» » » » Ирина Мартынова - Бани. Полная энциклопедия


Авторские права

Ирина Мартынова - Бани. Полная энциклопедия

Здесь можно скачать бесплатно "Ирина Мартынова - Бани. Полная энциклопедия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Сделай сам, издательство ПВКФ «ТББ», год 1999. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ирина Мартынова - Бани. Полная энциклопедия
Рейтинг:
Название:
Бани. Полная энциклопедия
Издательство:
ПВКФ «ТББ»
Год:
1999
ISBN:
966-596-139-Х
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Бани. Полная энциклопедия"

Описание и краткое содержание "Бани. Полная энциклопедия" читать бесплатно онлайн.



Что лучше снимает напряжение после трудовой недели, чем вечерок с приятелями в бане: с вениками, пивом, квасом или крепким горячим чаем? Каких типов бывают бани, чем отличается финская баня от ирландской, а последняя, в свою очередь, от древнеримских терм? Как самому спроектировать и построить для себя этот оазис хорошего настроения, как правильно париться и даже как заготавливать и сушить веники — все это вы узнаете из нашей энциклопедии.

Рассчитана на широкий круг читателей.


Що краще знімає напруження після трудового тижня, ніж вечірка з приятелями у бані: з віниками, пивом, квасом або міцним гарячим чаєм? Яких типів бувають бані, чим відрізняється фінська баня від ірландської, а остання, в свою чергу, від давньоримських терм? Як самому спроектувати й побудувати для себе цей оазіс гарного настрою, як правильно паритись і навіть як заготовлювати і сушити віники — про все це ви довідаєтесь з нашої енциклопедії.

Розрахована на широкий загал читачів.






Римляне проводили в термах большую часть дня. Баня была клубом, библиотекой, стадионом для спортивных состязаний, местом отдыха, дружеских бесед и заключения сделок, здесь были залы для поэтов, философов, площадки для выступлений артистов, здесь устраивали пиршества.

Римские бани закрывались с наступлением темноты, но император Александр Север (222–235) отменил это правило, и новый порядок просуществовал вплоть до правления императора Тацита (275–276), вернувшего старый порядок закрывать бани с наступлением темноты.



Бани были доступны практически всему населению Рима независимо от знатности и занимаемого положения. Множество сюжетов в эпиграммах Марциала связано с термами Рима. Один из эпизодов «Сатирикона» Петроний также перенес в термы: здесь встречались представители различных слоев римского общества, и разбогатевший отпущенник, подобно Тримальхиону, мог демонстрировать там и свое богатство (Тримальхиона из терм несли на носилках четверо молодцов), и свои вкусы, и способности (он играл в мяч, пил вино, и его растирали три массажиста). Богатые римляне посещали термы два раза в день. Ежедневное посещение бани вошло в обычай ко времени Империи.

Такое явление общественной жизни Рима, как паразитизм, заставляло некоторых посещать баню по нескольку раз в день в надежде, что кто-нибудь пригласит на обед. Об этом писал Марциал (эпиграммы, II, 14):


В Байах[2] подачка дает мне всего только сотню
квадрантов[3],
Так для чего ж голодать мне среди роскоши там?
Лучше уж бани верни мне темные Луна Грилла:
Что ж при обеде плохом мыться мне,
Флакк, хорошо?


Современный городской житель вполне понял бы страдания погруженного в ученые занятия Сенеки, одно время жившего над баней и вынужденного слушать стоны силачей, удары массажиста по телу, выкрики болельщиков игры в мяч, перебранки, завывания голосов при выщипывании волос, выкрики пирожников, колбасников, торговцев сластями и прочие звуки, «от разнообразия которых можно возненавидеть собственные уши».

Куда бы ни приходили римские легионеры — в Галлию (нынешняя Франция), Британию, Германию, Малую Азию, Сирию, на берега Дуная и к африканским пескам, — везде они строили термы. Знаменитые водолечебные курорты Карловы Бары и Виши возникли на месте терм.



Бани Востока

Ничто в мире не исчезает бесследно. Открытия античных ученых о пользе водных процедур были подхвачены восточной медициной. Выдающиеся ученые-медики на основе трудов Гиппократа и Галена разрабатывали новые методы наблюдения и лечения больных, гигиенические и оздоровительные средства.

Десять лет назад весь мир отметил тысячелетие со дня рождения гениального ученого, врача, философа и поэта Ибн Сина, известного под латинизированным именем Авиценна (980 — 1037). Он считал себя продолжателем Аристотеля, Гиппократа и Галена. Авиценну преследовали мракобесы, требовавшие расправы над гением и упрямо твердившие: «Его рукой водит дьявол». Но ученый был еще и человеком большого мужества, который не боялся открывать людям истину. Авиценна доказал, что чума — не дьявольское наваждение, а инфекционная болезнь, против которой следует бороться строжайшими гигиеническими мерами.

Он пропагандировал здоровый образ жизни, лечение болезней природными факторами, физическими упражнениями. «Если заниматься физическими упражнениями и вести здоровый образ жизни, — писал ученый, — нет никакой нужды в употреблении лекарств». А вот такое высказывание Авиценны актуально и сегодня, когда нам стал угрожать дефицит движений, так называемая гиподинамия: «Бросивший заниматься физическими упражнениями зачастую чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений». И еще: «Если ты не бегаешь, пока здоров, придется побегать по врачам, когда заболеешь».

