» » » » Вячеслав Фомин - Варяги и варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу


Авторские права

Вячеслав Фомин - Варяги и варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу

Здесь можно скачать бесплатно "Вячеслав Фомин - Варяги и варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Панорама, год 2005. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вячеслав Фомин - Варяги и варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу
Рейтинг:
Название:
Варяги и варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу
Издательство:
Панорама
Жанр:
Год:
2005
ISBN:
5-93165-132-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Варяги и варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу"

Описание и краткое содержание "Варяги и варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу" читать бесплатно онлайн.



Монография посвящена одной из самых актуальных тем российской и зарубежной науки - проблеме этноса варяжской руси, стоявшей у истоков российской государственности. Подробный анализ источниковой базы показывает, что своими корнями варяжская русь связана со славянским южнобалтийским Поморьем, определявшим в IX-XI вв. жизнь всей Северной Европы. Выявлены иные истоки норманизма, действительное содержание полемики М.В. Ломоносова и Г.Ф. Миллера по варяго-русскому вопросу, принципиальное отличие в понимании сути антинорманизма между исследователями дореволюционного времени и исследователями XX в. Источниковедческая часть работы содержит подробный историографический обзор по вопросу складывания древнейшей нашей летописи Повести временных лет и Сказания о призвании варягов.






Наша наука, убедившись в несостоятельности советского «антинор­манизма» (а эта негативная оценка распространилась и на труды истин­ных антинорманистов ХѴІІІ-ХІХ вв.) и пересмотрев свой взгляд на нор-манскую теорию, вскоре получила материальное подтверждение пра­вильности своего выбора, гласящее о якобы массовом присутствии скандинавов в русской истории. И их «материализация» связана с архео­логией, посредством которой в научный оборот были введены доказа­тельства норманства варяжской руси весьма сомнительного свойства: археологи-норманисты чуть ли не все неславянские древности объявляли скандинавскими (т. е. действуя все тем же способом, о котором говорил в 1872 г. Д.И. Иловайский) и приписывали их летописным варягам. При этом из всего огромного материала абсолютизируя т. н. «норманский», удельный вес которого и сегодня буквально микроскопичен, да к тому же он мало связан со скандинавами напрямую, ибо был привнесен в се­веро-западные пределы Восточной Европы в качестве предметов тор­говли, обмена, военных трофеев, в ходе сложных миграционных процес­сов, вобравших в себя представителей многих этносов, в том числе и не­славянских, что придало культуре названного региона очень много оттенков (в какой-то мере и скандинавский).

Так, во многом именно торговлей объясняли И.П. Шаскольский и В.В. Седов присутствие скандинавских вещей в землях славянского и финского населения, а В.М. Потин - «необходимостью скандинавских стран расплачиваться за русское серебро». А.Г. Кузьмин справедливо под­черкивал, что вооружение и предметы быта «можно было и купить, и выменять, и отнять силой на любом берегу Балтийского моря». Но этим скандинавским и псевдоскандинавским вещам было придано осно­вополагающее значение в разрешении варяжского вопроса. Как утверж­дал в 60-х гг. признанный авторитет в области славяно-русских древнос­тей А.В. Арциховский, «варяжский вопрос чем дальше, тем больше ста­новится предметом ведения археологии. ...Археологические материалы по этой теме уже многочисленны, и, что самое главное, число их из года в год возрастает. Через несколько десятков лет мы будем иметь решения ряда связанных с варяжским вопросом загадок, которые сейчас представ­ляются неразрешимыми». При этом ученый поставил под серьезное со­мнение возможности письменных источников в его разрешении, сказав, что для ІХ-Х вв. «они малочисленны, случайны и противоречивы».

Уже более 40 лет минуло после столь оптимистического прогноза вы­дающегося археолога, предрекавшего решение «ряда связанных с варяж­ским вопросом загадок». Но этого не произошло. Более того, как конста­тировал в 1975 г. археолог Д.А. Авдусин, говоря об увеличении археоло­гических данных именно по варяжской проблеме: «...Во многих случаях происходит топтание на месте и даже возврат на старые позиции». При этом он заметил, что в обсуждении захоронений знаменитого Гнездова под Смоленском «наиболее активно обсуждается именно проблема эт­носа - этнической принадлежности людей, погребенных в его курганах, -та самая проблема, которая якобы не играет роли в норманском вопросе». Причем ленинградские археологи, резюмировал Авдусин, стремятся «доказать наличие в Гнездове значительного количества» скандинавов. В 1986 г. А.Г. Кузьмин охарактеризовал археологию «главным прибежищем норманизма», тем самым показав, что проблема заключается не в ко­личестве археологических находок, возведенных Арциховским в абсо­лют, а в их интерпретации, на что справедливо указывал сам же ученый в 1962 г. на состоявшемся в Риме международном конгрессе историков.

