» » » » Коллектив авторов - Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир


Авторские права

Коллектив авторов - Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Наука, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Всемирная история:  В 6 томах. Том 1: Древний мир
Рейтинг:
Название:
Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
ISBN 978-5-02-036725-8; 978-5-02-036726-5 (т. 1)
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир"

Описание и краткое содержание "Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир" читать бесплатно онлайн.



Новое шеститомное издание “Всемирная история” подводит итоги работы историков за последние десятилетия. В настоящем томе освещена история возникновения человека и общества, становления первых цивилизаций. Предлагается комплексное рассмотрение цивилизаций Древнего Востока, античного мира и периферии, их типологической общности и специфики с особым вниманием к культурно-историческим аспектам. Главная идея, лежащая в основе концепции данного тома, — всеобщность тенденций развития древнего мира при многообразии конкретно-исторических форм их проявления.

Для историков и широкого круга читателей.






Неясна пока этнолингвистическая принадлежность раннего государства в Сычуаньской котловине на Верхней Янцзы, существование которого зафиксировано археологически с конца II тысячелетия до н. э. (культура Сань-синдуй). Скорее тибето-бирманским по языку можно считать население более поздних государств I тысячелетия до н. э. Ба и Шу.

В первой половине I тысячелетия до н. э. государственность аустрических народов в северной части исторического региона Юго-Восточной Азии развивались динамично, в условии культурного взаимообмена и политического взаимодействия с государственностью хуася, формировавшейся на Средней Хуанхэ и Великой равнине. На Средней Янцзы уже в конце II тысячелетия до н. э. появился ряд государственных образований хмонгов, которые со временем вошли в состав Чу, сильнейшего из их царств. В 1027 г. до н. э. правитель царства Чу, поддерживая правителя царства Чжоу, участвовал в разгроме государства Шан, а позднее чусцы нанесли сокрушительное поражение войску западночжоуского монарха Чжао-вана.

Малая Азия и Средиземноморье: ранние цивилизации

Хетты и их современники на древнем Ближнем Востоке

Хеттское царство (KUR.URU Hatti) было одной из великих держав эпохи поздней бронзы, а в XIV в. до н. э. успешно соперничало с двумя своими наиболее могущественными современниками — хурритским царством Митанни и Египтом. Из столицы Хаттусы в Центральной Анатолии цари страны Хатти контролировали целую сеть вассальных царств, которая в период максимального политического и военного могущества хеттского государства (XIV–XIII вв. до н. э.) охватывала огромную территорию от Эгейского побережья Малой Азии на западе через Северную Сирию до Дамаска на юге и до западной оконечности Месопотамии на востоке.

Ранняя история Анатолии

К середине III тысячелетия до н. э. (ранняя бронза II) в различных частях Анатолии уже существовали местные культурные центры: Троя и Полиохни на северо-западе, Бейджесултан на юго-западе, Тарсус на Киликийской равнине на юго-востоке Малой Азии. В Центральной Анатолии также обнаружен ряд процветавших поселений — от южной излучины Кызыл Ирмака (антич. Галис) на север к южному побережью Черного моря. Самое выдающееся из них — Аладжа Гююк (в 180 км к северо-востоку от Анкары, где найдено 13 царских гробниц 2300–2100 гг. до н. э.), предположительно отождествляется с Аринной — хеттским городом богини Солнца. Этот город, достигший своего расцвета в период ранней бронзы II, просуществовал до конца эпохи поздней бронзы. Другие важные поселения этого времени: Хаттус (впоследствии — Хаттуса, столица Хеттского царства), Анкува (совр. Алишар, в 80 км к юго-востоку от Хаттусы), Цальпа в Понтийской области и Канеш в долине Кайсери.

Этноязыковая ситуация в Анатолии эпохи ранней и средней бронзы. Со времени аккадской империи Саргона в Междуречье область центральноанатолийских городов была известна как страна Хатти. Ее жители — хатты (по языку родственные северо-западнокавказским народам) — населяли Центральную частью Малой Азии уже в раннебронзовый период. От них сохранились тексты на языке hattili («по-хаттски») из богазкейского архива, в основном таблички культового характера, изучение и интерпретация которых продолжаются и в настоящее время.

Что касается хеттов — народа, говорившего на одном из самых древних индоевропейских языков, то их распространение вместе с другими близко родственными группами (лувийцами, палайцами) в Анатолии происходило на протяжении последних веков III тысячелетия до н. э. в виде последовательных миграций. Оседая на территорях, занятых хаттами, хетты заимствовали у них часть пантеона, ряд обычаев, некоторую лексику и вообще называли себя «людьми страны Хатти», хотя иные исследователи (в частности К. Мелчерт) считают, что влияние хаттской культуры и институтов на хеттскую государственность несколько преувеличено.

