» » » » Ирина Мартынова - Бани. Полная энциклопедия


Авторские права

Ирина Мартынова - Бани. Полная энциклопедия

Здесь можно скачать бесплатно "Ирина Мартынова - Бани. Полная энциклопедия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Сделай сам, издательство ПВКФ «ТББ», год 1999. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ирина Мартынова - Бани. Полная энциклопедия
Рейтинг:
Название:
Бани. Полная энциклопедия
Издательство:
ПВКФ «ТББ»
Год:
1999
ISBN:
966-596-139-Х
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Бани. Полная энциклопедия"

Описание и краткое содержание "Бани. Полная энциклопедия" читать бесплатно онлайн.



Что лучше снимает напряжение после трудовой недели, чем вечерок с приятелями в бане: с вениками, пивом, квасом или крепким горячим чаем? Каких типов бывают бани, чем отличается финская баня от ирландской, а последняя, в свою очередь, от древнеримских терм? Как самому спроектировать и построить для себя этот оазис хорошего настроения, как правильно париться и даже как заготавливать и сушить веники — все это вы узнаете из нашей энциклопедии.

Рассчитана на широкий круг читателей.


Що краще знімає напруження після трудового тижня, ніж вечірка з приятелями у бані: з віниками, пивом, квасом або міцним гарячим чаєм? Яких типів бувають бані, чим відрізняється фінська баня від ірландської, а остання, в свою чергу, від давньоримських терм? Як самому спроектувати й побудувати для себе цей оазіс гарного настрою, як правильно паритись і навіть як заготовлювати і сушити віники — про все це ви довідаєтесь з нашої енциклопедії.

Розрахована на широкий загал читачів.






Врачи практиковали в содружестве с банщиками и массажистами. Египетские лечебницы назывались «Дома жизни». Ни одно лечение в них не обходилось без общеукрепляющих водных процедур.

Один из египетских папирусов под названием «Начальная книга превращения старых в молодых» содержит косметические рецепты «как избавиться от неприятных признаков старости», в частности, рекомендуются паровые маски, бани, ванны, массаж.


Общественные бани Греции и термы Рима

Эти увидевши бани, Гомер многоумный промолвил: «Вы заставляете грусть, скорби и беды забыть».

…Древняя Эллада… Энгельс писал в «Диалектике природы», что мы будем возвращаться постоянно к подвигам того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого обеспечили ему такое место в истории развития человечества, на которое не может претендовать ни один другой народ.

Создатель великих эпических поэм Гомер, живший в VIII в. до н. э., не единожды воспевал отвагу атлетов, искусство целителей человеческих недугов, очистительные благости горячей бани. В песне четырнадцатой «Иллиады» мы узнаем о том, как Гера готовилась к встрече с Зевсом. Вот она открывает плотные двери бани… «Там амброзической влагой она до малейшего праха с тела прелестного смыв, умостилась маслом чистейшим, сладким, небесным, изящнейшим всех у нее благовоний…» Но особенно щедр Гомер на описание прелестей бани в «Одиссее». Ведь если в «Иллиаде» воспет воинственный облик Древней Греции, то в «Одиссее» — ее мирная, «домашняя» жизнь. Можно во многих местах поэмы встретить восторженное отношение поэта к этой полезной и радостной процедуре.

Песнь первая. Телемах, сын Одиссея, приглашает светлоокую Афину Палладу: «Баней и члены, и душу свою освежив, возвратишься ты на корабль… В песне третьей читаем такие строки: „…Той порой Телемах Поликастою, дочерью младшей Нестора, был отведен для омытия в баню: когда ж дева его и омыла, и чистым натерла елеем, легкий надевши хитон и богатой облекшись хламидой, вышел из бани он, богу лицом лучезарным подобным…“

Салона — правителя Афин, жившего за шесть столетий до нашей эры, причисляли к семи выдающимся греческим мудрецам. Салон говорил, что в афинских гимнасиях совершенствуют тела учеников с такой тщательностью, как посевают пшеницу. Поэтому греки ни тощие, ни полные, а сложены пропорционально, потому что болезненная и излишняя полнота изгоняется вызывающими пот упражнениями и баней.

Пифагор (580–500 гг. до н. э.) ратовал за то, чтобы греки приобщались к банным процедурам. „Ничего нет радостнее и полезнее“. Философ отправился в Египет, чтобы подробно ознакомиться с местными знаменитыми банями и устроить такие же на родной земле. Вот несколько заповедей великого мыслителя: „Приучайся жить просто, без роскоши“; „Не пренебрегай здоровьем своего тела“: „Чистота мыслей должна сочетаться с чистотой тела“.




Сократ (469–399 гг. до н. э.) как истинный атлет любил попотеть в бане. „Баня, — говорил он своим ученикам, — очищает не только тело, но и все мое существо“.

Платон (427–347 гг. до н. э.) всю свою жизнь был сторонником гигиенического режима. „Первое благо для человека, — говорил он, — здоровье, второе — красота. Самая целительная медицина — телесные упражнения. Купание и баня снимают не только усталость, но и болезнь“. Чтобы взбодрить себя, сбросить лишний вес, Платон посещал баню. Через столетия до нас дошли слова философа: „Сооружение бань — обязанность государства“. И действительно, в Греции наряду с частными стали строить общественные бани. Издавались законы, обязывающие граждан регулярно ходить в баню. Назначались „смотрители купаний“, которые следили за неуклонным соблюдением этих законов.

