Тихон Задонский - Сокровище духовное, от мира собираемое
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Сокровище духовное, от мира собираемое"
Описание и краткое содержание "Сокровище духовное, от мира собираемое" читать бесплатно онлайн.
«Сокровище духовное, от мира собираемое» – труд одного из крупнейших богословов русской церкви 18 века Тихона Задонского, в миру Тимофей Савельевич Соколов. Тихон родился в 1724 г. очень бедной семье и рано потерял отца. Тихон получил духовное образование и первоначально занимается преподаванием получил кафедру риторики, одновременно преподавая греческий язык и богословие. В 34 года был пострижен в монашество с именем Тихон и назначен преподавателем философии в Новгородской семинарии Затем Тихон становится епископом сначала новгородским, затем воронежским. Епископ Тихон разворачивает бурную активность по православному просвещению народа, вывода Церкви из состояния застоя и деградации. По болезни пишет прошение и уходит в монастырь, на покой. Там Тихон Задонский занимается аскетическим деланием и пишет свои самые известные произведения.
Видишь, христианин, изображение обучающегося и не учащегося христианской философии, и насколько один от другого отличается, видишь. Присоединись же к этим ученикам, которые евангельской и христианской философии обучаются, и учись ей с ними у Христа – да будешь воистину христианином и Христовым учеником. И хотя страшно и горестно тебе кажется начало этого учения, убеждай и понуждай себя, как ленивого осла. Видя это твое старание, Господь будет помогать тебе, и день от дня святое Его иго будет казаться легче и слаще.
106. Много я тебе должен
Слышишь, что люди людям говорят: «Много я тебе должен». И такие слова показывают благодарность сердца. Говорят это люди тем, от которых немало добра, благодеяния и помощи даром получили. Правильны такие слова и от благодарного сердца исходят, когда говорят подобное не лицемерно, но от искренности сердечной. Ибо и люди людям, своим благодетелям, должны быть благодарны.
Христиане! Нам тем более прилично со смирением и искренностью сердца благодарить Бога нашего и говорить Ему: «Много я Тебе, Господи, должен». И благословлять Его мы должны каждый день, час и минуту, так как постоянно даром от Господа блага получаем. Благословлю Господа на всякое время; хвала Его всегда на устах моих (Пс. 33:2).
Не было меня, и вот я есть и живу, как и прочие люди. Ты, Господи, благоволил мне быть, и между делами рук Твоих считаться, и видеть дела рук Твоих – небо, и землю и все, что в них (Пс. 145:6), и от созерцания великих и преславных дел Твоих Тебя великого и преславного Создателя познавать, и благами Твоими довольствоваться и утешаться. Руки Твои сотворили меня и создали меня (Пс. 118:73). Много я Тебе за это должен и ничем не могу воздать.
Сотворил Ты меня не бездушною тварью, не скотом, не птицей, не рыбой, ни иным каким-нибудь бессловесным животным, которые все живут, но блаженства своего не понимают, а сотворил разумным человеком, поэтому я могу познать и разуметь, что я от Тебя начало бытия и жития своего имею; я Твое создание, Ты мой Создатель. Много я Тебе за это должен и никак не могу воздать. Так сотворенный Тобою, быть и жить без Тебя и благ Твоих не могу. Рука Твоя, Господи, содержит меня и блага Твои подает мне (см. Пс. 103:28).
Не могу я без света жить и передвигаться: светила Твои, – солнце, луна и звезды светят мне. Не могу я без огня жить: огонь Твой согревает меня и варит пищу мою. Не могу я без воздуха ни живым, ни здоровым быть: воздух Твой оживляет меня и сохраняет жизнь мою. Не могу я без пищи быть: щедрая Твоя рука, Господи, подает мне пищу. Не могу я без воды быть: благость Твоя, Господи, произвела ради меня источники, реки и озера, и водой из них я утоляю жажду и омываюсь. Не могу я, «обнаженный одежды боготканной» (Великий покаянный канон св. Андрея Критского), без одеяния быть: от щедрой Твоей руки и это получаю. Не могу я без дома быть: подаешь мне и дом ко упокоению немощного и многобедного тела моего. Не могу я быть без скота: твари Твои служат и работают мне. Эти и прочие бесчисленные блага, как прочие люди, братья мои, так и я получаю от Тебя. Много я Тебе за все это должен. Что воздам Господу за все, что Он даровал мне? (Пс. 115:3).
Что было бы со мною, если бы Ты хотя бы одно из этих благ отнял у меня? Была бы мне польза от очей моих, если бы свет Твой мне не светил? Непременно блуждал бы я, как слепой. Как бы я мог жить, если бы Ты не подавал мне пищу Твою? Без воздуха и малейшей минуты я жить не могу. Так всякое создание Твое весьма хорошо (Быт. 1:25), и мне бедному служит. Но эти блага получая от Тебя, ожидаю я будущих и лучших благ, по неложному обещанию Твоему, и от видимых к невидимым, и от настоящих к будущим, и от временных к вечным, и от земных к небесным стремится дух мой. Если в изгнании и ссылке такие блага подаешь нам, какие подашь в отечестве и доме Твоем! И если знающим Тебя и не знающим, почитающим и не почитающим, друзьям и врагам Твоим так щедро открываешь руку Твою, каких же благ в вечной жизни сподобятся любящие Тебя! Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2:9). Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя (Пс. 32:22).
