» » » » Мария Владимирова - Трансформация массового сознания под воздействием СМИ


Авторские права

Мария Владимирова - Трансформация массового сознания под воздействием СМИ

Здесь можно скачать бесплатно "Мария Владимирова - Трансформация массового сознания под воздействием СМИ" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Флинта, год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мария Владимирова - Трансформация массового сознания под воздействием СМИ
Рейтинг:
Название:
Трансформация массового сознания под воздействием СМИ
Издательство:
Флинта
Год:
2011
ISBN:
978-5-9765-1110-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Трансформация массового сознания под воздействием СМИ"

Описание и краткое содержание "Трансформация массового сознания под воздействием СМИ" читать бесплатно онлайн.



В монографии предпринята попытка комплексного исследования трансформации массового сознания под воздействием СМИ. С философских позиций исследуются понятия телевизионной реальности, массовизации общества в XIX - первой половине XX в. Выявляются причины нарастания манипулирования массовым сознанием в условиях современного информационного общества, в котором информация играет основную роль. Особое внимание уделено российскому телевидению - его структуре, новым медиатехнологиям - конкретным манипулятивным приемам, применяемым в телевизионных программах, а также способам противодействия манипулятивным процессам («контрсуггестии»). Кто управляет массами и может ли телевидение осуществлять свою деятельность, не прибегая к манипулированию? На эти и другие вопросы автор дает ответы, используя результаты своих исследований, а также обобщая труды ведущих зарубежных и отечественных ученых.

Для философов, политологов, психологов, культурологов, журналистов, социологов, студентов и аспирантов, а также для всех, кто интересуется процессами, происходящими в сфере коммуникации, в том числе их негативными аспектами.






На вопрос: «Что Вам не нравится в сегодняшнем российском телевидении?» - 39% населения ответили - «Чрезмерное количество рекламы», 15% - «Большое количество криминальных сюжетов, передач, где показаны насилие, агрессия, жестокость, много негатива», 9% - «Много обнаженных тел на экране»[141].

Екатерина Михайлова, кандидат психологических наук, ведущий специалист Института групповой и семейной психологии и психотерапии, считает, что «в психике людей, к сожалению, незаметно и очень быстро рушится так называемый рубеж переносимого. Чувства телезрителя, который смотрит подобные программы, неожиданно для него самого притупляются: они либо «гаснут», либо вообще перерождаются. В психологии это называется «защитным бесчувствием», когда человек не испытывает никаких эмоций после просмотра кадров, которые некоторое время назад выбили его из колеи[142].

Как известно, «жертвой» легко управлять, отвлекая телезрителя от насущных проблем личного и общественного характера. Именно такой эффект производит на человеческую психику просмотр программы «Максимум». Мы смотрим телевизор, невольно примыкая к коллективному бессознательному. А индивидуально человек чувствует себя жертвой манипулятивного телевлияния[143].

Иск в суд о защите своей чести и достоинства подал глава Башкирии Муртаза Рахимов; ответчиками по иску должен выступить телеканал НТВ, а именно программа «Максимум»[144]. Передача, которую президент счел оскорбительной для себя, вышла в эфир 27 января 2008 г. Она была посвящена аресту экс-сенатора от Башкирии Игоря Изместьева, в отношении которого Генпрокуратура РФ возбудила уголовное дело по подозрению в организации убийства. При этом участники программы употребили в эфире выражения «семья Рахимовых», назвали Игоря Изместьева «другом семьи», а также проинформировали общественность о том, что в Башкирии журналистам запрещено снимать «национальное достояние - нефтяные заводы» и сына президента Рахимова - Урала. Адвокаты Рахимова сочли, что «в контексте сюжета» содержатся сведения, порочащие президента «как высшее должностное лицо республики». По их мнению, в высказываниях участников передачи есть намеки на «связь бизнеса и власти», на то, что президент Башкирии якобы занимается «другой оплачиваемой деятельностью» в нарушение закона.

Через некоторое время глава Башкирии подал на программу «Максимум» в суд во второй раз. 10 марта 2008 г. в программе прошел сюжет, посвященный приватизации башкирского ТЭКа; Рахимов счел этот материал «порочащим его честь и достоинство». В сюжете рассказывалось о деловом партнере сына президента республики Урала Рахимова - гендиректоре ОАО «Уфанефтехим» Викторе Ганцеве. Рахимов выразил возмущение словами ведущего передачи Глеба Пьяных, который использовал термин «прихватизация», ставя под сомнение законность приватизации башкирского ТЭКа[145]. Также главу республики возмутило бездоказательное, по его мнению, заявление вице-президента российского Фонда содействия развитию регионов Александра Веремеенко (который принимал участие в передаче от 10 марта 2007 г.) о том, что «38 процентов акций, которые принадлежали России, украдены в пользу Муртазы Рахимова». В итоге суд оправдал Рахимова и признал его честь и достоинство «ущемленными», а также обязал телекомпанию НТВ обнародовать в телеэфире судебный вердикт в течение месяца после его вступления в законную силу.

