Анатолий Цыганок - Война в Ливии – 2011 и ее последствия для Ближнего Востока и Кавказа

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Война в Ливии – 2011 и ее последствия для Ближнего Востока и Кавказа"
Описание и краткое содержание "Война в Ливии – 2011 и ее последствия для Ближнего Востока и Кавказа" читать бесплатно онлайн.
В книге рассматривается интервенция США и НАТО в Ливии и её последствия для Сирии, Ирана и Кавказа. Анализируются подготовленность сторон к войне; воздушная операции США и НАТО; стратегия и тактика армии Каддафи и повстанцев ПНС; ведение информационной войны. Исследуются геополитические, военно-технические, экономические, финансовые, энергетические и экологические аспекты ливийской войны 2011 года. Рассматриваются сирийская и иранская группировки войск; военно-технические контракты России с Сирией и Ираном; история подготовки «сирийского заговора»; роль США в создании антииракской коалиции (потенциал США, Израиля); силы, средства, возможности иранской армии; позиция России по силовому решению сирийской и иранской проблем; вопросы безопасности России и государств Южного Кавказа; стратегические уроки ливийской войны для России и российских вооруженных сил. Уроки и выводы Ливийской войны важны не только для её участников, но и для развития теории и практики военного дела в России.
Книга адресована востоковедам, дипломатам и политологам, военным специалистам, студентам и преподавателям, занимающимся проблемами международного сотрудничества, а также реформирования Российской армии.
Основанием для свертывания сотрудничества с Тегераном в военно-технической сфере стал протокол, подписанный в июне 1995 года председателем правительства РФ Виктором Черномырдиным и вице-президентом США Альбертом Гором. Согласно указанному протоколу, который носил конфиденциальный характер, Россия обязалась до конца 1999 года завершить выполнение и не заключать новых контрактов с ИРИ по поставкам вооружений, военной техники и оказанию других услуг в военной сфере. Со своей стороны, США обязались не допускать несанкционированной передачи американского оружия из стран Ближнего и Среднего Востока в зоны, прилегающие к границам России, а также развивать с Москвой военно-техническое сотрудничество с целью совместного выхода на мировой рынок вооружений[361].
К моменту подписания протокола «Гор — Черномырдин» российская сторона полностью выполнила только контракт с ИРИ от 5 ноября 1989 года. Выполнение остальных советско-иранских соглашений было прервано РФ в 2000 году, что привело к общей сумме недопоставок около 3 млрд долл. Последнее включало 578 комплектов для сборки танков Т-72С и 1087 комплектов для БМП-2, три подводные лодки проекта 877ЭКМ вместе с соответствующей инфраструктурой, технологическое оборудование, боеприпасы и другие услуги в военной сфере. Все это не только отрицательно сказалось на имидже Российской Федерации, но и серьезно ухудшило экономическое положение ОАО Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» и ОАО «Курганский машиностроительный завод»[362].
Несмотря на невыполнение со стороны Вашингтона взятых на себя обязательств, Россия смогла выйти из протокола «Гор — Черномырдин» только к декабрю 2000 года. Формальным поводом для этого стал факт оглашения в ходе проходившей тогда американской президентской избирательной кампании деталей конфиденциального протокола.
Но теперь уже иранская сторона, видя в России нестабильного и ненадежного партнера и добившись определенных успехов в производстве вооружений и военной техники, стала проявлять сдержанность. Она отказалась от дальнейших поставок комплектов для сборки Т-72С и БМП-2, а также дизель-электрических подводных лодок проекта 877ЭКМ, ограничившись покупкой небольших партий авиационной техники, запасных частей и боеприпасов к ранее поставленной технике и обеспечением ее обслуживания и ремонта. Так, до января 2002 года ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» отправило в ИРИ 21 транспортный вертолет Ми-17; в марте 2005 года ОАО «Казанский вертолетный завод» поставило 3 вертолета Ми-17В-5 иранскому Обществу Красного Полумесяца. Помимо этого, в 2003 году Россия продала в Иран три штурмовика Су-25 из резервов Минобороны[363].
