» » » » Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве


Авторские права

Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве

Здесь можно скачать бесплатно "Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Издательство СПбГУ, год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве
Рейтинг:
Название:
Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве
Издательство:
Издательство СПбГУ
Год:
2006
ISBN:
5-288-03826-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве"

Описание и краткое содержание "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве" читать бесплатно онлайн.



Предлагаемую вниманию читателей книгу можно считать неофициальным приложением к курсу зоологии. В ней излагаются не полученные зоологами научные сведения о беспозвоночных животных, а материалы, характеризующие народные представления о них, т.е. мифы, легенды, сказки и фольклор (пословицы, поговорки, загадки , анекдоты и т.д.); в ней рассматривается символическое значение, которое приписывалось различным беспозвоночным, трактовка их образов в старинных сонниках и толкование сновидений современными психоаналитиками. В книге приведены также басни и отрывки из художественной литературы, в которых активными действующими лицами являются беспозвоночные. В заключительной части обсуждается популярность различных видов беспозвоночных животных в сфере человеческой фантазии. В качестве иллюстраций использованы копии с древних и современных произведений изобразительного искусства, не слишком грешащих натурализмом.

Книга содержит 46 рисунков, многие из которых публикуются впервые.






*** Но совсем не противоречит зоологической правде английская легенда, повествующая о том, что во время войны Алой и Белой розы врагами был захвачен замок, хозяйка которого с маленьким сыном спряталась в какой- то каморке. Пока ее искали, паук успел сплести закрывающую дверь паутину. Увидев эту паутину, искавшие их солдаты решили, что в эту комнату давно никто не входил, и сами не сочли нужным в нее заглянуть. Так был спасен последний отпрыск какого-то древнего рода, и в его родовой герб был внесен паук-крестовик.

*** В басне И.А. Крылова "Паук и Пчела" паук, обосновавшийся в лавке с полотном и другими тканями, был сметен метлой и говорит с досадой:

"...жди праведной награды!

На весь я свет пошлюсь Чье тонее тканье:

Купцово иль мое?"

"Твое: кто в этом спорить смеет!"

Пчела ответствует: "известно то давно;

Да что в нем проку, коль оно Не одевает и не греет?".

* А басня "Подагра и Паук" начинается так:

Подагру с пауком сам ад на свет родил:

Слух этот Лафонтен по свету распустил.

Не оспаривая это положение, Крылов далее сообщает, что, когда эти "детки" подросли, их отец (ад) предложил им самим найти себе подходящее место для жизни. Эти поиски завершились тем, что Подагра обосновалась в ноге богатого

старика и целый день покоилась на пуховой подушке, а Паук поселился в хижине крестьянина, где

... не боясь ни щетки, ни метлы,

Заткал и потолок, и стены, и углы.

* Есть у Крылова также басня "Орел и Паук",

*** а у Козьмы Пруткова стихотворение "Кондуктор и Тарантул ":

В горах Гишпании тяжелый экипаж С кондуктором отправился в вояж. Гишпанка, севши в нем, немедленно заснула, А муж ее меж тем, увидел тарантула.

На крик кондуктор поспешает И тут же веником скотину выгоняет,

Промолвя "Денег ты за место не платил!",

И тотчас же его пятою раздавил. [8]

каракатица изображена в виде четвероногого животного, то очень вероятно, что там и многоножка превратилась в рыбу.

*** В "Сказках Японии" (2002) изложена история "Как сороконожку за врачом посылали". У цикад был какой-то праздник, и они очень веселились, но одна из них вдруг заболела и понадобилось послать за врачом. И решили послать сороконожку, так как у нее много ног, и она добежит скорее. Ждали они, ждали, а врача все нет. Наконец пошли искать саму сороконожку. Нашли ее, и что же - оказывается она сидит и обувается, еще не на все ноги успела надеть сандалии.

*** Проблема обуви у сороконожек освещена и в сказке Веры Инбер:

У сороконожки Народились крошки.

Что за восхищенье - Радость без конца!

Дети эти — прямо Вылитая мама:

То же выраженье Милого лица.

И стоит пригожий

Дом сороконожий,

Сушатся пеленки,

Жарится пирог.

И стоят в порядке

Тридцать три кроватки:

В каждой по ребенку,

В каждой сорок ног.

Потом дети выросли -

Носятся оравой

С самого утра.

Погрустив немножко,

Мать сказала крошкам:

Ну, пора вам в школу,

Детвора!

Но ходить по школам

Неудобно голым,

и пришлось родителям заняться подсчетом,

сколько для их деток понадобится галош.

Рис. 25. Селькупский бубен (Из: "Наше наследие ", 2002,

№ 61, 4-я с. обложки).


*** Существует также притча о сороконожке, которая проворно бегала, пользуясь всеми своими ногами, а когда ее спросили, с какой ноги она начинает бегать, она задумалась и не смогла сдвинуться с места.