Археологи и активные проводники идеи норманства варягов Л.С. Клейн, Г.С. Лебедев и В.А. Назаренко утверждали в 1970 г., что «оп­ределение скандинавского происхождения многих категорий вещей в настоящее время не представляет собой трудности» (специалист в облас­ти саг Т.Н. Джаксон считает, что эти ученые «выработали строго научную и логически последовательную методику определения этнической при­надлежности археологических древностей и объективную систему под­счета «достоверно варяжских комплексов»). Но мнения коллег-архео­логов нисколько не позволяют разделить оптимизм Клейна, Лебедева и Назаренко. Так, И.В. Дубов в 1982 г. отмечал, что одной из сложнейших задач славяно-русской археологии ІХ-ХІ вв. как раз «является этническое определение древностей». Тогда же Р.С. Минасян констатировал, что этническая атрибуция археологических находок в Северо-Западной Руси не всегда убедительно обоснована. Отсутствие «надежных этнических инди­каторов. — прямо пишет он, — позволяет манипулировать археологичес­кими памятниками в зависимости от концепции того или другого ис­следователя». Именно это обстоятельство имел в виду Д.А. Авдусин, сказав в 1975 г., что статьи Л.С. Клейна, Г.С. Лебедева, В.А. Назаренко и В.А. Булкина «вызывают возражения... в методах привлечения источни­ков и приемах освещения общеисторического фона», порождают «сомни­тельные «теории» с норманистским оттенком». При этом подчеркнув, что «для привлечения вещей к решению этнических проблем эти вещи дол­жны быть сами этнически характерными или, по крайней мере, опреде­лимыми», и напомнив, что до работ Арциховского «каролингские мечи категорично объявлялись скандинавскими».

По признанию А.А. Хлевова, введение в советскую науку корпуса ар­хеологических источников оказало «революционизирующее» воздействие на спор об этносе варягов. Археологи-норманисты, ведя в 60-х - 80-х гг. раскопки древностей Северо-Западной Руси и интерпретируя их самую значимую часть только в пользу скандинавов, нарочито шумно вводили их в научный оборот, что было вызовом-протестом официальному «антинорманизму», который хотя и не мешал вести разговор о варягах-нор­маннах, но все же сильно сдерживал его тональность. Вместе с тем они начинают, идя в русле, как это кажется кому-то и сегодня, «провидческих и пророческих» слов А.В. Арциховского, формировать, если повторить за Авдусиным, «общеисторический фон» ІХ-Х вв., при этом не только превышая возможности своей науки, но и решая варяжский вопрос исключительно в духе старого времени - в духе «ультранорманизма» первой половины XIX столетия. Так, Клейн, Лебедев и Назаренко, ис­ходя из археологических данных, но их же собственной оценке, недос­таточно широких и полных, утверждали о значительном весе сканди­навов в высшем слое «дружинной или торговой знати» Руси, а также о присутствии на ее территории некоторого числа скандинавских ремеслен­ников. Норманны в X в. составляли, утверждали они, «не мене 13 % на­селения отдельных местностей». По Киеву эта цифра выросла у них уже до 18-20%, но более всего, конечно, впечатляло их заключение, что в Ярославском Поволжье численность скандинавов «была равна, если не превышала, численности славян...». Одновременно с тем авторы говори­ли о представительном вкладе скандинавов в материальную культуру вос­точнославянского общества, куда ими якобы были привнесены многие виды оружия (прежде всего каролингские мечи).

В 1978 г. В.А. Булкин, И.В. Дубов, Г.С. Лебедев высказали твердое мнение, что ладожский материал «раскрывает реальное содержание ва­ряжской легенды». На следующий год А.Н. Кирпичников пояснял, что в 862 г. в Ладоге появился один «из норманских конунгов», в связи с чем она, «как сообщает летопись, становится столицей складывающейся империи Рюриковичей». В 1981 г. этот посыл стал уже ключем к рас­крытию одной из сложнейших загадок русской истории. Кирпичников, Лебедев и Дубов, оперируя вещественными находками, в том числе и ими объявленными скандинавскими, известили, что «в ладожских мате­риалах нашла свое решение варяжская проблема», суть которой они све­ли к тому, что в Ладоге в середине IX в. «на какое-то время» утвердился призванный норманский конунг со своим двором и дружиной, «обеспе­чивая безопасность города и охраняя его судоходство, в том числе и от своих же норманских соплеменников, неоднократно угрожавших Ладо­ге» (такого рода «открытия» много раз звучали в прошлом). Насколько подобные утверждения расходились с конкретными историческими дан­ными, видно по словам крупнейшего знатока древнескандинавской исто­рии Е.А. Рыдзевской, в свое время отметившей, что самое раннее упоми­нание Ладоги в сагах относится лишь к концу X в., и что в них не на­ходим «ни малейшего намека на какие-нибудь скандинавские поселения» в Ладоге и Приладожье.

В 1981-1984 гг. археолог Д.А. Мачинский уже характеризовал норман­нов исключительно носителями «социально активного начала до 1030-х го­дов», как «организующую суперэтничную силу», сыгравшую роль «ка­тализатора начавшихся процессов, роль дрожжей, брошенных в тесто, которому приспело время стать многослойным пирогом - государством». К сказанному он добавил в духе советского «антинорманизма», утвер­ждавшего о преобладающей роли внутреннего фактора в образовании Киевской Руси, но уже с серьезным смещением привычного акцента, что «все социально-экономические предпосылки для возникновения государ­ственности имелись к IX в. и в чисто славянской среде и можно было бы обойтись и своей закваской, но варяжскими дрожжами получалось быстрее и лучше». Вместе с тем ученый подчеркивал, что скандинав­скую природу имени «Русь» подтверждает топонимом Roslagen. Пред­ставители других отраслей наук, работая над варяжской проблемой и законно полагаясь на точность заключений археологов, не только уверо­вали под их влиянием в массовое и чуть ли не в повсеместное присут­ствие скандинавов на Руси, но и, в свою очередь, подгоняя собственные построения под их выводы, еще больше усиливали накал норманизма в историографии, прикрытого псевдоантинорманистской фразеологией.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Варяги и варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу"

Книги похожие на "Варяги и варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вячеслав Фомин

Вячеслав Фомин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вячеслав Фомин - Варяги и варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу"

Отзывы читателей о книге "Варяги и варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.