Древнегреческие историки утверждают, что первыми в Элладе соорудили бани спартанцы (лакедемоняне). Поэтому банные сооружения греки называли лаконикум. Это круглое помещение с каменным открытым очагом в центре. Такая конфигурация бани обеспечивала, по мнению греков, равномерное распространение тепла. При лаконикумах — бассейн с холодной водой, в который окунались после жаркой бани. Такая любопытная подробность. Эллины любили плескаться в ванне, особенно после горячего лаконикума. Но, как установили археологи, у них не было сливного отверстия в ванне. Воду просто вычерпывали…

Жители Древней Греции пользовались банями не только как гигиеническим, но и лечебным средством. Гиппократ, живший в V–IV вв. до нашей эры, назначал бани для лечения больных и считал их могучим терапевтическим средством. Он считал, что болезнь — это всегда затруднение в очищении тела. Излишние вещества должны быть извергнуты, после чего к человеку возвращается здоровье. „В воде исцеление, — провозглашал „отец медицины“. — Как суконщики чистят сукна, выбивая из них пыль, так свежий воздух, купанье, ванны, бани, массаж, упражнения очищают организм“.

„Кажется, нет болезни, при которой не была бы полезна баня“, — утверждает Авл Корнелий Цельс в своей книге „О медицине“. — Баня нужна здоровым для поддержания здоровья, а больным — для преодоления недуга». В своем труде Цельс в главе 3 первой книги «Замечания в связи с особенностями телосложения, возраста и времени года» при перегрузках или в случае непривычного утомления дает такой совет: «Если есть баня, то прежде всего надо посидеть в тепидарии (теплое отделение бань), потом, немного отдохнув, войти в калидарий (отделение, подогреваемое трубами в стенах и снизу) и сесть в ванну. Затем, обильно смазав тело маслом, неторопливо растереться им и вторично сесть в ванну, после чего прополоскать рот теплой, а затем холодной водой. Горячая баня для усталых непригодна. Следовательно, если чрезмерно утомленный человек близок к лихорадке, то для него достаточно сесть в теплом помещении до пояса в горячую ванну, прибавив к ней небольшое количество масла».





В античном мире бани были явлением повседневной жизни и о них писали не только врачи. Упоминание о банях или их описание мы находим у многих писателей, далеких от медицины. Лукиан в сочинении «Гиппий или бани» восхваляет создателя бань: «Гиппий, как настоящий мудрец, устроил так, что помещение с холодными водоемами выходит на север, хотя остается в то же время доступным и южному ветру, — а те части, для которых нужно много тепла, обратил на юг, на восток и на запад».

Особой любовью и популярностью пользовалась баня у древних римлян. Здесь буквально существовал культ бани. Римляне при встрече, вместо приветствия спрашивали: «Как потеешь?» «Баня любовь и радость — до старости мы вместе», — такая надпись сохранилась до наших дней на стене одной древней постройки.

Из сочинений философа Луция Аннея Сенеки (ок. 4 до н. э. — 65 н. э.) узнаем много подробностей о римских банях. О том, например, что было время, когда строили только частные, домашние бани. Люди с достатком, как правило, сооружали баню непосредственно при доме. Что она собой представляла? Небольшая раздевальная вела в жарко натопленную комнату — тоже небольших размеров — где, собственно, и проходила банная процедура. Философ рассказывает о бане, принадлежавшей Сципиону Африканскому (185–129 гг. до н. э.) — крупнейшему полководцу, победителю Карфагена. Маленькие узкие оконца, как в крепости. Сделано так, ибо, как пишет Сенека, считали, что по-настоящему жарко бывает только… в темной бане.

Сам Сенека был большим любителем бани. Он говорил, что это самый лучший способ извлечь из организма испорченные соки. Философ не только охотно парился, но и каждый новый год открывал на одном из римских прудов сезон купания в ледяной воде.

Римляне переняли опыт греков. Однако первоначально римские бани не имели, как это было в Греции, помещений для физических упражнений; они стали популярны лишь с I в., и с этого времени палестра (гимнастическая школа) полагалась при каждой общественной бане. Для римлянина бани были такой же обязательной частью быта, как для грека — гимнасии. Пик популярности бань в Древнем Риме отмечается в I–III вв. К концу I в. до н. э. в Риме было 170 общественных бань (терм), а в IV в. их насчитывалось уже около 1000.

И скромные бани сельской местности, и роскошные столичные императорские термы устроены были одинаково. Бани отапливались подземной системой центрального отопления, только вместо воды по трубам циркулировал нагретый воздух. Обогревали не только пол бани, но и стены — там тоже проходили выложенные черепицей обогревательные трубы.

Секрет весьма продуманной подземной системы центрального отопления римских бань пока еще полностью не открыт. В общих чертах эта система выглядела так. Возле помещения бани в земле складывали круглую или четырехугольную печь со сводами. От печи в подвальное помещение бани шли подземные каналы. А отсюда — к полу. Вначале пол укладывали кирпичными плитами, затем заливали раствором песка с известью, усыпали мелким булыжником. Верх пола покрывали мраморными плитами. Благодаря такому многослойному устройству пол в бане прогревался, хотя и медленно, зато долго сохранял тепло (и не обжигал у любителей бани ноги, как это подчас бывает в наших парных).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Бани. Полная энциклопедия"

Книги похожие на "Бани. Полная энциклопедия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ирина Мартынова

Ирина Мартынова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ирина Мартынова - Бани. Полная энциклопедия"

Отзывы читателей о книге "Бани. Полная энциклопедия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.