*** На рис. 25 изображен селькупский бубен. Селькупы (раньше их называли остяками-самоедами) официальна считаются христианами, но у них все еще сохраняются и более древние верования. Посредником между людьми и духами служит шаман, а его главным инструментом является бубен. Считается, что бубен - это олень, на котором хцаман совершает путешествие на небо (т.е. в Верхний мир) и под землю (в Нижний мир). В то же время бубен - это переносная молельня, он весь покрыт рисунками, но на нем ничего не изображено просто так, для красоты, все имеет магическое значение. На рассматриваемом бубне мы видим солнце, месяц, человека на оленьей упряжке (возможно, это сам шаман), более мелкие изображения людей, зверей и птиц (многие из них в семикратном количестве). А срединное положение на бубне занимает существо с 7-ю парами ног. Неужели это многоножка, представляющая Нижний мир? Странно только, что она изображена в вертикальном положении, как бы стоящей только на самой задней паре ног. Но это может быть и какое-то фантастическое существо и даже ёлка (ёлка с глазами?).

Некоторым, хотя и слабым подкреплением предположения, что на бубне изображена многоножка, может служить тот факт, что в шаманистской мифологии фигурирует многоножка-тотем, характерным свойством которой, по Диксону (2000), является передвижение (хотя это свойство присуще почти всем животным). Однако, по мнению этнографов, на этом бубне изображена ящерица, являющаяся духом- помощником шамана (см. Иванов, 1954). Но эта многоногая ящерица ничуть не хуже многоножицы и морской черепахи из "Славянского бестиария" и потому здесь тоже может быть упомянута.

Замечу также, что тунгусско-манчжурские шаманы хранят свои бубны в чехлах, сделанных из бересты, на которых изображены разные животные, в том числе и беспозвоночные: пауки, стрекозы, бабочки и осы.

Больше внимания уделено в мифологии, фольклоре и поэзии Насекомым (класс Insecta), к которому относится около тридцати отрядов, и хотя далеко не все отряды удостоились упоминания в мифологии и фольклоре.

*** О насекомых вообще в соннике Миллера говорится: "Видеть во сне насекомых к болезни. Если Вы увидите, как Убиваете насекомых, то Вам повезет, хотя такой сон может

послужить и причиной для беспокойства за будущее: возможно ухудшение здоровья Ваших близких".

Интернетовский "Сонник" к этому добавляет: "Если Вам приснилось, что вокруг Вас кружит надоедливое насекомое, то в реальной жизни Вы устали от проблем, которые нарастают, как снежный ком. Если же Вам удалось избавиться от этого насекомого, то и в реальной жизни Вы сумеете преодолеть все возникшие трудности" (логично!).

И далее: "Если во сне Вы рассматриваете какое-либо необычное красивое насекомое, то в ближайшем будущем Вас ожидает радость общения с друзьями и приятное времяпрепровождение.

Сон, в котором Вы видите ужасных насекомых неимоверных размеров, символизирует Ваши страхи. Если Вам снятся ползающие по Вам насекомые, то сон предрекает множество болезней и бед. Если же Вам удается уничтожить паразитов, то Вас ожидает крупная удача. Однако не расслабляйтесь, так как за белой полосой может последовать | черная". ...

"А если Вам приснилось, что Вас ужалило какое-либо насекомое, то будьте готовы к неприятностям и проблемам".]

По Менегетти (2003), насекомые "Представляют собой негативный образ для внутренней реальности человека, так как общение с ними не приносит ему особой радости. Их негативность всегда связана с вампиризмом и черным вагинизмом. Насекомые внутри человека недвусмысленно указывают на его активную негативность" и т. д.

Дальше мы будем рассматривать насекомых в систематической последовательности по отрядам.

*** Таракан (отряд Таракановые - Blattodea) отмечен пословицей: Была бы изба - тараканы, найдутся.

*** Афоризм американского театрального критика Джозефа Вуда Кратча: Таракан и птица прекрасно проживут без нас, хотя таракан будет больше скучать о нас (Кондратов, 2002, с. 427).

*** Шаманистский таракан-тотем почему-то означает очищение.

*** Сказка из книги Д.С. Лихачева и др. (1984, с. 261): "Уродился я ни мал, ни велик - всего то с иголочное ушко, не то с приворотную надолбу. Пошел я в лес, самое дремучее дерево рубить крапиву. Раз тяпнул - дерево качается, в другой раз тяпнул - ничего не слышно, в третий тяпнул - выскочил кусок мне, добру молодцу, в лобок. Тут я, добрый молодец, трое суток полежал; никто меня не знал, не видал, только знала-видала меня рогатая скотина - таракан да жужелица..." (с. 261). И там же "Прибаулоцька-прибасе- ноцька", записанная в Архангельской деревне. "Муха- синюха, де ты живешь? - Живу на водах, на горах, на при- стольных городах. Там меня ветром не веет и водой не топит. Залетела я в клетку и попала в сетку, учила вдова, учила оса, выскочила нага и боса, без пояса. - Что ты, муха-синюха делаешь? Шол торокан, бил барабан, шол свирьцёк, садился на клочёк, испивал табачёк, чертов корешок..." (с. 263).

*** Единственное литературное произведение, героем которого оказался таракан, это уже упомянутая сказка К. Чуковского "Тараканище" - сказка такая же нелепая, как история африканского паука, похитившего внутренности льва. В ней таракан выступает в роли страшилища, которое повергло в ужас и покорило все животное царство. Это наваждение почему-то смогла разрушить только кенгуру, которая объяснила всем зверям, что таракан - только "жидконогая козявочка-букашечка".


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве"

Книги похожие на "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ольга Иванова-Казас

Ольга Иванова-Казас - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве"

Отзывы читателей о книге "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.