«Различные упражнения, водные процедуры, — писал Авиценна, — улучшают кровообращение, налаживают дыхание и обмен веществ, что весьма влияет на общее оздоровление». Авиценна был горячим сторонником бани, считая ее прекрасным гигиеническим и оздоровительным средством. Он рекомендовал баню при многих заболеваниях, например, при мигрени. Умеренное пользование баней, как считал Авиценна, помогает при нервных расстройствах, бессоннице. Он прописывал баню «при параличе, спазмах всего тела и даже после похмелья». Советовал пропотеть в бане для предупреждения катара верхних дыхательных путей, осиплости и глухоте голоса и «усталости гортани». Полезна баня, по мнению медика, больным плевритом и при заболеваниях желудка — несварении и слабости пищеварения, потере аппетита, поносе и икоте. Сухая баня приносит облегчение больным водянкой и тем, у кого «ломит» в суставах. Для заболевшего желтухой «частое купание в бане — основа всего лечения». Помогает баня при болях в мочевом пузыре, затруднении мочеиспускания, общем упадке сил.

Один из последователей Авиценны Исмаил Джурджани, развивая мысли учителя, стремился внедрять различные физические упражнения и лечебные бани. В своей книге «Сокровище хорезмского шаха» Джурджани писал: «Запомни! Главное сокровище жизни на земле не богатства, которые у тебя в сундуках, не женщины, которые у тебя в гареме, а здоровье, которое надо охранять и постоянно накапливать».



Восточные бани, или, как их зачастую называют, турецкие, и в наши дни весьма распространены. Все они — в Турции, Иране, Сирии, Египте, Тунисе, Ливане, Ираке и других странах — мало чем отличаются друг от друга. Разве что в одних банях предпочитают кокосовую мочалку, в других — из сухих финиковых тычинок, а в третьих — из люфы, которую так любят в Грузии.

Традиции восточных бань уходят в далекое прошлое. Около нынешнего турецкого города Пергама (кстати, здесь врачевал и внедрял водолечение и бани Гален) сохранились развалины терм, остатки бассейнов, разнообразных ванн, в том числе и сидячих. У восточных бань много общего с римскими. Византию (в состав этой огромнейшей империи входила и территория нынешней Турции, как и ряд нынешних ближневосточных стран) называли «вторым Римом».

Венгерский ученый и путешественник Арминий-Герман Вамбери, в совершенстве изучив турецкий язык, в 1861 году, переодевшись дервишем, присоединился к партии паломников, возвращающихся из Мекки. В своих очерках жизни и нравов Востока Вамбери пишет, что, вернувшись из утомительного путешествия или окончив тяжелую работу, или желая оправиться от перенесенного испуга или чрезмерных наслаждений, все тотчас же отправляются в баню. «Бедные и богатые, старые и малые — все предаются этой страсти».



Далее путешественник отмечает, что при жарком климате большей части восточных стран регулярные омовения спасают от многих болезней. Когда на Востоке хотят показать положительные стороны какого-либо города, то начинают с описания его бань. «Правители, — писал Вамбери, — стремясь увековечить свое имя в веках, строят не только мечети и караван-сараи, но и просторные богатые бани. Как я убедился, те из владык, которые не поскупились на постройку бань, оставляют в народе гораздо более долгую признательность, чем те, кто попытался обрести бессмертие, сооружая роскошные дворцы».

Вамбери рассказывает о турецких банях на территории родной Венгрии. В Будапеште, у горы Геперт, славилась баня «Рудаш», построенная во времена турецкого владычества (XV в.). Кстати, эта баня функционирует и в наши дни. Каждый турист считает своим долгом не только осмотреть «Рудаш», но и погреться здесь в банном жару. Внимание привлекает надпись, что эту баню любил посещать, когда жил в Будде, Казанова, автор знаменитых «Мемуаров».

Много любопытного о восточных банях можно почерпнуть из романа Джеймса Юстиана Мориера «Похождения Хаджи-Бабы», который впервые вышел на русском языке в 1824 году и затем издавался в «Молодой гвардии». Вальтер Скотт называл Мориера замечательным романистом и ставил «Похождения Хаджи-Бабы» в один ряд со Свифтовым «Путешествием Гулливера». Мориер, англичанин по национальности, долго жил в Турции и Персии. Он прекрасно знал нравы и обычаи народов Востока. Повествование в романе ведется от первого лица — Хаджи-Бабы. Он рассказывает, как, достигнув шестнадцатилетнего возраста преуспел в брадобрействе и умении прислуживать в бане: «Никто лучше меня не постигал тайн сладостного натирания тела мягкой рукавицей с легким и приятным щекотанием».

Но вот, приобретя некоторый достаток, Хаджи бросил роль банщика, но баню не забыл и стал ходить туда, блаженствуя вместе с другими, Читаем далее: «Вошел в баню — раздевайся, — говорит пословица. Я разделся и, забравшись в самое жаркое отделение бани, сел в темном уголке, в отрадной духоте паров… Я приказал натирать тело поярковой рукавицей, со всей утонченностью этого небесного наслаждения. В то же время при помощи едкой мази мне истребляли волосы на коже, брили голову и красили ногти, ладони и подошвы золотисто-оранжевой хной. Банщик, натиравший меня поярковой рукавицей, приступил к работе с изъявлением своего восторга насчет редкой мужественной красоты моего тела. Треск, производимый искусной рукой в моих суставах, раздавался по всему зданию. Я был счастлив».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Бани. Полная энциклопедия"

Книги похожие на "Бани. Полная энциклопедия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ирина Мартынова

Ирина Мартынова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ирина Мартынова - Бани. Полная энциклопедия"

Отзывы читателей о книге "Бани. Полная энциклопедия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.