Показательны ответы генерального директора НТВ Владимира Ку-листикова, которые он дает в одном из своих интервью[146], рассказывая о концепции канала. Глава канала почему-то с гордостью говорит о таких переменах: «Лицо нынешнего НТВ сейчас сильно изменилось. Его определяют программы, которые сделаны в достаточно жесткой манере, те, которые, на мой взгляд, находят своего современного и продвинутого зрителя. Прежде всего это «Программа «Максимум», «Главный герой», «Русские сенсации», «Профессия - репортер», «Чистосердечное признание». Это лидеры нашего проката и по популярности они значительно превышают все, что было до сих пор на НТВ». О цели работы канала: «НТВ - это коммерческая компания, очень жестко нацеленная на производство рейтингов, которые дают возможность получать компании прибыль. Если картина Боттичелли будет вызывать массовый интерес и приносить высокий рейтинг, мы будем показывать Боттичелли. Но мы следуем за вектором пристрастий нашей целевой аудитории»[147]. Получается, что (поскольку зрители потребляют в телеэфире НТВ бесконечный криминал, насилие и скандалы) у подавляющего большинства россиян имеются серьезные патологии и патологические наклонности.

«Телевидение - это средство расширения личного опыта, - продолжает Владимир Кулистиков, - тот опыт, который человек не может получить личным путем - и порой слава богу, что не может, - но у него тем не менее есть эмоциональная потребность в этом, вот в таких программах. Телевидение - это зрелище. Я не считаю, что оно сейчас является главным источником информации. Это всего лишь средство особо поданной информации, в удобной, приятной и интересно-занимательной для зрителя манере. Телевидение делает шоу»[148]. Кстати, телеканал, который В. Кулистиков возглавляет с 2004 г., сейчас стал одним из наиболее популярных федеральных каналов. Зато он уже не может сравниться со старым НТВ по содержанию, профессионализму, качеству подачи информации и морально-этическому наполнению.

В результате проведенного исследования мы пришли к следующему выводу: причины манипулирования массовым сознанием заключаются прежде всего в столкновении интересов различных социальных групп и бизнес-структур, в борьбе между ними. Их основная задача - заставить общество думать так, как выгодно им, а также сделать так, чтобы оно поддерживало их начинания и не препятствовало осуществлению их деятельности. Развитие же техники и внедрение новых технологий является благоприятной почвой для телевизионного манипулирования. Демократическое общество, убеждены мы, немыслимо без высокой степени информированности граждан, которая является залогом принятия ими своевременных и правильных решений. Ангажированность СМИ в пользу того или иного частного интереса должна быть рассматриваема как нарушение принципов демократии.

§ 4. Способы противодействия манипулятивным процессам на телевидении («контрсуггестия»)

В предыдущих параграфах мы разбирали понятия «пропаганда» и «манипулирование», а также то, какими способами можно изменять мнение человека, воздействуя на его установки. Мы пришли к выводу, что для того, чтобы аудитория могла успешно справиться с возможным воздействием на нее телеманипуляторов, она должна быть в меру доверчивой и в меру критичной. То есть при просмотре ТВ никогда не отключать разум и не принимать ничего на веру без последующего обдумывания и дальнейшей проверки информации.

В этом параграфе мы рассмотрим способы и средства защиты от телеманипулирования, попытаемся уяснить, какие инстанции должны осуществлять контроль над манипулированием в обществе (социальный уровень), а также как человек может защитить себя сам от такого воздействия (личные способы психологической защиты).

Англичанин Олдос Хаксли (1894-1963) делил пропаганду на рациональную и иррациональную. «Пропаганду делает рациональной то, что она созвучна «просвещенному личному интересу» - как того, кто информирует и убеждает, так и того, кого информируют и убеждают.

В такой пропаганде все честно и прозрачно; она взаимовыгодна для обеих сторон»[149]. Про эту разновидность пропаганды можно сказать, что она позитивна и приносит обществу пользу. Иррациональная же пропаганда, наоборот, работает на пропагандиста, имеющего корыстные цели. Хаксли полагает, что рациональную пропаганду нужно использовать для укрепления и развития демократии, а иррациональную -устранять. Более того, Хаксли считает, что последнюю нужно разоблачать, развенчивать ее приемы. При противодействии пропаганде сложность заключается в том, чтобы воспитать массы в духе «золотой середины» между внушаемостью и критичностью.

Для нашего исследования представляет интерес лишь иррациональная пропаганда. Как ей противостоять?

Мы полагаем, что только развитие реальной демократии может помочь в борьбе с иррациональной пропагандой и с манипулированием сознанием масс на любых уровнях.

Известный американский психотерапевт Э. Шосторм разрабатывает ряд способов защиты от манипулирования на уровне межличностного общения. Э. Шосторм создает специальную диагностическую схему, которая позволяет человеку увидеть свои собственные и чужие манипуляции, осознать их и исправить ситуацию.

Автор предлагает в качестве альтернативы манипулятивному поведению, которое он считает разрушительным для человека, поведение человека-«актуализатора». Сравнивая основные характеристики манипулятора и «актуализатора», Э. Шосторм противопоставляет ложь (фальшь), неосознанность (апатию, скуку), контроль (закрытость) и цинизм (безверие) манипулятора честности (прозрачности, искренности), осознанности (отклик, полнота жизни, интерес), свободе (спонтанность, открытость) и доверию (вера, убеждение) «актуализатора»[150]. Манипулирование, по Шосторму, это стиль жизни. Сделать свою собственную жизнь неповторимой и прекрасной можно, только научившись не манипулировать окружающими, т.е. превратившись в «актуа-лизатора».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Трансформация массового сознания под воздействием СМИ"

Книги похожие на "Трансформация массового сознания под воздействием СМИ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мария Владимирова

Мария Владимирова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мария Владимирова - Трансформация массового сознания под воздействием СМИ"

Отзывы читателей о книге "Трансформация массового сознания под воздействием СМИ", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.