Следует отметить, что в 1990-х годах сотрудничество Российской Федерации и Исламской Республики Иран носило вынужденный характер, ограничиваясь ядерной и военно-технической областями. Но постепенно ситуация менялась. Россия тоже существенно изменилась, что позволило ей строить свою внешнюю политику на совершенно иных, демократических принципах, отвечающих условиям современного мира.
Важной вехой в новейшей истории российско-иранских отношений стал официальный визит президента ИРИ Мохаммада Хатами в Россию весной 2001 года. Встречи и плодотворные переговоры в Москве президентов Путина и Хатами стали мощным импульсом для активизации всего процесса российско-иранского сотрудничества.
Несмотря на давление со стороны Запада, до последнего времени российско-иранское военно-техническое сотрудничество продолжалось. Так, в течение 2006 года Ирану были поставлены 29 зенитных ракетных комплексов «Тор М-1» на сумму 780 млн долл., а в 2007 году Тегеран получил 3 штурмовика Су-25УБТ. Помимо этого на иранских верфях проводился ремонт дизельных подводных лодок проекта 877ЭКМ и осуществлена модернизация 30 фронтовых бомбардировщиков Су-24МК. Одновременно был подписан контракт на модернизацию самоходных ЗРК средней дальности 2К12 «Квадрат», включая переоснащение их современными зенитными управляемыми ракетами 9М317Э. Общий объем поставок Ирану за этот период можно оценить в 1,2 млрд долл. В тоже время подписанный несколько лет назад контракт на поставку в Иран из резервов Минобороны России пяти дивизионов зенитных ракетных систем среднего и дальнего радиуса действия «С-300 ПМУ-1» до сих пор не выполнен по политическим причинам. В связи с принятием 9 июня 2010 года резолюции № 1929 Совета Безопасности ООН возможности России по сохранению с ИРИ военно-технического сотрудничества крайне ограничены. По-видимому, такое сотрудничество будет практически полностью свернуто, за исключением выполнения ранее подписанных контрактов[364].
Реализуемость вышеописанных российско-иранских контрактов в авиационной сфере сейчас находится под серьезным вопросом. Некоторые иранские политики увязывают их с выполнением контракта по поставкам в ИРИ зенитных ракетных систем среднего и дальнего радиуса действия «С-300 ПМУ-1». Кроме этого, наблюдающееся улучшение российско-американских отношений создает отрицательный фон для сотрудничества между РФ и ИРИ в экономической сфере. Подтверждением непростых отношений РФ и ИРИ в этой сфере стал факт того, что с 16 августа 2009 года был запрещен ввоз в Иран подержанных российских самолетов на правах аренды. Вполне возможно, что сотрудничество пока ограничится поставками в апреле 2010 года двух российских вертолетов Ми-17В-5 в транспортном варианте для Министерства энергетики Ирана. Подтверждением достаточно непростых российско-иранских отношений РФ и ИРИ стало фактическое блокирование вступления Тегерана в Шанхайскую организацию сотрудничества в качестве полноправного члена. Причина этого, по-видимому, состоит в том, что Москва не хочет создавать дополнительных проблем для развитии этой организации, обусловленных противостоянием Ирана и ряда ведущих стран Запада[365].
5.8. ОТНОШЕНИЕ РОССИИ К СИЛОВОМУ РЕШЕНИЮ ИРАНСКОЙ ПРОБЛЕМЫДля России неприемлемы ни один из существующих в настоящее время вариантов сложной иранской проблемы. Россия готовится к адекватному реагированию на возможные удары по Тегерану со стороны Израиля и США. Возможная разработка Ираном военной ядерной программы и возможное обладание ядерным оружием могут превратить добрососедские отношения в натянутые с гипотетической угрозой несанкционированных пусков.