Ассирийские торговые колонии в Центральной Анатолии. История Древней Анатолии реально начинается в первые века II тысячелетия до н. э. (в археологической терминологии — во время средней бронзы), когда в Малой Азии получает распространение искусство письма.

В начале II тысячелетия до н. э. ассирийцы, устанавливая интенсивные торговые отношения с Центральной Анатолией, создают там сеть поселений (karum), административным центром которых был карум Канеш (упоминаемый уже в одном тексте из Эблы XXIV в. до н. э.). На этом месте найдено более 20 тыс. клинописных ассирийских табличек, которые не только раскрывают общие механизмы торговли и образ жизни купцов, но и, судя по ряду имен, свидетельствуют о раннем присутствии индоевропейского населения среди этнических групп этого региона. В связи с этим интересно отметить, что сам Канеш состоял из двух частей: местного анатолийского поселения с дворцом правителя (это 20-метровый холм диаметром 500 м, возвышающийся над долиной Кайсери) и ассирийской колонии со смешанным населением (в состав которого входили ассирийцы, хатты, хурриты и хетто-лувийцы) у подножья холма. Угасание деятельности ассирийских торговых колоний в Анатолии относится к концу XVIII в. до н. э. и связано с общим политическим и военным ослаблением Ассирии.

Начало хеттского периода анатолийской истории. В начале II тысячелетия до н. э. Анатолия состояла из ряда независимых городов-государств, самые значительные из которых (в частности Цальпа на севере и Хаттуса в центре полуострова) в ассирийских текстах обозначались детерминативом matum («страна»=шумер. KUR(.URU)).

События середины XVIII в. до н. э. описаны в самом раннем тексте на хеттском языке, составленном, вероятно, спустя несколько столетий, но содержащем древнехеттские языковые формы, — так называемой «Надписи Анитты». Победив своих врагов, царей Хатти и Цальпы, Анитта, правитель Куссара и впоследствии Несы (городов с преобладавшим индоевропейским населением), установил господство над большой территорией Северной Анатолии. Во время его завоевания страны Хатти город Хаттуса был полностью разрушен и проклят Аниттой, который запретил его реконструкцию. Благодаря своей завоевательной и объединительной деятельности Анитта может рассматриваться как предшественник древнехеттской государственности.

Периодизация хеттской истории. Традиционно история Хеттского царства делится на два периода: древнехеттский и новохеттский. За этим делением стоят как материально наблюдаемое смещение сферы интересов и разнонаправленных влияний от древнего хаттского (северно- и центральноанатолийского) к хурритскому (юго-восточному) ареалу, так и очевидные языковые различия письменных источников, легко определяемые соответственно как древне- или новохеттские. Выделение среднехеттского периода, на котором настаивают некоторые исследователи, оправдано в большей степени по языковым критериям; для его исторической идентификации документальной базы явно недостаточно.

В отличие от истории других стран, где разграничение исторических периодов (например, Древнего, Среднего и Нового царств в Египте) нередко связано с исчезновением одной династической линии и появлением другой, в хеттской истории выделение фаз не столь очевидно. На протяжении существования Хеттского царства оно все время находилось под властью царей-выходцев из одной небольшой группы тесно связанных между собой семейств; несмотря на дворцовые перевороты и неоднократные захваты трона те, кто воцарялся, обычно состояли в кровном родстве или были породнены через брак с предшествующим монархом. Поэтому даже новохеттские цари возводили свою родословную к самым ранним хеттским правителям.

Этнический состав населения Хеттского царства в историческое время. Неоднородность этнического состава была с древнейших времен присуща даже хеттской правящей элите. В результате брачных союзов, усыновлений и дворцовых переворотов в самых высших слоях хеттского общества обнаруживаются различные этнические элементы — хаттский, хетто-лувийский (индоевропейский), хурритский и др. Но при этом сохранялись и поддерживались старые традиции, одной из которых было использование царским двором в качестве официального средства общения хеттского языка (nesili — «по-несийски», от названия древнехетт. центра Несы, отождествляемого с Канешом). Этим же языком пользовались писцы и чиновники разных уровней в столице и областных центрах, как это видно по частным запискам (сопровождавшим официальные отправления), которыми обменивались чиновники из Хаттусы и их коллеги в Тапикке (Машат).

Сходная ситуация была, вероятно, характерна для страны в целом. В отдельных районах Северной Анатолии могли сохраняться реликты хаттского языка. Частью населения были и писцы, говорившие по-аккадски, и жрецы-хурриты, и конечно, тысячи военнопленных, что существенно меняло его этнический состав. Однако несмотря на различный уровень владения хеттским языком (о чем говорят встречающиеся ошибки в текстах), тем, что позволяло населению осознавать свою идентичность, было их самовосприятие в качестве «людей страны Хатти», и это отличало их, в частности, от подданных царя, проживавших на вассальных территориях.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир"

Книги похожие на "Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир"

Отзывы читателей о книге "Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.