Борис Фальков - Ёлка для Ба

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Ёлка для Ба"
Описание и краткое содержание "Ёлка для Ба" читать бесплатно онлайн.
Фальков Борис Викторович, 1946, Москва. Член германского центра международного ПЭН-Клуба. Автор многих романов (Моцарт из Карелии, Трувер, Щелкунчики, Тарантелла и др.), повестей и новелл (Глубинка, Уроки патанатомии, Кот, Десант на Крит, Бомж и графиня СС, и др.), стихотворений и поэм (Простой порядок, Возвращённый Орфей), рассказов, статей и эссе. Переводился на немецкий, эстонский, английский, финский. Романы «Ёлка для Ба» и «Горацио» целиком публикуются впервые.
Джон Глэд, «Россия за границей»:
Стиль Фалькова более соответствует латиноамериканской традиции, чем русской, хотя его иронические сыскные романы имеют предшественников в фантастических аллегориях Николая Гоголя и Михаила Булгакова.
Вениамин Каверин:
Это проза изысканная и музыкальная. И лежит она несколько в стороне от основного пути русской литературы.
Нойе Цюрихер Цайтунг:
Последний роман Бориса Фалькова — своего рода музыкальное многоголосие в прозе. Точнее говоря, литераризация контрапунктической фуги. «Полифония в романе» Бахтина становится у Фалькова «Полифонией как роман», ибо две столь различные формы выражения как музыка и литература буквально приведены в созвучие.
Франкфуртер Аллгемайне Цайтунг:
Эта книга (Миротворцы) напряжённое, искусно сработанное и несмотря на позднюю публикацию ошеломляюще актуальное произведение. Сила автора в независимом обращении с литературной традицией, в остром слухе на фальшивые ноты в Истории, и в умной композиции. Его роман можно читать на многие лады: как антиутопию и как плутовской роман, как детектив и как сатиру.
Литературная Газета:
Повесть сия (Десант на Крит) принадлежит к тому роду литературы, которая видит чуть дальше и глубже, нежели так называемый «чистый» реализм.
Борис Гаспаров:
Очень хороший языковый вкус, ровный, объективный тон рассказа (Моцарт из Карелии) хорошо оттеняет его фантастичность. Лейтмотивы заплетены с большим мастерством, симфоническое построение формы проведено так строго и с такой интенсивностью, что в качестве аналогии вспоминаются разве что «Симфонии» Андрея Белого.
Сергей Юрьенен:
Фальков пошёл дальше Солженицына по крайней мере в одном — в многоголосии. Это человек-оркестр. Принцип полифонии он осуществил с полнотой, которой я в современной литературе не знаю.
— От выхлопного газа тоже тошнит, а и он ведь дым.
— Дым молодым! — воскликнул Жора.
— Бардадым, — завершил я.
— Неплохо, — пискнул Жора, — но вот что: со мной так играть можно, а с другими не советую.
— А с Ивом?
— С Ивом, пожалуй, тоже можно.
— А с Сандро?
— Иногда да, иногда нет. Сначала надо присмотреться к нему, а потом решать: да или нет.
— Ну вот, а ты говорил: с другими нельзя…
— Ты прекрасно понял, кого я имел в виду! — Жора угрожающе выкатил глаз. Это у него ловко получалось. — А… вот и Ив.
— Лёгок на помине, — сказал я.
— Эта пословица звучит полностью: дурак лёгок на помине. Следовательно, ты назвал Ива дураком.
— Я не знал.
— Незнание закона не избавляет от наказания… — с важностью объявил Жора и вдруг заверещал: — Эй, парень, чёрный парень! Этот мыслитель тебя обозвал дураком! Так что присаживайся, ты в нашу компанию принят.
— Я не называл, — набычился я.
— Тем хуже, — заявил Ив, присаживаясь двумя ступеньками ниже. Раковинка закряхтела: он был тяжелей нас с Жорой, вместе взятых, вчетверо. — Значит, ты это скрыл. Можно подумать, что ты скрываешь и нечто похуже, например, что я ниггер.
— Он прав, — подтвердил Жора, — ничего нет хуже этого. Только, как же это скрыть? Это тебе не сладкое и не горькое, не кислое и не солёное, так… что-то совсем гадкое: пресное.
