» » » » Вячеслав Фомин - Варяги и варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу


Авторские права

Вячеслав Фомин - Варяги и варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу

Здесь можно скачать бесплатно "Вячеслав Фомин - Варяги и варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Панорама, год 2005. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вячеслав Фомин - Варяги и варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу
Рейтинг:
Название:
Варяги и варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу
Издательство:
Панорама
Жанр:
Год:
2005
ISBN:
5-93165-132-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Варяги и варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу"

Описание и краткое содержание "Варяги и варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу" читать бесплатно онлайн.



Монография посвящена одной из самых актуальных тем российской и зарубежной науки - проблеме этноса варяжской руси, стоявшей у истоков российской государственности. Подробный анализ источниковой базы показывает, что своими корнями варяжская русь связана со славянским южнобалтийским Поморьем, определявшим в IX-XI вв. жизнь всей Северной Европы. Выявлены иные истоки норманизма, действительное содержание полемики М.В. Ломоносова и Г.Ф. Миллера по варяго-русскому вопросу, принципиальное отличие в понимании сути антинорманизма между исследователями дореволюционного времени и исследователями XX в. Источниковедческая часть работы содержит подробный историографический обзор по вопросу складывания древнейшей нашей летописи Повести временных лет и Сказания о призвании варягов.






Уверовав во все это, исследователи, исходя из примата внутреннего фактора, занялись отысканием элементов социального неравенства в восточнославянском мире, которое должно вести к образованию классов и государства. Такой ошибочный методологический подход к изучению истории Руси, по верному замечанию И.Я. Фроянова, надолго сковал историческую науку. Сам же вопрос о составе социальной верхушки русского общества перестал быть существенным, хотя признание ее иноплеменной, как неоднократно объяснял коллегам А.Г. Кузьмин, «делает беспредметным рассуждение о возникновении государства как автохтонного процесса: представители крайнего норманизма как раз и настаивают на ведущем положении пришельцев-норманнов». Па­раллельно с этим, надлежит подчеркнуть, в науку вводились аргументы, от которых отказались ведущие норманисты прошлого. Так, например, Б.Д. Греков растиражировал мнение, что варяжская русь вышла из «Рослагена»: «Эта гипотеза кажется мне наиболее вероятной».

В историографии в ранг аксиомы была возведена высказанная Греко­вым в 1936 г. мысль о том, что «варяги - лишь эпизод в истории общест­ва, создавшего Киевское государство». С годами эта мысль стала звучать более жестче. Так, К.В. Базилевич в 1947 г. говорил, что «во всех главных явлениях исторической жизни Киевской Руси роль норманнов - выход­цев из Скандинавии была совершенно ничтожной». Позже Б.А. Рыбаков, подчеркивая, что историческая роль варягов на Руси была не просто «ни­чтожной», а даже «несравненно меньше, чем роль печенегов и половцев», заключил: «Не ускорить, ни существенно задержать исторический про­цесс на Руси они не могли». И чтобы в том не было и тени сомнений, в литературе красной нитью проводилась мысль, что на Руси присутство­вала либо «горсточка», либо «незначительная кучка» норманнов, представлявших собой «каплю в славянском море», в цифровом выраже­нии Рыбакова получившую даже свою конкретность: число варягов, «жив­ших постоянно па Руси, было очень невелико и исчислялось десятками или сотнями». Еще в дореволюционное время норманисты признали, что в культурном отношении скандинавы не были выше славян. В 1939 г. Е.А. Рыдзевская пришла к выводу, что те и другие стояли приблизи­тельно на одной ступени общественного и культурного развития.

Но вскоре, дабы все также свести значимость варягов в русской исто­рии или к нулю, или вообще к знаку минус, получил силу закона взгляд, согласно которому скандинавы «стояли на более низкой стадии общест­венного и культурного развития, чем восточные славяне, и уже по одно­му этому не могли принести с собой на Русскую землю ни новой и более высокой культуры, ни государственности». В разговор о варягах, вос­принимавшихся с нескрываемой досадой («тень Рюрика... как и всякая нежить, только мешает живой работе»), был привнесен негативно-пре­небрежительный тон: они «вероломные», «жадные», «трусливые», «разнузданные», и совершали на Руси «неблаговидные действия». Время сгладит острые углы подобных рассуждений и утвердит окончательный приговор советской науки, звучащий, «что норманны, служившие рус­ским князьям, сыграли лишь очень скромную, ограниченную роль участ­ников глубокого внутреннего процесса, обусловившего возникновение древнерусского государства, и быстро ославянились, слившись с мест­ным населением», но одному из норманских предводителей, подчер­кивалось при этом, удалось основать династию. Тезис о быстрой асси­миляции скандинавов на Руси, также принятый советской историо­графией от предшествующей, дополнительно «гасил» интерес к проблеме этноса варягов.

В науке также возобладало мнение, что вопрос об этническом проис­хождении Руси, вопрос об этнической принадлежности и происхождении русской династии не имеют «прямого отношения к началу государства», хотя их органическая неразрывность вполне понятна. Норвежский уче­ный Й.П. Нильсен, характеризуя Б.Д. Грекова в качестве основоположни­ка советского антинорманизма, говорил, что он сделал уступку старым норманистам в вопросе этнической принадлежности варягов, который, в чем Нильсен солидаризируется с ним, «не является решающим». Как раз напротив, он-то и есть главный, и если его игнорировать, то варяж­ская проблема, независимо от самых благих пожеланий, будет разрешать­ся только в норманистском духе. Это настолько очевидно, что было под­мечено видным норманистом датчанином А. Стендер-Петерсеном. Сопо­ставив в 1949 г. антинорманизм в советской исторической науке и норманизм в зарубежной, он констатировал, что «провести точную, одно­значную грань между обоими лагерями теперь уже не так легко, как" это было в старину. Нельзя даже говорить о двух определенно разграничен­ных и взаимно друг друга исключающих школах. От одного лагеря к дру­гому теперь уже гораздо больше переходных ступеней и промежуточных установок».

