» » » » Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве


Авторские права

Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве

Здесь можно скачать бесплатно "Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Издательство СПбГУ, год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве
Рейтинг:
Название:
Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве
Издательство:
Издательство СПбГУ
Год:
2006
ISBN:
5-288-03826-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве"

Описание и краткое содержание "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве" читать бесплатно онлайн.



Предлагаемую вниманию читателей книгу можно считать неофициальным приложением к курсу зоологии. В ней излагаются не полученные зоологами научные сведения о беспозвоночных животных, а материалы, характеризующие народные представления о них, т.е. мифы, легенды, сказки и фольклор (пословицы, поговорки, загадки , анекдоты и т.д.); в ней рассматривается символическое значение, которое приписывалось различным беспозвоночным, трактовка их образов в старинных сонниках и толкование сновидений современными психоаналитиками. В книге приведены также басни и отрывки из художественной литературы, в которых активными действующими лицами являются беспозвоночные. В заключительной части обсуждается популярность различных видов беспозвоночных животных в сфере человеческой фантазии. В качестве иллюстраций использованы копии с древних и современных произведений изобразительного искусства, не слишком грешащих натурализмом.

Книга содержит 46 рисунков, многие из которых публикуются впервые.






Рис. 22. Китайская картинка-заклинание против злых духов (Из: Алексеев, 1966).


Одна такая картинка-заклинание представлена на рис. 22. Ее содержание довольно сложно и нуждается в специальном объяснении. Заклинатель Чжан изображен сидящим на тигре, он держит в руке чашку с лекарством от "ядоносов". Над его головой изображен дуалистический символ (Инь и Ян) и печать с надписью, отгоняющей бесов (приблизительно так: "Охраняю дом, изгоняю бесов").

На лбу у тигра знак, означающий что он - царь зверей. В одной лапе тигр держит "коробку первозданного хаоса", которая втягивает в себя всякую нечисть и не отпускает. Хотя "ядоносы" изображены довольно небрежно, можно различить ящерицу и змей, видно также, что второй лапой тигр придавил сороконожку, а в задней лапе держит какое- то членистоногое (скорпиона?). А справа наверху изображена круговая паутина и спускающийся с нее паук.

*** Так же отрицательно относились к паукам ацтеки.

По их мнению, паук вместе с летучей мышью и совой был спутником бога преисподней Миктлантекутли (МНМ, т. 2).

*** В мифологии орочей - народа, живущего а Сибири на берегу Охотского моря, упоминается много животных. Так, душа шамана во время камлания отправляется на Лунную землю, минуя три облака, и подвергается по дороге ряду превращений (перевоплощений?). До 1-го облака она летит в виде стрижа, до 2-го - в виде летучей мыши, а до 3-го - в виде стрекозы. Там она превращается в паука и поднимается по паутине, которая свешивается с Лунной земли, а потом прыгает на эту землю в виде кузнечика. За пределы Вселенной выходят только самые "сильные" шаманы, при этом им приходится проходить через Китовое море и, чтобы их не съели киты, они превращаются в морских ежей (Аврорин, Козьминский, 2000).

*** Сибирские шаманы используют пауков как лечебное средство: "Живого паука помещают в скорлупу ореха через проделанное животными дупло, отверстие замазывают смолой или воском и носят под ложечкой от лихорадки. Из мифологии коми-пермяков следует, что болезнь проходит после смерти паука" (Диксон, 2000, с. 206).

А паук-тотем способствует погружению в тайну и противостоянию.

*** В мифологии финно-угорских народов много следов шаманизма. По представлениям коми-пермяков, "Земля отделена от того света смоляной рекой (сир-ю). Через эту реку душу умершего может перенести паук по паутине, иначе умершему придется перебираться через реку, опираясь на шест или оглоблю, либо проходя по мосту или узкой жерди - упавший грешник погибает в кипящей смоле" (Петрухин, 2003, с. 206).

*** В районе реки Камы найдено много предметов с изображениями разных животных, которые образуют сложные композиции, получившие название "пермского звериного стиля" (Оборин, Чагин, 1988). В этих композициях выражаются представления финно-угорских народов, издревле населявших эти места, об организации мироздания. Согласно шаманистским представлениям, Вселенная состоит из трех миров - Верхнего, Среднего и Нижнего. Олицетворением Верхнего мира служили птицы и безрогие головы лося, так как в этом мире обитала Великая Мать Лосиха. В Среднем мире живут люди и большинство зверей, а к Нижнему миру относится Великий Отец Медведь, ящерицы и злые духи.

На рис. 23 изображена бронзовая бляха, в которой центральное место (Земля) занимает крылатая богиня с преклоненными перед ней людьми, наверху (Небо) находится лик солнца с человеко-лосями по бокам, а внизу (Подземный мир) - пауки (правда, авторы монографии, из которой взяты изложенные выше сведения, ошибочно назвали этих животных раками, но они не зоологи, и это ошибка, простительная Для неспециалистов). Для нас интересно, что по этим представлениям, пауки относятся к нижнему миру и сближаются с злыми духами.

Рис. 23. Прорезная бронзовая бляха - образец пермского звериного \ стиля (Из: Оборин, Чагин, 1988).