При этом Россия вынуждена просчитывать наиболее худший вариант, а именно несанкционированные пуски ракет в направлении российских земель. В военной сфере подготовка России к минимизации потерь от возможных военных действий против Тегерана началась более двух лет назад. Это требует от России создания мощной группировки ПВО на южном направлении. Этому отвечает российская база в Армении. 102-я военная база в Армении была полностью оптимизирована в октябре — ноябре 2011 года. Семьи военного персонала были эвакуированы в Россию, а русский гарнизон, развернутый вблизи Еревана, сокращается. Военные подразделения, дислоцированные в этом районе, были переведены в район Гюмри, ближе к границе с Турцией. До сих пор нет возможности оценить, какие задачи поставлены перед 102-й военной базой. Однако известно, что российские войска, дислоцированные на военных базах в Южной Осетии и Абхазии с 1-го декабря 2011 года приведены в состоянии повышенной готовности.
Однако министерство обороны России явно обеспокоено материально-техническим обеспечением войск в Армении. 102-я военная база является форпостом России на Южном Кавказе. Она имеет очень важное геополитическое значение. 102-й базе создан режим максимального благоприятствования: арендная плата за базу в Гюмри не взимается, Армения обеспечивает ее необходимыми коммунально-бытовыми услугами. Два дивизиона ЗРК С-300ПC ПВО Армении и два дивизиона российских ЗРК С-300В являются мощными противовоздушными средствами, способными бороться с различными летательными аппаратами, в том числе, ракетами. Самолеты и вертолеты становятся для них уязвимыми на дальности 200 км, а тактические и оперативно-тактические баллистические ракеты — на дистанции 40 км.
В сложившейся ситуации возникает естественный вопрос: как Москва будет поддерживать свою базу в Армении? Реальными представляются следующие варианты: a) через Турцию (по воздуху и суше). Весьма вероятно, что Турция, которая в действительности подталкивает Грузию к дальнейшему ухудшению отношений с Россией, может согласиться на российский военный транзит через свою территорию в Армению. Это даст возможность Анкаре взять под контроль этот транзит, а в случае необходимости блокировать его, а в случае военных действий прекратить сотрудничества; б) через Азербайджан (по воздуху). Также весьма вероятный вариант, но здесь России придется идти на уступки Азербайджану, причем как в политической, так и военно-технической, экономической и других сферах; в) по маршруту Астрахань / Оля (Россия) — Энзели (Иран) — Мегри (Армения). Это самый реальный маршрут, хотя и самый протяженный. Во время войны в Нагорном Карабахе этот маршрут также успешно действовал, но ограниченное время. Кроме того, этот маршрут, безусловно, является самым затратным; г) создавать в Гюмри большие запасы всего, чего только можно, и одновременно переводить на контракт весь личный состав; д) возможно, есть теоретическая и даже практическая возможность того, что когда армянские транспортные самолеты использовали воздушный коридор Грузии и их груз был предназначен для армии Армении, там мог быть и груз для российской базы в Гюмри[366]. В случае американо-израильской войны против Ирана это будет иметь негативные последствия для России. По существу, русско-армянская группировка в регионе Южного Кавказа была изолирована. Поставки для российской армии (ГСМ, продуктов питания и т. д.) осуществляются только по воздуху и через прямые соглашения с Арменией, которая, в свою очередь, покупает эти продукты (бензин, дизельное топливо, керосин) у Ирана. Война в Иране закроет этот канал поставок.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Война в Ливии – 2011 и ее последствия для Ближнего Востока и Кавказа"
Книги похожие на "Война в Ливии – 2011 и ее последствия для Ближнего Востока и Кавказа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Цыганок - Война в Ливии – 2011 и ее последствия для Ближнего Востока и Кавказа"
Отзывы читателей о книге "Война в Ливии – 2011 и ее последствия для Ближнего Востока и Кавказа", комментарии и мнения людей о произведении.