» » » » Коллектив авторов - Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир


Авторские права

Коллектив авторов - Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Наука, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Всемирная история:  В 6 томах. Том 1: Древний мир
Рейтинг:
Название:
Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
ISBN 978-5-02-036725-8; 978-5-02-036726-5 (т. 1)
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир"

Описание и краткое содержание "Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир" читать бесплатно онлайн.



Новое шеститомное издание “Всемирная история” подводит итоги работы историков за последние десятилетия. В настоящем томе освещена история возникновения человека и общества, становления первых цивилизаций. Предлагается комплексное рассмотрение цивилизаций Древнего Востока, античного мира и периферии, их типологической общности и специфики с особым вниманием к культурно-историческим аспектам. Главная идея, лежащая в основе концепции данного тома, — всеобщность тенденций развития древнего мира при многообразии конкретно-исторических форм их проявления.

Для историков и широкого круга читателей.






На островах ЮВА и на Тайване к V тысячелетию до н. э. относятся памятники Фэньбитоу и Дапэнкэн (Тайвань), для которых характерна керамика со шнуровым орнаментом. Найденная на Малаккском п-ове ранняя керамика, как и везде в то время, изготовлена вручную. Это сосуды с простым венчиком, покрытые шнуровым орнаментом (Гуа-Кечил в Малайзии). В VI–IV тысячелетиях до н. э. появляются уже полностью шлифованные тесла (пещера Ниах на Калимантане), наряду с которыми известны квадратные оббитые топоры с подшлифованными лезвиями, обработанные с одной стороны орудия из галек и массивные каменные скребки. Погребальный обряд, как правило, представлял собой трупоположение на спине, встречаются случаи кремации и погребения обожженных тел. На Малаккском п-ове (Гол-Байт и Гуа-Кербау) погребения сильно или слабо скорченные. На Сулавеси (Тоала) обнаружен памятник изобразительного искусства — отпечаток кисти руки, обведенный красной краской.

Общество аустронезийцев по данным глоттохронологии. Недостаточная археологическая изученность островной части ЮВА отчасти может быть компенсирована результатами реконструкции и анализа лексики древних языков, проведенного методами глоттохронологии. В этом отношении наиболее изучены в наше время аустронезийские языки. По аустроазиатским языкам подробные исследования еще не проводились, однако их носители лучше изучены археологически.

В ранней этнической истории аустронезийцев можно выделить три периода. Из сопоставительного анализа их языков удалось установить, что распад аустронезийского праязыка начинается в конце раннего — начале среднего неолита (ок. V тысячелетия до н. э.), притом в древнеаустронезийском языке находят значительные следы взаимных заимствований с сино-тибетским, что подтверждает контакты их носителей.

Предполагается, что протоаустронезийцы уже жили на Тайване (где и сейчас они составляют коренное население) в середине V — середине IV тысячелетия до н. э. (период протоаустронезийского языка). Обособление тагальского языка жителей филиппинского о-ва Лусон относится уже к IV–III тысячелетиям до н. э. (период западноаустронезийского языка). Отсюда началось заселение островной части ЮВА и Океании: ранее предполагалось, что это заселение осуществлялось волной переселенцев на Японские острова, ныне высказываются мнения, что все же аустроазиатами. Не позднее III тысячелетия до н. э. аустронезийцы появляются на востоке и юго-востоке Индокитая. И наконец, во II — начале I тысячелетия до н. э. они расселились внутри островной части ЮВА и на Мадагаскаре (период западноиндонезийского языка).

Судя по лексике, уже в V–IV тысячелетиях до н. э. носители западноаустронезийских языков были и оседлыми земледельцами, и мореходами. Они разводили рис на заливных полях, которые разрыхляли палками, и специально выращивали рассаду; знали также и суходольное земледелие, возделывали рис, таро, ямс, употребляли в пищу банан, хлебное дерево, сахарный тростник, плоды кокосовой пальмы, добывали из пальмы саго, а также были знакомы с какой-то разновидностью проса. Кроме того, тамошние племена разводили буйволов, свиней, собак и кур, занимались также охотой и рыболовством, знали лук и стрелы, использовали сети. Они были хорошо знакомы с плотницким и гончарным делом, с ткачеством. В их обществе была распространена вера в духов, существовало представление о душе и миф о священном браке Неба и Земли. Жители устраивали празднества с игрой на музыкальных инструментах. Сельские общины имели четко очерченные территории, полноправные члены общин собирались на сход, а поскольку этот период был сопряжен с морскими плаваниями, то экипаж морского судна являлся эквивалентом понятия «община». Уже выделялись руководители надобщинных коллективов, которые совмещали светскую и духовную власть. Можно говорить о разделении населения на половозрастные трупы: юношей-воинов, зрелых мужчин и стариков. Существовали брачные группы (фратрии). Имелись уже и зависимые люди — пленники, оставляемые в живых.

Юго-Восточная Азия позднего неолита 

(вторая половина IV — первая половина III тысячелетия до н. э.)

