Анатолий Цыганок - Война в Ливии – 2011 и ее последствия для Ближнего Востока и Кавказа

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Война в Ливии – 2011 и ее последствия для Ближнего Востока и Кавказа"
Описание и краткое содержание "Война в Ливии – 2011 и ее последствия для Ближнего Востока и Кавказа" читать бесплатно онлайн.
В книге рассматривается интервенция США и НАТО в Ливии и её последствия для Сирии, Ирана и Кавказа. Анализируются подготовленность сторон к войне; воздушная операции США и НАТО; стратегия и тактика армии Каддафи и повстанцев ПНС; ведение информационной войны. Исследуются геополитические, военно-технические, экономические, финансовые, энергетические и экологические аспекты ливийской войны 2011 года. Рассматриваются сирийская и иранская группировки войск; военно-технические контракты России с Сирией и Ираном; история подготовки «сирийского заговора»; роль США в создании антииракской коалиции (потенциал США, Израиля); силы, средства, возможности иранской армии; позиция России по силовому решению сирийской и иранской проблем; вопросы безопасности России и государств Южного Кавказа; стратегические уроки ливийской войны для России и российских вооруженных сил. Уроки и выводы Ливийской войны важны не только для её участников, но и для развития теории и практики военного дела в России.
Книга адресована востоковедам, дипломатам и политологам, военным специалистам, студентам и преподавателям, занимающимся проблемами международного сотрудничества, а также реформирования Российской армии.
Водный путь из Персидского залива через Ормузский пролив считается одной из важнейших международных морских коммуникаций. Его значимость для мировой экономики заключается в том, что в настоящее время из Залива через пролив осуществляется транспортировка около 40 % мирового экспорта нефти, или до 80–90 % нефти, добываемой в странах Персидского залива (Бахрейн, Катар, Кувейт, Ирак, Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия). Ежедневно танкеры вывозят из государств зоны Залива не менее 17 млн баррелей нефти, которую доставляют в азиатские государства, главным образом в Индию, Китай и Японию, а через еще один водный путь — Суэцкий канал она поступает в страны Евросоюза. Кроме того, часть аравийской нефти идет в Северную Америку и другие страны.
Ормузский пролив
Сейчас обстановка в регионе накалена до такой степени, что, например, пожар на танкере или его затопление в проливе (то есть инцидент, не обязательно инициированный иранской стороной) или начало военной операции против Ирана (например, Израилем или США) может привести к блокаде Ормузского пролива. На долю этой водной артерии приходится транспортировка примерно 20 % торгуемой нефти в мире, 35 % ее международной морской транспортировки и 28 % мировых поставок сжиженного природного газа (СПГ). Помимо критической важности пролива для мирового энергетического рынка существуют два ключевых момента, непосредственно относящихся к данному проливу и касающихся его взаимосвязи с Ираном. Первый — это его географическое положение. Второй — роль Ирана в совместном управлении этой стратегической водной артерией в соответствии с нормами международного права и своими суверенными национальными правами[348].
По прогнозам западных экономистов, ожидается значительный рост нефтедобычи в странах зоны Персидского залива, которая должна к 2020 г. составить 36 % от общемировой добычи (в 2006 г. — около 30 %). Иран в настоящее время производит на экспорт 2,6 млрд баррелей нефти в день и примерно 20 % из них закупает Китай. Иранскую нефть импортируют также страны ЕС — 0,45 млн баррелей в день, в том числе Греция, Италия и Нидерланды. А кроме того Турция, Индия, Южная Корея и Япония. Анкара, к примеру, удовлетворяет около 30 % своей потребности в нефти, ввозя ее из Ирана. Экспорт нефти в ЕС обеспечивает до 17 % ВВП Ирана. Всего же, по некоторым данным, Иран получает до половины дохода от продажи нефти, и после введения санкций ему придется искать новых покупателей в Азии[349].
По оценке экспертов, даже временное прекращение судоходства через Ормузский пролив приведет к прекращению большей части нефтяных и газовых поставок из стран зоны Персидского залива, т. к. на сегодняшний день действующие трансаравийские нефте— и газопроводы (их конечный пункт саудовский красноморский порт Янбу) имеют ограниченную пропускную способность (около 5 млн баррелей в сутки).
Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что даже кратковременное (на несколько недель) прекращение транспортировки нефти, а частично и сжиженного природного газа, морским путем из зоны Персидского залива окажет серьезное негативное воздействие на всю мировую нефтяную конъюнктуру, мировую экономику в целом. Об этом, в частности, отчетливо свидетельствуют сегодняшние резкие колебания цены на нефть, вызванные только угрозами возникновения вооруженного конфликта в регионе Залива. При этом пострадают не только государства, импортирующие в больших объемах углеводородное сырье из аравийских монархий, Ирана и Ирака, но и страны-экспортеры, которые понесут значительные финансовые потери, ухудшится их общая экономическая и социальная ситуация, что чревато дестабилизацией внутриполитической обстановки, значительной активизацией оппозиционных правящим в государствах региона режимам сил, преимущественно радикальной исламистской ориентации.
