» » » » Анатолий Цыганок - Война в Ливии – 2011 и ее последствия для Ближнего Востока и Кавказа


Авторские права

Анатолий Цыганок - Война в Ливии – 2011 и ее последствия для Ближнего Востока и Кавказа

Здесь можно скачать бесплатно "Анатолий Цыганок - Война в Ливии – 2011 и ее последствия для Ближнего Востока и Кавказа" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство АИРО-XXI, год 2012. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Цыганок - Война в Ливии – 2011 и ее последствия для Ближнего Востока и Кавказа
Рейтинг:
Название:
Война в Ливии – 2011 и ее последствия для Ближнего Востока и Кавказа
Издательство:
АИРО-XXI
Год:
2012
ISBN:
978-5-91022-202-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Война в Ливии – 2011 и ее последствия для Ближнего Востока и Кавказа"

Описание и краткое содержание "Война в Ливии – 2011 и ее последствия для Ближнего Востока и Кавказа" читать бесплатно онлайн.



В книге рассматривается интервенция США и НАТО в Ливии и её последствия для Сирии, Ирана и Кавказа. Анализируются подготовленность сторон к войне; воздушная операции США и НАТО; стратегия и тактика армии Каддафи и повстанцев ПНС; ведение информационной войны. Исследуются геополитические, военно-технические, экономические, финансовые, энергетические и экологические аспекты ливийской войны 2011 года. Рассматриваются сирийская и иранская группировки войск; военно-технические контракты России с Сирией и Ираном; история подготовки «сирийского заговора»; роль США в создании антииракской коалиции (потенциал США, Израиля); силы, средства, возможности иранской армии; позиция России по силовому решению сирийской и иранской проблем; вопросы безопасности России и государств Южного Кавказа; стратегические уроки ливийской войны для России и российских вооруженных сил. Уроки и выводы Ливийской войны важны не только для её участников, но и для развития теории и практики военного дела в России.

Книга адресована востоковедам, дипломатам и политологам, военным специалистам, студентам и преподавателям, занимающимся проблемами международного сотрудничества, а также реформирования Российской армии.






Основанием для свертывания сотрудничества с Тегераном в военно-технической сфере стал протокол, подписанный в июне 1995 года председателем правительства РФ Виктором Черномырдиным и вице-президентом США Альбертом Гором. Согласно указанному протоколу, который носил конфиденциальный характер, Россия обязалась до конца 1999 года завершить выполнение и не заключать новых контрактов с ИРИ по поставкам вооружений, военной техники и оказанию других услуг в военной сфере. Со своей стороны, США обязались не допускать несанкционированной передачи американского оружия из стран Ближнего и Среднего Востока в зоны, прилегающие к границам России, а также развивать с Москвой военно-техническое сотрудничество с целью совместного выхода на мировой рынок вооружений[361].

К моменту подписания протокола «Гор — Черномырдин» российская сторона полностью выполнила только контракт с ИРИ от 5 ноября 1989 года. Выполнение остальных советско-иранских соглашений было прервано РФ в 2000 году, что привело к общей сумме недопоставок около 3 млрд долл. Последнее включало 578 комплектов для сборки танков Т-72С и 1087 комплектов для БМП-2, три подводные лодки проекта 877ЭКМ вместе с соответствующей инфраструктурой, технологическое оборудование, боеприпасы и другие услуги в военной сфере. Все это не только отрицательно сказалось на имидже Российской Федерации, но и серьезно ухудшило экономическое положение ОАО Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» и ОАО «Курганский машиностроительный завод»[362].

Несмотря на невыполнение со стороны Вашингтона взятых на себя обязательств, Россия смогла выйти из протокола «Гор — Черномырдин» только к декабрю 2000 года. Формальным поводом для этого стал факт оглашения в ходе проходившей тогда американской президентской избирательной кампании деталей конфиденциального протокола.