Слеп я, как и прочие, без благодати и просвещения Твоего: грех мой меня ослепил. Поэтому и в этом отношении благость Твоя, как о всех, так и о мне, недостойном, человеколюбиво позаботилась. К просвещению как всех, так и меня ниспослал Ты нам слово Твое святое через избранных рабов и служителей Твоих. Оно для меня, как свеча, для сидящих во тьме, сияет и показывает вред и пользу, зло и добро, грех и добродетель, ложь и истину, неугодное Тебе и угодное, неверие и веру, и так прогоняет мою слепоту и просвещает разум мой. Светильник ногам моим – закон Твой, и свет стезям моим (Пс. 118:105). Много я за все это Тебе, Господи, должен, и ничем не могу воздать.
Во свете Твоем познаю Тебя Бога и Создателя моего. Я вижу, что Ты сотворил и творишь преславные и чудные дела, каких рука человеческая и никакое создание сотворить не может. И из слова Твоего познаю, что Ты всегда Тот же (Евр. 13:8), дивно и славно творишь чудеса в созданном Тобой мире, который Ты из ничего создал (2 Мак. 7:28), – и из всего этого познаю всемогущую силу Твою. Как вещи из ничего создать, так и созданные переменить – все в Твоей силе. Реки преложить в кровь, воду из камня источить, и огонь в росу претворить, слепого от рождения просветить, мертвого воскресить, и другие тому подобные дела делать, кому иному, как только всесильной руке Твоей свойственно? Об этой всемогущей Твоей силе рассуждая, убеждаюсь, что должно трепетать и смиряться перед Тобою (Ис. 66:2), смиряться под крепкую Твою руку (1 Петр. 5:6). Как я могу не трепетать и не смиряться перед Тем, у Кого в руках и я, и все концы земли? И смерть и жизнь моя в руках Его. Боже преблагой и милосердный! Пощади меня, бедного грешника.
В слове Твоем вижу я, что всемогущая рука Твоя защищает, сохраняет и спасает боящихся, любящих и почитающих Тебя; своевольных же, не боящихся и не чествующих Тебя смиряет, наказывает и казнит; награждает добродетель, казнит грех. И от того познаю правду Твою, которая всем воздаст по делам их, и боюсь суда Твоего; и так побуждаюсь к покаянию за прежде бывшие грехи, я понуждаюсь вопить к Тебе из глубины сердца моего: Боже! Милостив буди мне, грешному! (Лк. 18:13). И не войди в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобою никто из живущих (Пс. 142:2). Если беззакония будешь усматривать, Господи, Господи, кто устоит? (Пс. 129:3). Это предостерегает меня и от прочих грехов, к которым слабость моя меня склоняет.
В слове Твоем вижу я, что Ты всех, отвратившихся от Тебя и нечестивых призываешь к Себе, и обратившихся и с покаянием приходящих, и милости от Тебя ищущих и просящих, как Отец чадолюбивый заблудших сынов, человеколюбно приемлешь, и милость Свою им являешь, и грехов их и беззаконий не поминаешь, и к числу любящих и почитающих Тебя присовокупляешь. Из этого познаю благость и несравненное Твое милосердие к бедным грешникам, и поэтому не отчаиваюсь и сам за грехи мои, но с надеждою к Тебе, благому и милосердному Богу, прибегаю, и милости прошу. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое (Пс. 50:3).
Благость Твою являют собой все создания Твои, везде проповедуется слово Твое (см. Пс. 18:2), даже и животные на поле взывают к Тебе (Иоил. 1:20), удивляются Ангелы и люди, лобызают грешники кающиеся и чувствуют праведники, не лишаются и нечувственные грешники, как благость Твоя их долготерпит, и на покаяние ведет (Рим. 2:4). Чувствовал, чувствую и лобызаю и я, бедный грешник, благость Твою и с пророком Твоим взываю: Вкусите, и видите, как благ Господь (Пс. 33:9). И сколько раз ощущаю благость Твою в сердце моем, столько раз возбуждается и возжигается сердце мое к любви Твоей.
Слава благости Твоей, слава щедротам Твоим, слава милосердию Твоему, слава долготерпению Твоему, слава человеколюбию Твоему! Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя! Господь утверждение мое и прибежище мое, и Избавитель мой, Бог мой, Помощник мой, и уповаю на Него; Защититель мой, и рог спасения моего, и Заступник мой (Пс. 17:2–3).
В слове Твоем вижу я, что все, что Ты ни открываешь нам, точно так и есть; и что предсказываешь, то сбывается; и что обещал и обещаешь, то все исполняешь, ибо верен Господь во всех словах Своих (Пс. 144:13). И вижу, что небо и земля прейдут, слова же Твои не прейдут (Мф. 24:35). И оттуда познаю истину Твою, и утверждаюсь в вере моей, и без сомнения верую святому и милостивому обещанию Твоему, и в надежде моей непоколебим бываю. Милость Твоя, Господи, и истина Твоя оживляет меня, содержит меня, сохраняет и укрепляет меня, и ведет меня к будущим и вечным обещанным благам Твоим. Знаю я, что храмина тела моего разорится, и тело мое, как земля, земле предастся. Но милость Твоя уверяет меня, что то же самое тело, в котором ныне живет душа моя, силою всемогущего гласа Твоего восстанет (см. Ин. 11:43), и благодатью Твоею в лучший и прекраснейший вид преобразится. Сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор. 15:43–44 и 53). И так с Церковью Твоею святой «чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века, аминь».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Сокровище духовное, от мира собираемое"
Книги похожие на "Сокровище духовное, от мира собираемое" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Тихон Задонский - Сокровище духовное, от мира собираемое"
Отзывы читателей о книге "Сокровище духовное, от мира собираемое", комментарии и мнения людей о произведении.




















