» » » » Мария Владимирова - Трансформация массового сознания под воздействием СМИ


Авторские права

Мария Владимирова - Трансформация массового сознания под воздействием СМИ

Здесь можно скачать бесплатно "Мария Владимирова - Трансформация массового сознания под воздействием СМИ" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Флинта, год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мария Владимирова - Трансформация массового сознания под воздействием СМИ
Рейтинг:
Название:
Трансформация массового сознания под воздействием СМИ
Издательство:
Флинта
Год:
2011
ISBN:
978-5-9765-1110-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Трансформация массового сознания под воздействием СМИ"

Описание и краткое содержание "Трансформация массового сознания под воздействием СМИ" читать бесплатно онлайн.



В монографии предпринята попытка комплексного исследования трансформации массового сознания под воздействием СМИ. С философских позиций исследуются понятия телевизионной реальности, массовизации общества в XIX - первой половине XX в. Выявляются причины нарастания манипулирования массовым сознанием в условиях современного информационного общества, в котором информация играет основную роль. Особое внимание уделено российскому телевидению - его структуре, новым медиатехнологиям - конкретным манипулятивным приемам, применяемым в телевизионных программах, а также способам противодействия манипулятивным процессам («контрсуггестии»). Кто управляет массами и может ли телевидение осуществлять свою деятельность, не прибегая к манипулированию? На эти и другие вопросы автор дает ответы, используя результаты своих исследований, а также обобщая труды ведущих зарубежных и отечественных ученых.

Для философов, политологов, психологов, культурологов, журналистов, социологов, студентов и аспирантов, а также для всех, кто интересуется процессами, происходящими в сфере коммуникации, в том числе их негативными аспектами.






Порядок изложения информации ассоциируется у зрителей, как правило, со степенью ее значимости. Варьирование последовательности новостей с заранее поставленной целью является действенным приемом скрытого воздействия на массовое сознание.

Пример. На государственном телеканале «Россия» в программе «Вести» говорится о том, что президент РФ В.В. Путин провел заседание Совета безопасности, на котором обсуждались проблемы реформирования армии, после этого он принял министра внутренних дел -встреча была посвящена расследованию дела о взрыве в переходе под Пушкинской площадью, вечером этого же дня глава государства поехал на отдых в Сочи. Канал-конкурент (НТВ) первой новостью дает информацию о том, что президент отправился отдыхать в Сочи. Данный пример свидетельствует об акцентировании внимания массовой аудитории на определенном событии, а также о смещении ее представления о важности события с помощью верстки. «Верстка информационной программы - действенный инструмент информационной политики, более того - информационного влияния, воздействия на аудиторию, на массовое сознание, опосредованно - через предлагаемую структуру выпуска - управляющий (и направляющий) общественным мнением»[116].

Согласно журналистским канонам, информационная программа должна носить общественный характер: выражать интересы общества, служить ему, работать на благо общественного целого, а также каждого гражданина. Российские новостные программы пытаются быть верными данному идеалу, но пока информационную политику формируют собственники телеканалов (большинство федеральных каналов сегодня контролируется государством).

«Государственная информационная политика является продуктом коллективного творчества законодательной и исполнительной властей...», а также «многонационального российского социума. В этом ряду телевидение - не только проводник, но и творец, активный создатель такой политики»[117]. Контролируя большое число каналов, властные структуры имеют возможность более эффективно проводить в массы свою точку зрения на происходящее в стране и мире. Тем более что индивиды привыкли доверять телевизионной информации центральных федеральных каналов, воспринимая ее как правильную и не нуждающуюся в проверке.

Помимо воздействия на массовое сознание в новостных программах, интересы телевизионных собственников могут защищать и проводить и отдельные «персонажи», обладающие необходимыми для данной сферы деятельности личностными характеристиками. Среди классических примеров коммуникатора-манипулятора можно выделить фигуру Сергея Доренко.

Вехой в его карьере стала программа «Подробности» (которую он вел вместе с Н. Сванидзе), после чего он продолжил свою деятельность в авторской информационно-аналитической программе «Версии». В 1990-е годы (с 1996 по 2000 г.) журналист представлял интересы акционера и руководителя ОРТ - Б. Березовского. С. Доренко принял участие в первой в нашей стране олигархической войне - между Б. Березовским, В. Гусинским и В. Потаниным - за право обладания компанией «Связьинвест», которая развернулась на глазах у массовой аудитории и в которую она невольно была вовлечена[118]. Будучи ведущим программы «Время» на ОРТ, Доренко оперирует информацией «компроматного» характера (обвиняя банк «Онэксим» в хищении нескольких десятков миллионов долларов у череповецкого комбината «Азот» и т.д.) с целью очернить конкурента, В. Потанина. Однако эту информационную войну Б. Березовский и В. Гусинский проигрывают B. Потанину, несмотря на наличие эффективнейшего «оружия» - подконтрольного федерального телеканала и талантливого «телекиллера».