Но теперь уже иранская сторона, видя в России нестабильного и ненадежного партнера и добившись определенных успехов в производстве вооружений и военной техники, стала проявлять сдержанность. Она отказалась от дальнейших поставок комплектов для сборки Т-72С и БМП-2, а также дизель-электрических подводных лодок проекта 877ЭКМ, ограничившись покупкой небольших партий авиационной техники, запасных частей и боеприпасов к ранее поставленной технике и обеспечением ее обслуживания и ремонта. Так, до января 2002 года ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» отправило в ИРИ 21 транспортный вертолет Ми-17; в марте 2005 года ОАО «Казанский вертолетный завод» поставило 3 вертолета Ми-17В-5 иранскому Обществу Красного Полумесяца. Помимо этого, в 2003 году Россия продала в Иран три штурмовика Су-25 из резервов Минобороны[363].

Следует отметить, что в 1990-х годах сотрудничество Российской Федерации и Исламской Республики Иран носило вынужденный характер, ограничиваясь ядерной и военно-технической областями. Но постепенно ситуация менялась. Россия тоже существенно изменилась, что позволило ей строить свою внешнюю политику на совершенно иных, демократических принципах, отвечающих условиям современного мира.

Важной вехой в новейшей истории российско-иранских отношений стал официальный визит президента ИРИ Мохаммада Хатами в Россию весной 2001 года. Встречи и плодотворные переговоры в Москве президентов Путина и Хатами стали мощным импульсом для активизации всего процесса российско-иранского сотрудничества.

Несмотря на давление со стороны Запада, до последнего времени российско-иранское военно-техническое сотрудничество продолжалось. Так, в течение 2006 года Ирану были поставлены 29 зенитных ракетных комплексов «Тор М-1» на сумму 780 млн долл., а в 2007 году Тегеран получил 3 штурмовика Су-25УБТ. Помимо этого на иранских верфях проводился ремонт дизельных подводных лодок проекта 877ЭКМ и осуществлена модернизация 30 фронтовых бомбардировщиков Су-24МК. Одновременно был подписан контракт на модернизацию самоходных ЗРК средней дальности 2К12 «Квадрат», включая переоснащение их современными зенитными управляемыми ракетами 9М317Э. Общий объем поставок Ирану за этот период можно оценить в 1,2 млрд долл. В тоже время подписанный несколько лет назад контракт на поставку в Иран из резервов Минобороны России пяти дивизионов зенитных ракетных систем среднего и дальнего радиуса действия «С-300 ПМУ-1» до сих пор не выполнен по политическим причинам. В связи с принятием 9 июня 2010 года резолюции № 1929 Совета Безопасности ООН возможности России по сохранению с ИРИ военно-технического сотрудничества крайне ограничены. По-видимому, такое сотрудничество будет практически полностью свернуто, за исключением выполнения ранее подписанных контрактов[364].

Реализуемость вышеописанных российско-иранских контрактов в авиационной сфере сейчас находится под серьезным вопросом. Некоторые иранские политики увязывают их с выполнением контракта по поставкам в ИРИ зенитных ракетных систем среднего и дальнего радиуса действия «С-300 ПМУ-1». Кроме этого, наблюдающееся улучшение российско-американских отношений создает отрицательный фон для сотрудничества между РФ и ИРИ в экономической сфере. Подтверждением непростых отношений РФ и ИРИ в этой сфере стал факт того, что с 16 августа 2009 года был запрещен ввоз в Иран подержанных российских самолетов на правах аренды. Вполне возможно, что сотрудничество пока ограничится поставками в апреле 2010 года двух российских вертолетов Ми-17В-5 в транспортном варианте для Министерства энергетики Ирана. Подтверждением достаточно непростых российско-иранских отношений РФ и ИРИ стало фактическое блокирование вступления Тегерана в Шанхайскую организацию сотрудничества в качестве полноправного члена. Причина этого, по-видимому, состоит в том, что Москва не хочет создавать дополнительных проблем для развитии этой организации, обусловленных противостоянием Ирана и ряда ведущих стран Запада[365].

5.8. ОТНОШЕНИЕ РОССИИ К СИЛОВОМУ РЕШЕНИЮ ИРАНСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

Для России неприемлемы ни один из существующих в настоящее время вариантов сложной иранской проблемы. Россия готовится к адекватному реагированию на возможные удары по Тегерану со стороны Израиля и США. Возможная разработка Ираном военной ядерной программы и возможное обладание ядерным оружием могут превратить добрососедские отношения в натянутые с гипотетической угрозой несанкционированных пусков.

