Коллектив авторов - Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир"
Описание и краткое содержание "Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир" читать бесплатно онлайн.
Новое шеститомное издание “Всемирная история” подводит итоги работы историков за последние десятилетия. В настоящем томе освещена история возникновения человека и общества, становления первых цивилизаций. Предлагается комплексное рассмотрение цивилизаций Древнего Востока, античного мира и периферии, их типологической общности и специфики с особым вниманием к культурно-историческим аспектам. Главная идея, лежащая в основе концепции данного тома, — всеобщность тенденций развития древнего мира при многообразии конкретно-исторических форм их проявления.
Для историков и широкого круга читателей.
Низовья Красной реки. В бассейне реки Красной (на выходе в большую долину) и в прилегающем районе основную роль в первой половине II тысячелетия до н. э. играли памятники культуры Фунгнгуен, а во второй половине тысячелетия — культуры Донгдау; в конце II тысячелетия до н. э. их сменила культура Мун (Го Мун). Здесь в основе хозяйства лежало интенсивное равнинное орошаемое рисоводство (в предгорьях — суходольное), а также свиноводство, рыболовство, охота, сохраняется собирательство.
Культура Фунгнгуен относится уже к раннесреднему бронзовому веку (первая половина II тысячелетия до н. э.). Поселения расположены на равнине, порой с длительным периодом проживания (культурный слой до 8–9 м). Керамика отличается высоким качеством, изготовлена на гончарном круге. Ведущая кухонная форма — круглодонный горшок с отогнутым венчиком; столовые формы — чаши на поддоне или сосуды в форме опрокинутого усеченного конуса, тоже на поддоне. Орнаменты прорезные и штампованные, первые часто криволинейные, обычно имеющие основой двойную спираль. Много находят специфических ритуальных сосудов на скошенной ножке («рюмок»). Встречаются погребения в прямоугольных ямах, в вытянутом положении, с инвентарем из шлифованных прямоугольных и плечиковых топоров, тесел, каменных сменных лезвий мотыг, наконечников дротиков и стрел. Популярны каменные браслеты. Металла почти не имеется.
Культура Донгдау сформировалась на основе культуры Фунгнгуен. Керамический комплекс их схож, но найдено уже гораздо больше изделий из бронзы: втульчатые мотыги и топоры, наконечники копий, стрел, рыболовные крючки, бронзовые плоские щетки даже с бронзовой же «щетиной». Культура Мун (конец II — начало I тысячелетия до н. э.) родственна Донгдау — это явный предшественник Донгшона. Для нее характерны круглодонные сфероконические горшки, чаши на высоких поддонах и миски. В орнаментах сохраняется мотив двойной спирали, но теперь резко преобладают геометрические прямолинейные формы, причем широко применялся штамп. Бронзовые орудия представлены всеми основными категориями крестьянских орудий: мотыгами, топорами (в том числе с асимметричным лезвием), долотами, теслами и шильями; также обнаружены наконечники копий, дротиков и стрел.
Впервые в мире среди втульчатых орудий появляется проушное оружие — клевец; возможно, применение проушин — следствие контактов с севером, так как сами каменные клевцы здесь известны уже с неолита. Есть сакральная бронзовая скульптурка, изображающая обнаженного человека с шиньоном (черта вьетских народов) и длинными мочками ушей. Похожие изображения сохранятся в Донгшоне, встречаются они и севернее, в верховьях рек Сицзян и Сян, где несколько позднее жили байюэ (батьвьеты). Продолжают использоваться каменные орудия: прямоугольные топоры, изредка плечиковые. Из украшений обнаружены кольца, браслеты, ушные подвески в виде несомкнутых колец, широко распространенные на северо-востоке прото-ЮВА и в Нусантаре (а позднее и на юге Индокитая).
В предгорных районах Индокитая открытие и распространение бронзы происходит позднее, здесь долго сохраняется поздний неолит. Эти памятники часто относят к культурной общности Банкао (2300–1500 гг. до н. э.). Для них характерно земледелие как основной вид хозяйственной деятельности, а собирательство, рыбная ловля и охота — как ее подсобные виды. В монских землях на Нижнем Менаме раскопано очень крупное земледельческое (ок. 5 га) поселение Кхок Пханом Ди (2000–1500 гг. до н. э.). Определенное значение сохраняло рыболовство и собирательство. Керамика здесь более простых форм, чем севернее, но лощенная; преобладают плечиковые топоры небольших размеров (вкладыши) и таких же размеров дентальные топоры. Обнаружен крупный могильник с одиночными погребениями в узких грунтовых ямах, трупоположение в них вытянутое на спине, с ориентацией на восток, реже на север.