Чтобы пройти через Ормузский пролив, все морские суда, включая военно-морской флот США, должны пересечь воды, объявленные Ираном своими территориальными водами. Статус пролива регулируется Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 года, которую США подписали, но не ратифицировали, и это обстоятельство позволяет Ирану утверждать, что на США (и следовательно, его военно-морские силы) этот статус не распространяется и американцы должны получать от Ирана разрешение на проход через этот пролив[350].
Наиболее вероятным и опасным сценарием считается использование Ираном минного оружия. Причем иранцы, скорее всего, станут использовать для минирования Ормузского пролива донные мины, для массированной постановки которых могут быть использованы различные средства: корабли (в т. ч. гражданские суда), катера, самолеты и вертолеты. Международный институт стратегических исследований в Лондоне предположил, какими силами Тегеран мог бы это сделать. Американцы видят наибольшую опасность для Ормузского пролива в том, что Иран имеет примерно 20 мини-субмарин. Они были замечены в ходе маневров в конце 2011 и начале 2012 года. Они считаются особенно опасными из-за трудности их выявления. Каждая из мини-лодок может незаметно расставить две мины[351].
Причем, учитывая навигационные особенности пролива, прежде всего, узость фарватеров для прохождения крупнотоннажных судов, сделать это можно будет достаточно оперативно и скрытно. В то же время осуществление надежного траления плотных минных заграждений, состоящих из различных по типу и времени изготовления мин, даже без огневого и авиационного воздействия противника представляет собой очень сложную задачу, требующую к тому же значительного времени. Несомненно, следует учитывать и сильное психологическое воздействие на противника и судоходные компании массированного и скрытного применения минного оружия.
Вместе с тем, использование иранцами против морских целей береговых ракетно-артиллерийских средств, надводных кораблей и катеров, а также подводных лодок и авиации будет весьма затруднительно по причине безусловного превосходства США в средствах радиоэлектронной борьбы, военной авиации и морских силах. Здесь же отметим, что регулярно демонстрируемые иранскими военными на различных учениях образцы морского и иного оружия, по всей вероятности, являются опытными изделиями, боевые характеристики которых в пропагандистских целях сильно завышены. При этом, учитывая реальные возможности иранского ВПК, общее состояние экономического и научно-технического потенциала страны крайне маловероятно, что Иран способен развернуть крупносерийное производство современных средств вооруженной борьбы. А применение единичных, даже может быть и эффективных видов оружия не принесет решающего успеха. Одним из вариантов противодействия судоходству в Ормузском проливе могут стать действия иранских морских диверсантов. Здесь многое будет зависеть от качества их подготовки, вооружения и оснащения.
Западные военные специалисты рассматривают и вариант возможного нанесения Ираном ударов по объектам на территории аравийских монархий. Здесь, в первую очередь, речь идет об инфраструктуре нефтяной и газовой отрасли, морских портах, аэродромах, узлах связи и др. Все эти объекты считаются «очень уязвимыми». Данное обстоятельство учитывается политическими и военными руководителями стран-членов СААГПЗ, которые опасаются доведения ситуации в зоне Персидского залива до «критической точки» и предпочитают политическое решение проблем, связанных с иранской ядерной программой.
В целом, по оценке известного американского эксперта Э. Кордесмана, Иран, используя все имеющиеся в его распоряжении средства, не сможет «закрыть Залив» более, чем на две недели, а, скорее всего, сможет сделать это «всего на несколько дней». При этом сами иранцы (и здесь с Кордесманом можно согласиться) понесут очень серьезный экономический ущерб, который может очень негативно отразиться на положении дел в стране. В тоже время, в случае умелого и массированного применения иранскими военными морского минного оружия, Ормузский пролив с учетом времени на его траление, может быть закрыт для судоходства на срок до двух-трех месяцев. Вероятнее всего при таком развитии событий все члены СБ ООН выступят за немедленное прекращение боевых действий, жестко осудят США и будут искать возможности диалога с Ираном с целью разрешения кризиса. В этих условиях американское руководство будет вынуждено прекратить антииранскую военную кампанию.
Если иранское руководство согласится на прекращение боевых действий сторон и пойдет на переговоры с ООН, то оно, несомненно, выдвинет ряд принципиальных требований, среди которых прежде всего будет требование о немедленном выводе всех американских войск из региона и предоставление компенсации за нанесенный действиями США ущерб.
Согласие США на эти требования будет означать полный крах их стратегии в важнейшем для них регионе с самыми негативными экономическими и политическими последствиями не только для них, но и для всего мира. Уход ВС США из региона будет воспринят исламским миром как грандиозная победа над Западом, которая позволит диктовать ему свои условия. Такого развития событий США допустить не могут и будут вынуждены продолжить воздушно-космическую операцию, т. е. перейти ко второму сценарию войны с Ираном.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Война в Ливии – 2011 и ее последствия для Ближнего Востока и Кавказа"
Книги похожие на "Война в Ливии – 2011 и ее последствия для Ближнего Востока и Кавказа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Цыганок - Война в Ливии – 2011 и ее последствия для Ближнего Востока и Кавказа"
Отзывы читателей о книге "Война в Ливии – 2011 и ее последствия для Ближнего Востока и Кавказа", комментарии и мнения людей о произведении.