При этом Россия вынуждена просчитывать наиболее худший вариант, а именно несанкционированные пуски ракет в направлении российских земель. В военной сфере подготовка России к минимизации потерь от возможных военных действий против Тегерана началась более двух лет назад. Это требует от России создания мощной группировки ПВО на южном направлении. Этому отвечает российская база в Армении. 102-я военная база в Армении была полностью оптимизирована в октябре — ноябре 2011 года. Семьи военного персонала были эвакуированы в Россию, а русский гарнизон, развернутый вблизи Еревана, сокращается. Военные подразделения, дислоцированные в этом районе, были переведены в район Гюмри, ближе к границе с Турцией. До сих пор нет возможности оценить, какие задачи поставлены перед 102-й военной базой. Однако известно, что российские войска, дислоцированные на военных базах в Южной Осетии и Абхазии с 1-го декабря 2011 года приведены в состоянии повышенной готовности.

Однако министерство обороны России явно обеспокоено материально-техническим обеспечением войск в Армении. 102-я военная база является форпостом России на Южном Кавказе. Она имеет очень важное геополитическое значение. 102-й базе создан режим максимального благоприятствования: арендная плата за базу в Гюмри не взимается, Армения обеспечивает ее необходимыми коммунально-бытовыми услугами. Два дивизиона ЗРК С-300ПC ПВО Армении и два дивизиона российских ЗРК С-300В являются мощными противовоздушными средствами, способными бороться с различными летательными аппаратами, в том числе, ракетами. Самолеты и вертолеты становятся для них уязвимыми на дальности 200 км, а тактические и оперативно-тактические баллистические ракеты — на дистанции 40 км.

В сложившейся ситуации возникает естественный вопрос: как Москва будет поддерживать свою базу в Армении? Реальными представляются следующие варианты: a) через Турцию (по воздуху и суше). Весьма вероятно, что Турция, которая в действительности подталкивает Грузию к дальнейшему ухудшению отношений с Россией, может согласиться на российский военный транзит через свою территорию в Армению. Это даст возможность Анкаре взять под контроль этот транзит, а в случае необходимости блокировать его, а в случае военных действий прекратить сотрудничества; б) через Азербайджан (по воздуху). Также весьма вероятный вариант, но здесь России придется идти на уступки Азербайджану, причем как в политической, так и военно-технической, экономической и других сферах; в) по маршруту Астрахань / Оля (Россия) — Энзели (Иран) — Мегри (Армения). Это самый реальный маршрут, хотя и самый протяженный. Во время войны в Нагорном Карабахе этот маршрут также успешно действовал, но ограниченное время. Кроме того, этот маршрут, безусловно, является самым затратным; г) создавать в Гюмри большие запасы всего, чего только можно, и одновременно переводить на контракт весь личный состав; д) возможно, есть теоретическая и даже практическая возможность того, что когда армянские транспортные самолеты использовали воздушный коридор Грузии и их груз был предназначен для армии Армении, там мог быть и груз для российской базы в Гюмри[366]. В случае американо-израильской войны против Ирана это будет иметь негативные последствия для России. По существу, русско-армянская группировка в регионе Южного Кавказа была изолирована. Поставки для российской армии (ГСМ, продуктов питания и т. д.) осуществляются только по воздуху и через прямые соглашения с Арменией, которая, в свою очередь, покупает эти продукты (бензин, дизельное топливо, керосин) у Ирана. Война в Иране закроет этот канал поставок.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Война в Ливии – 2011 и ее последствия для Ближнего Востока и Кавказа"

Книги похожие на "Война в Ливии – 2011 и ее последствия для Ближнего Востока и Кавказа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Цыганок

Анатолий Цыганок - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Цыганок - Война в Ливии – 2011 и ее последствия для Ближнего Востока и Кавказа"

Отзывы читателей о книге "Война в Ливии – 2011 и ее последствия для Ближнего Востока и Кавказа", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.