вятлаг)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.