На островах Юго-Восточной Азии еще продолжался неолит, бронзовый век наступает позже, хотя находки (в основном кельты) второй половины I тысячелетия до н. э. являются многочисленными и сложными. Здесь выращивали рис, таро и ямс, сахарный тростник и различные виды овощей и фруктов, разводили свиней и буйволов, одомашнили собаку. Население жило в прямоугольных домах на сваях, жилища и лодки украшали резьбой. Применялись каменные жатвенные ножи, а во время охоты пользовались стрелометательной трубкой. Бытовали триподы и чаши на поддоне со шнуровым, штампованным и нарезным орнаментом, кольца и диски из камня и раковин. Керамика изготовлялась на медленно вращающемся гончарном круге; было известно и ткачество.
Для Явы характерно наличие гладкостенной керамики со шнуровым орнаментом. На Малаккском п-ове были обнаружены красноглиняные чаши на высокой округлой ножке, круглодонные и плоскодонные сосуды. Орнамент шнуровой, реже — криволинейный резной узор, как на сосудах Индокитайского п-ова; триподы редки. Каменные орудия близки к индокитайским, но дольше, чем там, сохраняются крупные рубящие орудия типа суматролитов. Орудия в ряде мест оббитые мелкими сколами наряду со шлифованными; преобладают полированные топоры, тесла. Также найдены костяные наконечники стрел и браслеты из нефрита — подобные встречающимся в долинах рек Сицзян и Красной. Специфическим видом погребений являются в кувшинах, открытые на островах Сулавеси и Сумба, что роднит их с чамскими на востоке Индокитая и является одним из этнокультурных признаков аустронезийских народов.
Лингвистические данные позволяют утверждать, что у аустронезийцев во II — первой половине I тысячелетия до н. э. совершенствовались и усложнялись земледелие, а также системы ирригации. Появляются новые типы дамб, водостоки и т. п. Активно возделываются новые культуры — бобы, тыква. Появляется лексика, которая свидетельствует о знакомстве с обработкой металлов: «металл», «олово», «ковать», «проволока». Строятся крупные суда, ряд мореходных терминов (катамаран и др.) был заимствован из дравидийских языков, с носителями которых поддерживались основные торговые контакты. Формируются понятия «иноземный торговец», «оптовая торговля», «пользующийся спросом», «требовать уплаты долга», «заклад» и другие. Развивается военное дело, возникают устойчивые понятия «война», «военный поход», «укрепление». У воинов имелись знаки отличия или принадлежности к подразделениям, оружие ближнего боя (мечи, панцири). Все это характерно для отдельных групп аустронезийцев, напомним, что по данным той же археологии, на больших территориях в это время еще господствовал неолит.
Начало государственности у народов северной части ЮВА
(вторая половина III — первая половина I тысячелетия до н. э.)
В данный период начался процесс государствообразования на Нижней Янцзы. Возникли царство вьетов (кит. юэ), царство Мо и др. Позднее в том же регионе зафиксировано существование ряда более крупных государственных образований у носителей культур Мацяо, Учэн и других, на основе которых к концу II тысячелетия до н. э. сложились крупные царства У и Юэ. В V в. до н. э. именно два последних станут на несколько десятилетий гегемонами всей Восточной Азии. На север от этих вьетских земель (в различных частях Шаньдуна и на Нижней Хуайхэ) также начиная с III тысячелетия до н. э. формировались ранние государственные образования предков восточных и. С предками хмонгов (т. е. прото-чусцами, жившими в долинах) связывают ряд политий конца III тысячелетия до н. э. в долине Средней Янцзы, сложившихся в среде носителей культуры Шицзяхэ (ок. 2600–2000 гг. до н. э.). Для них также характерен набор сакральных изделий из нефрита (более скромный, чем на Нижней Янцзы).
На Средней Янцзы еще в середине III тысячелетия до н. э. на памятнике культуры Шицзяхэ впервые встречаются нанесенные на пряслица изображения двух «капель» черного и белого цветов — ранние формы сакрального символа будущей даоской схемы движения «инь-ян». Судя по этим находкам, именно здесь начал формировался комплекс сложных верований, позднее получивших название «даосизм». В I тысячелетии до н. э. на его основе в царстве Чу и соседних территориях возникнет крупное направление общественной мысли с таким названием.
Неясна пока этнолингвистическая принадлежность раннего государства в Сычуаньской котловине на Верхней Янцзы, существование которого зафиксировано археологически с конца II тысячелетия до н. э. (культура Сань-синдуй). Скорее тибето-бирманским по языку можно считать население более поздних государств I тысячелетия до н. э. Ба и Шу.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир"
Книги похожие на "Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир"
Отзывы читателей о книге "Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир", комментарии и мнения людей о произведении.