— Не разыгрывайте меня сегодня, — попросил Ив. — У меня большая печаль, будто я съел это самое, пресное…
— Ты съел накладное пузо Чрево! — убеждённо сказал Жора.
— Нет, я просто выпил, — грустно возразил Ив.
— Это причина, — согласился Жора, — за неё нужно выпить. Тебе следовало принести выпивку сюда, а не разыгрывать тут дурака.
— Это мальчишка сказал, а негр вовсе не дурак, — поправил Ив. — И это особенно грустно.
— Не дурак, зато урод, — сказал Жора. — И мы об этом никому не скажем, потому что все сами видят. А видеть это самим — весело.
— Сам урод, — сказал Ив. — И поверь, смотреть на тебя — ничего весёлого.
— Урод я, — вставил я. — Так все говорят.
— Славная компания, — обрадовался Жора. — Кое-кого, правда, в ней не хватает.
— Сандро? — догадался я.
— Ты сплетничаешь за спиной у людей, — сказал Ив. — Мне это не нравится.
— А ты спроси у него, откуда он такой чёрный свалился на наши белые головы, — подтолкнул меня Жора. — Это ему понравится.
— Откуда ты свалился, Ив? — послушался я.
— С севера, — охотно ответил он. — Мой папа, тоже негр, кормил там собой комаров. А сам не ел ничего, вот и умер. От двойной такой болячки.
— Спроси теперь, а откуда свалился на север папа?
— Папа свалился с копыт. То есть, его сбили с копыт на арене и он загремел на север.
— Неужто этого достаточно, быть сбитым с копыт, чтобы очутиться на севере? — спросил Жора сам, потому что я медлил.
— Самого по себе нет, не достаточно. Но папа при этом сказал… кое-что. А публики, как назло, в тот вечер было много.
— Что же сказал папа? — Жора подмигнул мне.
— Он сказал, подымаясь на копыта, с которых его сбили: мать вашу так и отца.
— Так прямо и сказал: вашего? Что ж он, не знал, кто именно наш отец, и не только наш, а и всех народов, а также их учитель и друг?
— Он знал, — мрачно сказал Ив, — знали и другие. Вся публика знала, вся труппа и оркестр. А знание закона, как и его незнание…
— Знание — сила, — вставил я.
— Значит, это, — Жора потрогал бицепс Ива, — знание. Ну, а теперь спроси-ка, где его мама.
— Где твоя мама, Ив?
— У меня мама повсюду, — вздохнул Ив. — Везде, где отечество, там и родина-мать. Тебе что, пора подыскивать детдом? Могу дать адрес моего: не худший из вариантов. Только поспешай, малыш, скоро там мест свободных не будет.
— Чёрный парень нажрался в детдоме солёненького, смотреть на него не может, — сказал Жора. — А сладкого, наоборот, ему недоставало. Он и теперь за конфету продаст кого угодно, даже мать.
— Родину, — свёл сказанное воедино я. — У меня во дворе пацаны точно так же, за кусок сахара, бывает, и пистолет отдают. А я сладкого терпеть не могу, разве что мороженое. И пацанам таскаю из дома конфеты. Зато за солёный помидор, знаете, такой мятый, так… и душу с меня вон, и кишки на телефон.
— Обещали не разыгрывать, — сказал Ив, — а сами… Так что, у тебя, значит, есть пистолет?
— Нет, — слишком резко отверг такое предположение я.
Они оба внимательно посмотрели на меня. Пауза грозила затянуться надолго, и я добавил:
— У отца есть.
— У отца, конечно, много чего есть, — согласился Ив. — Только нам-то что с того? Одни только обещания.
— И пачка вафель на ночь, — добавил я. — Так говорит наша Валя.
— Умная женщина, — признал Жора. — А меня вон в детстве обещали придушить, чтобы не давать и вафель. И закопать. И тоже обещаний не выполнили. А хорошо бы…
— Кто ж из нас печальный? — спросил Ив.
— Все, тут мы на равных, — выпалил Жора. — Сидим, грустим, несём чушь.
— Мне нравится так болтать, — сказал я. — Что может быть лучше?
— Да, этого вполне достаточно для дружбы, — согласился Жора. — Но за это бы надо ещё выпить.
