» » » » Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве


Авторские права

Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве

Здесь можно скачать бесплатно "Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Издательство СПбГУ, год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве
Рейтинг:
Название:
Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве
Издательство:
Издательство СПбГУ
Год:
2006
ISBN:
5-288-03826-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве"

Описание и краткое содержание "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве" читать бесплатно онлайн.



Предлагаемую вниманию читателей книгу можно считать неофициальным приложением к курсу зоологии. В ней излагаются не полученные зоологами научные сведения о беспозвоночных животных, а материалы, характеризующие народные представления о них, т.е. мифы, легенды, сказки и фольклор (пословицы, поговорки, загадки , анекдоты и т.д.); в ней рассматривается символическое значение, которое приписывалось различным беспозвоночным, трактовка их образов в старинных сонниках и толкование сновидений современными психоаналитиками. В книге приведены также басни и отрывки из художественной литературы, в которых активными действующими лицами являются беспозвоночные. В заключительной части обсуждается популярность различных видов беспозвоночных животных в сфере человеческой фантазии. В качестве иллюстраций использованы копии с древних и современных произведений изобразительного искусства, не слишком грешащих натурализмом.

Книга содержит 46 рисунков, многие из которых публикуются впервые.






"Импульсивность раку не свойственна. Задумав что-то он просчитает возможные варианты, взвесит все "за" и " против"... Если рак ухватится за что-либо своей клешней, вам никакими силами его не оторвать. В крайнем случае он может даже пожертвовать клешней. Таков же и Рак., Поставив перед собой цель, Рак никогда не пойдет напролом он будет кружить, делая вид, будто занят чем-то другим... но стоит ему почувствовать, что кто-то другой может ему помешать, и он молниеносно завершит задуманную комбинацию и оставит соперника с носом".

" Рак, даже если он очень богат и любим, никогда не чувствует себя полностью комфортно. Постоянное ожидание грядущих бед, катастроф и испытаний вечно его мучит... В лучах славы Раки ведут себя непринужденно: они не пыжатся и не изображают из себя нечто, как Львы или Стрельцы... Раки никогда не гоняются за славой..., но с удовольствием вкушают ее плоды".

Раками были Юлий Цезарь, Рембрандт, Эрнст Хемингуэй, Джина Лоллобриджида и др. Гудмен еще много пишет о Раках, но сказанного выше вполне достаточно.

*** В "Славянском бестиарии" сказано, что рак — это обозначение человека, который "столь скоро на добродетели не идет, якоже ко греху спешится" (Белова, 2001, с. 216). Основывается такая символика на том, что вытащенный из воды рак скребет своим брюшком по земле и пятится назад.

*** В книге Е. Левкиевской (2003) посвященной мифологическим представлениям восточно-славянских народов, сложившихся в растянувшийся на несколько веков период двоеверия когда христианство еще не полностью вытеснило язычество, о раке сказано следующее: "Рак в народе считали нечистым, дьявольским творением, поэтому в пищу не употребляли. Русские называли рака чертовой вошью" (с. 130). В другой легенде объясняется, "почему у рака глаза сзади". "В начале мира Бог раздавал всем глаза. Рак приполз последним и потребовал себе глаза, как у вола. Но у Бога к тому времени осталась только одна пара маленьких черных глаз. Бог сказал: - Бери их себе, рак. Рак грубо ответил: - На что они мне такие? Разве что к заду их прицепить? Бог рассердился и прикрепил раку глаза сзади" (там же, с. 130131). (Очевидно, в данном случае "сзади" означает "на затылке").

*** О речном раке Миллер пишет: "Живые раки во сне предвещают помощь состоятельного друга. Пятящийся рак

к обману. Сон, в котором Вы едите отварных раков с пивом, означает, что порой Вы склонны идти на поводу у окружающих. Сон, в котором Вы угощаете раками в ресторане, - к повышению на службе, возможно также лидерство на Вашем предприятии".

По Куприянову, увидеть во сне раков - значит, что Вас окружают фальшивые люди; покупать раков - испытать стыд; ловить раков - счастливое супружество; кушать раков

счастье во всем. А по Менегетти, ракообразные "означают ожесточившуюся женственность и в большинстве случаев указывают на потребность в компенсации инстинкта".

*** Шутки ради можно вспомнить и скороговорку:

Шел грек через реку,

Видит грек - в реке рак,

Сунул грек в реку руку,

Рак за руку грека - цап!

К подтипу Хелицеровых и классу Arachnoidea (Паукообразных) относятся отряды Скорпионов, Пауков и другие.

*** В Древнем Египте была богиня Селкет, которая помогала при родах и при бальзамировании трупов. Ее изображали как женщину со скорпионом на голове (рис. 18 а) или как скорпиона с женской головой (Мифологический словарь, 2000-2). Но остается неясным, какое отношение имеет скорпион к рождению и смерти людей.

*** В шумеро-аккадской мифологии медные ворота,: ведущие в царство Мертвых, охраняли люди-скорпионы. У них были головы человека, грудь и передние лапы льва, крылья птицы и брюшной отдел тела скорпиона (рис. 18 б).


Рис. 18. Египетская богиня Селкет (а) (из: Мифологический словарь, 2000) и Человеко-скорпионы (б) (из: Липин, Белов, 1956).