И, поэтому, абсолютно был прав А.Г. Кузьмин, многократно указы­вающий, начиная с 1970 г., на ту аномальную ситуацию в науке, когда ученые, видя в варягах скандинавов и приписывая им, по сравнению с норманистами прошлого, куда большую роль в русской истории, призна­вая скандинавской не только династию, но и дружину, в то же время «не считают себя норманистами». Наш выдающийся историк, прекрасно зная исторический материал, источники и предшествующую историографию по всему кругу вопросов варяго-русской проблемы, забытые советской наукой или игнорируемые ею (необходимо, подчеркивал он, учитывать «выводы немарксистских ученых прошлого и настоящего»), не только увидел, насколько не соответствует этим знаниям норманистская трактов­ка этноса варяжской руси, но и увидел те причины, в силу которых со­временная ему историография была не в состоянии выйти за рамки нор­манизма и была обречена на повторение тех доводов, от которых отказа­лись именитые норманисты прошлого. Ошибочно полагать, правомерно говорилось им, «будто, отдав политическую историю Руси ІХ-ХІ вв. нор­манистам, можно остаться на позициях антинорманизма, опираясь на об­щий тезис о государстве как продукте внутреннего развития общества».

Отметив, что «ленинградские археологи Л.С. Клейн, Г.С. Лебедев, В.А. Назаренко ни в коем случае не отходят от принципов марксизма, признавая преобладание норманнов в господствующей прослойке на Руси», Кузьмин резюмировал: «Однако их концепция вызывает сомнения и возражения в конкретно-историческом плане». А именно, если при­знать норманскими многочисленные могильники эпохи Древней Руси, «то станет совершенно непѳнятным, почему синтез германской и фин­ской культуры (на северо-востоке, например) дал новую этническую общ­ность, говорящую на славянском языке, почему в языке древнейшей ле­тописи нет германоязычных примесей...», «почему нет сколько-нибудь заметных проявлений германских верований в язычестве Древней Руси...». Если, продолжал историк свою мысль, в Сказании о призвании варягов говорится, что новгородцы «от рода варяжска», а варяги возводят славянские города Изборск, Новгород и Белоозеро, «то следует признать, что перед нами либо абсолютно недостоверная легенда, либо варяги - это тоже славяне». В связи с чем, справедливо заметил он, «необходимо бо­лее тщательное выяснение природы тех этнических элементов, которые многие археологи и отчасти лингвисты признают северогерманскими».

Приведенные слова ученого содержали в себе не только объективную оценку состояния и перспектив разработки варя го-русского вопроса в со­ветской историографии (точнее, их отсутствия), но и явную критику марксистской концепции начала государственности на Руси, точнее того, что под ней тогда понималось (как им было замечено позже, «действи­тельный марксизм не содержал тех глупостей, которые ему хотели при­внести под флагом антинорманизма»). Шаг по тем временам более чем мужественный. В 1986 г. Кузьмин пошел еще дальше, говоря, что в об­разовании Киевской Руси значительную роль сыграла власть внешняя, в том числе и варяги, выступив тем самым против практики абсолютиза­ции каждого слова классиков марксизма, слепого доверия тому, что им приписывалось. При этом он указал на факт упрощенной трактовки из­вестной мысли Ф. Энгельса, что «государство никоим образом не пред­ставляет собой силы, извне навязанной обществу», когда ее восприни­мали в том смысле, «будто государства вообще не могут возникать в результате завоеваний...», что в действительности являло собой попытку «закрыть» спор норманистов и антинорманистов». Тезис этот, подчеркнул исследователь позже, совершенно несостоятелен: «возникновение госу­дарства в результате завоеваний не только не исключительные, а преоб­ладающие случаи»: так возникали практически все империи («у Энгельса, — пояснил Кузьмин. — речь в действительности шла о независимос­ти от каких-то запредельных сил»).

В 1975 г. археолог Д.А. Авдусин выражал обеспокоенность по поводу того, «что ограничение норманского вопроса проблемой происхождения Древнерусского государства таит в себе ряд опасностей» и дает возмож­ность советским ученым, активным проводникам идеи норманства варя­гов, называть себя антинорманистам и вместе с тем говорить в зарубеж­ных публикациях, «что антинорманизм в советской исторической науке не моден» (Л.С. Клейн). В 1991 г. С.В. Бушуев и Г.Е. Миронов констати­ровали, что «советские антинорманисты» «сохранили в неприкосновен­ности исходную посылку норманской теории о тождестве варягов и нор­маннов». В 1999 и 2002-2004 гг. В.В. Фомин указал на причины, привед­шие к тому, что со второй половины 30-х гг. норманизм, лишь прикры­тый марксистской фразеологией, выступал под флагом «антинорманиз­ма». Причем исследователи, выдавая норманизм за его антипод, создали основательную путаницу в понимание варяжской проблемы в целом и в своих концепциях ранней истории Руси, в своих конкретно-исторических выводах, «что только еще больше усиливало норманистские настроения в академических кругах, в преподавании отечественной истории в вузах и школах». По мнению Ю.Д. Акашева, высказанному в 2000 г., советские историки-антинорманисты остановились на полпути: «Признание Рюри­ка и всех варягов, а многими историками и народа русь норманнами... неизбежно ведет к возрождению и усилению» норманской теории.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Варяги и варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу"

Книги похожие на "Варяги и варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вячеслав Фомин

Вячеслав Фомин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вячеслав Фомин - Варяги и варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу"

Отзывы читателей о книге "Варяги и варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.