— Тебе-то зачем пить? — спросил Ив. — Понюхай пробку, и с копыт.
— Это твой папа с копыт! — возмутился Жора.
— Мой папа был негр, как и я, — запротестовал Ив, — а ты нет. Ты другого рода. Ты этот, как его, лилипут.
— Он от природы просто маленький человек, — поправил я.
— Рода-природа, твоего папу тоже надо было закопать в детстве, — не согласился Жора.
— Его и закопали на севере.
— А выкопали, как вижу, здесь, на юге.
— Значит, я уже не совсем папа, я его антипод.
— Артишок ты, вот что!
— Анти — шо? — заключил я. — А всё-таки, чей это ребёнок, которого тут выкопали?
— Нет, — возразил Жора серьёзным тоном, — этот ребёнок не был чёрным. Тебя это интересует?
— Нет, — не растерялся я, — меня интересует, что он мальчишеского полу. Ведь и я как-то…
— И все мы, — согласился Жора. — Все мы пацаны.
— Да, мы не стареем, — подтвердил Ив. — Коли уж таким уродился, то это навечно.
— А сколько тебе лет, Жора? — спохватился я.
— Да вот скоро пятьдесят, и все не краденые, мои.
— Пятьдесят! — я подскочил от неожиданности. — Не может быть!
— Я и сам так думаю: не может. Но существует документ.
— А ты что думал, сколько ему? — спросил Ив.
— Я думал… — ответил я, усаживаясь на место, — я вовсе не думал, а был уверен… Сказать честно?
— Ни в коем случае! — воскликнул Жора.
— Я думал, тебе разве чуточку больше, чем мне.
— Карлик, ты понимаешь этот комплимент? — засмеялся Ив. — Ты в жизни таких не имел, даже когда был карликом летающим, а не в сундуке сидящим. Вот удача, так удача.
— Разумеется, понимаю, — холодно возразил Жора. — Не такой дурак, как некоторые.
— А ты, оказывается, одного возраста с Ба, — я всё не мог опомниться.
— А я и бабушка себе, и внучок, — гордо сказал Жора. — И в этом моя удача.
— Если б я знал об этом раньше, — я облизал губы, — то не смог бы говорить тебе «ты».
— Так ты свою Ба называешь «вы»?
— Нет, но это… другое дело, — запутался я, и попытался вывернуться: — А что значит: карлик летающий?
— Как-нибудь потом расскажу… — Жора не дал себя сбить с темы. — А Ив тоже другое дело?
— Эге-э, — прогудел Ив голосом днепровского колёсного парохода, — в сравнении с тобой я ему ровесник.
— Славно говорим… — грустно сказал Жора. — Посторонним вход не воспрещён.
— Ив сам велел мне с ним на «ты». А вот с Назарием я на «вы», — продолжал я жевать ту же мякину.
— Вот-вот, это другое дело, а не то, — сказал Ив.
— Посторонним вход всё же воспрещён, — оживился Жора.
— И с Сандро!
— А это дело и вовсе третье, — снова развеселился Жора. — Есть и дело четвёртое, пятое… Вон этот чёрный парень частенько рассказывает о себе в третьем лице. Понимаешь, что это значит?
— Конечно, — обиделся я. — Есть люди двуличные, трёхличные, и так далее.
— Ну да, ну да, но не это главное. Главное, такие рассказы — начало литературной деятельности, вот что.
— Чего уж там, — возразил Ив, — а почему не она сама?
— А потому что ты не сам, — заявил Жора. — Вот почему.
— Я понимаю, — сказал Ив. — Нет, негр не дурак. Ладно, негр, может, и дурак, но не какой-нибудь там, а печальный. То есть, не такой уж и дурак. Негр отлично знает, что он почти не умеет писать.
— Как это, почти? — удивился я.
— А так: подпись он поставить умеет, — сказал Жора. — На платёжной ведомости.
— И под протоколом допроса! — гордо заявил Ив. — И тем делаю его недействительным. А ведомость тем же способом делаю действительной. Способ, как видишь, универсальный.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Ёлка для Ба"
Книги похожие на "Ёлка для Ба" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Борис Фальков - Ёлка для Ба"
Отзывы читателей о книге "Ёлка для Ба", комментарии и мнения людей о произведении.