*** Как известно, существует также созвездие Скорпиона. По всей вероятности, скорпион попал на небо не случайно, и с ним тоже связана какая-то легенда. Но в классической мифологии найти ее не удалось. Однако в мифологии древних славян есть персонаж по имени Скипер-зверь — воплощение злых духов, который, по мнению А. Асова (1998, 2001), соответствует скорпиону. Одним из главных богов славянской мифологии был Перун-Громовержец, сын Сварога. Когда Перун был еще ребенком, явился Скипер- зверь во главе с целым змеиным стадом. Он похитил Перуна и закопал его в погребе. Триста лет братья Перуна (Сварожичи) искали его по всему Белу Свету, а когда нашли, Перун спал мертвым сном. Пришлось послать птицу-Гамаюн за живой водой, а потом обмыть ею Перуна. Проснувшийся Перун (уже с золотыми усами и серебряной бородой) сразу же отправился отомстить Скиперу-зверю. Нашел Перун своего врага, начали они сражаться, и стал Перун брать верх. "Скипер-Скорпион извивался под ногами Перуна, он предлагал ему все сокровища мира, власть, богатство. Но Перун непоколебим...

Тут пронзил Перун зверя Скипера,

Отворил ему кровь поганую,

Из разверстой груди вынул сердце он

- Далеко метнул в море синее.

Высоко поднял зверя Скипера

И на землю Мать уронил его.

Мать Сыра Земля расступилась,

Поглотила всю кровь поганую.

И упал в провал лютый Скипер-зверь"

(Асов, 2001, с. 185).

Потом Перун завалил это ущелье Кавказскими горами, а "... образ Скипера, поднятого Перуном к небу, был вознесен в саму Сваргу, в то время, как тело его низвержено в бездну. На небесах Скипер и Перун стали соседями, они неразделимы, как две ипостаси одного духа" (там же, с. 188). Они изображены на составленной Асовым славянской карте звездного неба (рис. 19), причем Перун держит в руках молнию. Но на греческой и более поздних картах на месте Перуна находится Змееносец - человек, держащий в руках не молнию, а змею и попирающий ногой Скорпиона, под которым, возможно, подразумевается искусный врачеватель Асклепий (Эскулап).

*** у Скорпионов (людей, родившихся под знаком Скорпиона - между 24 октября и 22 ноября) "есть одна особенность, по которой их ни с кем не спутаешь. Это их глаза. Независимо от цвета, который может быть и светлоголубым, и черным, глаза Скорпионов обладают гипнотическим свойством. Под их взглядом люди чувствуют себя неуютно и стараются отвести глаза... В речи Скорпиона, независимо от тембра и силы голоса, вы также обнаружите одно характерное свойство - необычайную самоуверенность. Скорпион безразличен к мнению других: и оскорбления, и похвалы скатываются с него, как с гуся вода... он знает себе цену и не нуждается в чужих оценках... И хотя они кажутся холодноватыми, не обманитесь; под внешней невозмутимостью скрывается страстная натура" (Гудмен. 1997, с. 156 и ниже).

Рис. 19. Созвездия Перуна и Скипер-зверя (Из: Асов, 2001).

"Отличительная особенность всех Скорпионов — беспримерная храбрость и даже презрение к самой смерти... Скорпион никогда не забывает добра и оказанных ему услуг

и щедро за них благодарит. Но точно так же не забывает он и нанесенное ему оскорбление или обиду...Интерес к проблемам жизни и смерти, глубокое постижение тайн человеческого бытия способствует тому, что среди Скорпионов много отличных врачей-диагностов, известных криминалистов, писателей, композиторов и артистов". (Одним словом, это какие-то сверхчеловеки!). Скорпионами были: Мария-Антуанетта, Иоганн Штраус, Достоевский, Марш Кюри, Шарль де Голль, Пабло Пикассо, Индира Ганди и др.

*** А обыкновенный скорпион не проявляет готовности отплатить добром за услугу. В персидской сказке говорится, что однажды скорпион попросил лягушку переправить его на другой берег пруда. Лягушка выразила опасение - вдруг скорпиону взбредет в голову ужалить ее нежную спинку, но он обещал этого не делать. Скорпион влез на лягушку, и они поплыли. Но скорпион все-таки ужалил лягушку, она погрузилась в воду и он чуть не захлебнулся. На упреки лягушки он ответил: "Да ведь я не со зла жалю, просто у меня натура такая". Потом он ужалил ее во 2-й и в 3-й раз, после чего лягушка снова нырнула к не выходила на поверхность воды, пока скорпион не утонул ("Персидские народные сказки", 1987).

*** Если Вам приснился скорпион, то Вам следует опасаться коварных недругов, которые, выдавая себя за друзей, приложат все усилия, чтобы разорить Вас. Если же во сне Вам не удалось убить скорпиона, то наяву происки врагом принесут Вам ощущение потери ("Сонник", Инт). Это, пожалуй, вполне логично.

*** В европейских сказках и легендах хранителями кладов и сокровищ служат обычно драконы, а в "Рассказе о царевиче Ходжастерае и Марии" в этой роли выступает скорпион. Один из героев этого рассказа прибыл, сидя на каком-то миролюбивом драконе, к подножию какой-то горы и рассказывал потом: "... дракон показал мне на пещеру, я посмотрел и увидел скорпиона, жало которого было величиной с сошник плуга. Когда дракон пытался войти в пещеру, скорпион жалил его в голову и причинял ему мучительную боль. Дракон просил меня избавить его от этого жестокого врага. Я был вооружен. Я снял с плеча лук, вложил в тетиву стрелу и прикончил скорпиона... Дракон пригласил меня войти в пещеру, и я увидел там драгоценные каменья, сваленные беспорядочными кучами" ("Плутовка из Багдада", 1963, с. 186), и я взял, сколько хотел.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве"

Книги похожие на "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ольга Иванова-Казас

Ольга Иванова-Казас - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве"

Отзывы читателей о книге "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.