*** Очень противоречиво отношение к пауку и у восточнославянских народов (Левкиевская, 2003, с. 137). Известна, Например, легенда, в которой паук выступает как враг Богоматери, он её всю оплел своей паутиной. И потому убить паука - полезное дело, за которое простятся сорок грехов... С другой стороны, с пауком связан очень древний мифологический мотив "снования" (то есть тканья) мира: паук "снует паутину, как Бог сновал небо". В Полесье "никогда не бьют паука, говорят, что паук свет сновал". В других легендах "паук выступает как посредник между небом и землей". Если люди не берегут хлеб и бросают крошки на землю, паук подбирает их, взбирается по своей паутине на небо и предъявляет эти крошки Богу в доказательство того, что у людей достаточно хлеба и им не надо посылать большие урожаи. За то, что паук возводит на людей такую напраслину, в народе его зовут "брехуном".

*** Пауки, а также некоторые насекомые упоминаются и в "Песне о Гайавате", главный герой которой говорит своей супруге Миннегаге:

" В час ночной, когда все тихо,

В час, когда все тьмой покрыто,

С ложа встань ты осторожно Все сними с себя одежды ,

Обойди свои посевы,

Обойди кругом все нивы,

Только косами прикрыта,

Только тьмой ночной одета.

И обильной будет жатва;

От следов твоих на ниве

Круг останется волшебный,

И тогда ни ржа, ни черви,

Ни стрекозы, Куо-ни-ши,

Ни тарантул, Соббикаши,

Ни кузнечик, Па-пок- кина,

Ни могучий Ва-мок-квана,

Царь всех гусениц мохнатых

Никогда не переступят

Круг священный и волшебный"

(Лонгфелло, 1903, с. 137).

Так описан магический ритуал, который должен защитить посевы от вредителей. Из приведенной цитаты видно, что северо-американские индейцы знали, так сказать, "в лицо" некоторых членистоногих, но еще плохо разбирались в их биологии и считали сельскохозяйственными вредителями, совершенно неповинных в этом пауков и стрекоз. Впрочем, не исключено, что этот упрек относится не к индейцам, а к автору поэмы Лонгфелло.

*** В настоящее время у нас получил широкую известность восточный 12-годичный календарь, а у зороастрийцев (последователей персидского пророка Заратустры) был 32летний календарь, каждому году которого соответствовало какое-нибудь священное животное (которое тоже иногда называют тотемом). 6-му году этого календаря (1911,1943, 1975) соответствовал паук-крестовик (единственное беспозвоночное из 32-х священных животных). "Тотем-паук- крестовик (тот, который плетет паутину и ловит мух), символ борьбы с нечистью, изгнания бесов, исцеления, символ благосостояния дома. Людям этого года присуща целеустремленность, цепкость, хорошее чутье, творческое начало, умение многое делать руками. Проявления антитотема— вседозволенность, глумление над святынями, распространение болезней, воровство" (Энциклопедия символов, Глава 10. Инт.).

*** Вообще символика паука довольно противоречива. Иногда паук считается символом зла и дьявола, плетущего паутину для улавливания душ грешников.

*** У других народов паук - это "Лунный и женский знак"; символ ассоциирующийся с "нитью человеческой судьбы". В Индии паутина - символ "майа" ("иллюзии"), связанный с хрупкостью и фатальностью человеческого существования. В других культурах пауки часто предстают как спутники богини Луны или даже как создатели мироздания. Они могут символизировать коварство (например, дьявольское, как в христианской традиции) или защиту от штормов (как у некоторых индейских племен в Северной Америке). Широко распространены ассоциации паука с удачей богатством или дождем; паук, спускающийся сверху на паутине, - эмблема божественных даров (Тресиддер, 1999, с 269; там же приводится изображение паука на черепашьем панцире, найденный в Северной Америке - рис. 24 а). Таким образом, в мифологии разных народов пауку приписывается разная, подчас очень значительная роль. Однако возникновение некоторых символов остается непонятным: почему, например, паук, сидящий большую часть времени неподвижно, ожидая, когда какое-нибудь насекомое запутается в его паутине, стал символом штормов?

Рис. 24. Членистоногие с символическим значением: а - паук, изображенный на панцире черепахи (Сев. Америка), б- священный скарабей (древнеегипетская подвеска; из: Тресиддер, 1999).


*** В соннике Миллера паукам уделяется довольно много внимания. В интернетовском "Соннике" его суждения пересказаны более лаконично: "Сон, в котором Вы увидели паука, означает, что Вам предстоит напряженная работа, однако Вы будете вознаграждены сторицей. Если Вам приснилось, что паук плетет свою паутину, то Вам суждено наслаждаться покоем и радостью в своем доме. Особенно благоприятен сон, в котором Вы видите вокруг много пауков, плетущих паутину. Он предсказывает удачу, крепкое здоровье и верных друзей".

Если же Вы убиваете паука — это к ссорам в семье. Быть укушенным пауком означает, что Вас предадут. Если же во сне на Вас нападает огромный паук, то такой сон сулит быстрый карьерный рост.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве"

Книги похожие на "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ольга Иванова-Казас

Ольга Иванова-Казас - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве"

Отзывы читателей о книге "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.