К началу позднего неолита повсюду в северной части исторического ареала ЮВА, как и во всей остальной территории, может быть выделен ряд этнокультурных «маркеров» (предметов, характерных для отдельных народов). К их числу относятся плечиковый топор у аустроазиатов, трапециевидный в сечении топор у аустронезийцев, трапециевидный в плане для хмонгов и др. Для неолита аустронезийцев также характерны специфические изделия из камня — диски с несколькими фигурными выступами (у чамов). Такие диски встречаются на востоке Индокитая, на Тайване и далее к северу вплоть до Шаньдуна. Другим этнокультурным признаком аустронезийцев принято считать колотушки для изготовления тапы — материи из спрессованного луба деревьев семейства тутовых (шелковицы, хлебного дерева, фикусов и т. п.), которые были распространены до начала ткачества.

В позднем неолите разрушается связь аустроазиатов севера исторической ЮВА и собственно ЮВА. Именно тогда аустроазиаты (вьеты) Нижней Янцзы и хмонги Средней Янцзы начинают интенсивно социально развиваться, что приводит к возникновению у них государств. Аустронезийцы же, оказавшиеся разделенными морским пространством, начинают отставать в своем социальном развитии (что не относится к населению на Шаньдунском п-ове). В зоне их расселения не имелось долин больших рек, поэтому у них не могло сложиться крупных районов с плотным населением.

Бассейн Жемчужной реки (Гуандун) и Индокитайский полуостров. Большая часть Индокитайского п-ова была заселена аустроазиатами — на юге жили моны, в центральной части кхмеры, на северо-востоке вьеты, только на юго-востоке обитали аустронезийцы-чамы.

В предгорьях на севере Таиланда в бассейне Среднего Меконга расположен многослойный памятник Нон нок тха. Его ранний слой относится к среднему неолиту. Для него характерны орудия труда: тонкие прямоугольные в сечении тесла без плечиков и уступов, горшки круглодонные со шнуровым орнаментом на плечиках, погребения — вытянутые на спине. В погребениях обнаружены кости одомашненных животных: собаки, свиньи, быков-зебу. К этому же периоду относится ранний слой памятника Банчанг (ок. с 2000 г. до н. э.), расположенного на Среднем Меконге. Керамика в нем лощеная, со шнуровым и прорезным орнаментами.

На северо-востоке полуострова в долине нижнего течения Красной реки выделяют культуру Лунгхоа. Керамика здесь уже изготовлялась на гончарном круге: чаши круглодонные с венчиком, на низких полых поддонах; горшки круглодонные; как и на многих памятниках бассейна Янцзы и Юго-Восточной Азии, присутствует специфический ритуальный сосуд-«рюмка». Встречается много каменных орудий: шлифованные прямоугольные тёсла; трапециевидные, плечиковые, «башмаковидные» топоры, подтреугольные мотыги, резаки, черешковые наконечники стрел и копий. Уже появилось боевое оружие — «клевцы». Есть кольцевидные и квадратные с прорезью серьги, бусы, подвески. Взрослых погребали в ямах разной глубины, трупоположения вытянутые на спине, головой на северо-запад; детские погребения — в двух составленных устьями керамических горшках. Следов имущественного расслоения нет.

Островная часть ЮВА. По данным лингвистики в позднем неолите и энеолите в зоне с преобладанием западноаустронезийского языка во второй половине IV–III тысячелетии до н. э. общество региона продолжало развиваться. Появляются сложные культурные понятия: «наследование», «традиция» и т. п. Совершенствуются навыки орошаемого земледелия, система ирригации (появляются понятия «дамба» и «канал» для орошения); видно, что угодья распространялись на ранее необрабатываемые земли; появилось обозначение специального ножа для сбора риса, а также разных ремесел. Усложняется конструкция морских судов: у них появился киль, был усовершенствован балансир. Продолжающиеся раскопки позволили подтвердить сведения лингвистов об использовании металла ранее, нежели представлялось прежде. В этот период входят в употребление драгоценные металлы (золото, серебро), распространяются украшения (в частности кольца). Происходило становление круга понятий, связанных с торговлей: появляются слова «покупать», «платить», «оплата», «торговаться», «заклад», «долг», «взыскание долга». Если ранее было известно оружие для охоты (копье), то теперь появляется боевое оружие — кинжал.

Энеолит и ранняя бронза долинных обществ

(вторая половина III–II тысячелетие до н. э.)

Датировка начала века металла в ЮВА является сложной научной проблемой. Предполагается, что ранее всего, в первой половине III тысячелетия до н. э., самостоятельный переход к использованию бронзы произошел в центральной части Индокитайского п-ова, где жили аустроазиатские народы мон-кхмерской языковой семьи. В это время они спустились из предгорий в долины крупных рек. Открыв технологию обработки меди, а затем способы изготовления бронзы, они уже во второй половине III тысячелетия до н. э. занялись массовым производством орудий труда из этих металлов. Поскольку олово и медь в этом регионе повсеместно залегают в большом количестве и доступны (во многих районах имеются выходы руды на поверхность), из металла делали не только оружие и украшения, но и орудия труда — топоры, мотыги, лемехи плуга (которые в Средиземноморье изготавливали только в железном веке и лишь в отдельных районах). Найдено много брошенных владельцами (сработанных или сломанных и не перелитых в новые) хозяйственных орудий, прежде всего мотыг и лемехов, а также мастерские литейщиков, шахты рудокопов и т. п.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир"

Книги похожие на "Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир"

Отзывы читателей о книге "Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.