C. Доренко набирается опыта и показывает весь свой нереализованный потенциал в следующей схватке - второй информационной битве, с отчетливо выраженной политической подоплекой, развернувшейся незадолго до выборов президента 2000 г. По одну сторону - Примаков, Лужков, Гусинский и коммунисты, по другую - Ельцин, Путин, Березовский, Абрамович. Информационным полем для борьбы выступили два телеканала - ОРТ (на стороне первых) и НТВ (на стороне вторых). В задачу Доренко входило любыми способами обрушить рейтинги Лужкова и Примакова. Со своей задачей он справился. Приведем характерный пример из его программ: «На этой неделе московский мэр стремительно терял честь и достоинство. Мы же, как и подобает наблюдателям и юным натуралистам, продолжали самым хладнокровным образом изучать две эти сущности с цветом и запахом. Теперь уже изучаем то, что от них осталось. Под микроскопом»[119].

Доренко напрямую унижает и оскорбляет противников в эфире центрального канала страны, подрывает их репутацию, оставаясь при этом безнаказанным и полностью уверенным в своей правоте. А также ощущает себя свободным от давления руководства: «.С Березовским мы завтракали по вторникам, и я в это время задавал ему все интересующие меня вопросы, а он, в свою очередь, задавал вопросы мне. После выпуска он мог позвонить мне не иначе, как восхищенным - больше никак. Один-единственный раз он позвонил мне и попросил меня поддержать в своей программе Рахимова (президента Башкортостана. -Авт.), потому что он тогда покаялся перед Кремлем. Это был один-единственный раз. И я Березовскому отказал. Вот такой вот уровень самостоятельности продолжался до двухтысячного года, до тех пор, пока меня не закрыли»[120]. Интересно при этом мнение самого Доренко о телевидении в целом: «Телевидение - это искусство для бедных, необразованных женщин, судя по рекламе. Она ориентирована именно на этот контингент зрителей. А элита читает книги, беседует друг с другом, устраивает диспуты, общается «вживую». Черпает информацию из Интернета, читает блоги и т.д»[121].

С. Доренко судит о телевидении по рекламе, с помощью которой также оказывается скрытое воздействие на массовое сознание. В законе о рекламе (Федеральный закон о рекламе от 18 июля 1995 года, № 108-ФЗ) прописан пункт о недопустимости воздействия на подсознание, поскольку оно может повредить психическому здоровью индивида. Тем не менее такое воздействие на телевизионных экранах присутствует.

Рекламный блок, вставленный в художественный фильм, уменьшает его положительное влияние на зрителя, но на фоне эмоций, вызванных просмотром картины, реклама полностью усваивается потребителем. Воздействие рекламы может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от ее места расположения в телевизионной сетке вещания.

Одним из наиболее ярких примеров телерекламы, наглядно продемонстрировавшей силу применения манипулятивных приемов на практике, стала рекламная кампания «МММ»[122] - серия роликов с главным героем Леней Голубковым. Персонаж этот похож на Емелю из сказки, который ждал на печи своего счастья и хотел получить его, ничего при этом не делая (здесь применен манипулятивный прием воздействия на архетипы). Голубков полюбился массовой аудитории и даже сумел стать национальным героем. Секрет успеха сериала заключался в подборе персонажей - простых людей, в которых массовая аудитория легко узнавала самих себя и которым верила. Создатели рекламы сумели убедить россиян отдать свои деньги «МММ» - Сергею Мавроди, обещая огромную - нереальную согласно здравому смыслу - прибыль. Массовая аудитория, будто находясь под действием наркотической ад-дикции[123], заболела идеей «МММ» и до последнего не желала верить в крах компании. По мнению специалистов, данная рекламная кампания была тщательно продумана - построена с учетом национальной психологии, в ней использовались приемы скрытого воздействия на массовое сознание, в том числе апелляция к родственным связям.

Существуют не менее эффективные манипулятивные технологии, активно применяемые в предвыборной агитации. Одна из таких техник направлена на завоевание политиком или любым другим героем, доверия у массовой аудитории (создание имиджа «своего парня»). Полностью на применении этой технологии была построена программа «Герой дня без галстука»[124], которая стала выходить с 1996 г. на канале НТВ. Посмотрев передачу, телезритель невольно проникался симпатией к герою, даже если до этого испытывал к нему неприязнь. Как удавалось создателям программы добиваться такого эффекта? Секрет заключался в том, что в «Герое дня без галстука» нам показывали известных людей только у них дома. Политики представали перед аудиторией на своих кухнях и дачах, с женами, детьми и даже домашними животными. Задача состояла в том, чтобы создать имидж «человека из народа» и дать понять аудитории, что они такие же, как все мы, - простые люди, не лишенные обычных человеческих радостей и слабостей. Премьер-министр В. Черномырдин в одной из программ играл на гармошке, Саратовский губернатор Д. Аяцков ездил на верблюде, секретарь Совета безопасности А. Лебедь отжимался и гладил утюгом пододеяльники, а премьер-министр С. Кириенко демонстрировал метание ножей в воображаемого противника. Посмотрев на то, как живут наши герои, а точнее, как бы побывав у них дома, зритель уже не мог относиться к ним иначе как к своим. Срабатывает психологический механизм: ты побывал дома у человека и чуть ли не выпил вместе с ним чаю.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Трансформация массового сознания под воздействием СМИ"

Книги похожие на "Трансформация массового сознания под воздействием СМИ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мария Владимирова

Мария Владимирова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мария Владимирова - Трансформация массового сознания под воздействием СМИ"

Отзывы читателей о книге "Трансформация массового сознания под воздействием СМИ", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.