» » » » Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве


Авторские права

Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве

Здесь можно скачать бесплатно "Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Издательство СПбГУ, год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве
Рейтинг:
Название:
Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве
Издательство:
Издательство СПбГУ
Год:
2006
ISBN:
5-288-03826-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве"

Описание и краткое содержание "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве" читать бесплатно онлайн.



Предлагаемую вниманию читателей книгу можно считать неофициальным приложением к курсу зоологии. В ней излагаются не полученные зоологами научные сведения о беспозвоночных животных, а материалы, характеризующие народные представления о них, т.е. мифы, легенды, сказки и фольклор (пословицы, поговорки, загадки , анекдоты и т.д.); в ней рассматривается символическое значение, которое приписывалось различным беспозвоночным, трактовка их образов в старинных сонниках и толкование сновидений современными психоаналитиками. В книге приведены также басни и отрывки из художественной литературы, в которых активными действующими лицами являются беспозвоночные. В заключительной части обсуждается популярность различных видов беспозвоночных животных в сфере человеческой фантазии. В качестве иллюстраций использованы копии с древних и современных произведений изобразительного искусства, не слишком грешащих натурализмом.

Книга содержит 46 рисунков, многие из которых публикуются впервые.






Интересно, что аналогичная сказка есть и у японцев, но у них состязаются в беге тигр и улитка.

*** Хорошо известна басня И.А. Крылова "Лебедь, рак и щука".

*** В книге Д.С. Лихачева, A.M. Панченко и Н.В. Понаморенко (1984) "Смех в древней Руси" есть раздел "Русские народные присловья о жителях различных городов и местностей", в котором упомянуты болховитяне, которые рака с звоном встречали: вот воевода к нам ползет, щетинку в зубах несет, и туляки,... блоху на цепь приковали" (с. 283, 284).

*** Африканская сказка "Кто бьет в барабан Нзамби". Когда богини Земли Мзамби не было дома, кто-то стал стучать на ее барабане. Богиня послала свинью узнать, кто стучит, но та никого не видела; посланная потом антилопа вернулась с тем же. Тогда пошли они все втроем, спрятались, в кустах и стали смотреть. Они увидели, что из воды вылез краб, влез на барабан и стал стучать, напевая: "О, Нзамби, ты ушла далеко, далеко и оставила меня одного". На это Нзамби ответила: "Краб, тебе не надо головы, ибо ты поступаешь, не думая. Впредь ты будешь без головы, а люди будут! тебя есть" ("Сын ветра", 1986).

*** В. А. Жуковский, пересказывая в стихах сказку Ш. Перро "Спящая красавица", внес в нее несколько забавных) подробностей. Как известно, сказка начинается с того, что царица какого-то сказочного государства, опечалена тем, что у нее нет детей. Но

Раз царица на лугу,

На зеленом берегу

Ручейка была одна;

Горько плакала она.

Вдруг, глядит, ползет к ней рак;

Он сказал царице так:

" Мне тебя, царица, жаль;

Но забудь свою печаль;

Понесешь ты в эту ночь:

У тебя родится дочь".

"Благодарствуй, добрый рак;

Не ждала тебя никак..."

Но уж рак уполз в ручей,

Не слыхав ее речей.

Он, конечно, был пророк;

Что сказал, сбылося в срок:

Дочь царица родила,

а что было дальше, все знают.


Должно быть, это единственный случай, когда рак выступает в роли прорицателя (как это пришло в голову Жуковскому?).

*** Раки как второстепенные персонажи упоминаются также в сказке К. Чуковского "Тараканище", в которой в роли страшилища, нагнавшего ужас на всех животных, выступает таракан, и

Только раки-забияки

Не боятся боя-драки:

"Не кричи и не рычи,

Мы и сами усачи,

Можем мы и сами

Шевелить усами",

но все-таки назад еще больше попятились.

*** Выше уже упоминался гигантский осьминог Кракен, а в китайской мифологии описан фантастически огромный краб. Один купец, плавая по своим торговым делам по морю, увидел в безбрежном море небольшой остров, покрытый изумрудно-зелеными деревьями. Моряки высадились на остров, нарубили веток и развели костер, чтобы приготовить себе пищу. Вдруг остров стал погружаться в воду. Испуганные люди вернулись на свое судно и уплыли прочь. Оказалось, что это был не остров, а краб длиною в тысячу ли (приблизительно 500 км), которому костер опалил панцирь (Юань Кэ, 1987, с. 52).

*** Из сказки Р. Киплинга (1991, т. 4) "Морской краб, который играл с морем" мы узнаем, каким образом у крабов образовались клешни. Оказывается, - это ножницы, которые первая девочка подарила первому крабу.

*** В "Детских песнях" П.И. Чайковского (1981) есть музыка на стихотворение К. Аксакова . Это стихотворение состоит из семи куплетов, в трех из которых упоминаются интересующие нас объекты:

Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,

Что из скорлупы рачонка сшил четыре башмачонка - и - на бал, и - на бал!

Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,

Что наткать себе холстины пауку из паутины

заказал, заказал!

Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,

Что из крыльев комаришки сделал две себе манишки—

и в крахмал, и в крахмал!

(Есть и варианты: Из крыльев комаришки может сшить себе штанишки, а из одной мушиной ножки может сшить себе сапожки).

*** В Японском море водится краб Dorippe granulate имеющий еще два названия: стыдливый краб и голова самурая. Последнее название обусловлено тем, что рельеф его головогрудного щитка напоминает японцам человеческое лицо (рис. 16). А первое название объясняется тем, что этот краб имеет привычку в целях маскировки и защиты прикрываться раковиной двустворчатого моллюска Макома (По-видимому, существует какая-то легенда, объясняющая, почему лицо самурая оказалось на спине у краба и почему он стыдливо прячет свое лицо, но к моему великому сожалению, эта легенда осталась мне неизвестной).

Рис. 16. Голова самурая (Из: Жизнь животных, т. 2; глаза немного подведены).


*** Интересная информация о крабе содержится в "Словаре символов": "Краб. Лунный символ, так как своим по ведением напоминает фазы луны - он сбрасывает раковину, чтобы найти новую, - что навело австралийских аборигенов на мысль о связи краба с идеей возрождения. Этот же символ используется иногда и в христианской традиции". Зодиакальный Рак часто изображается в виде краба. "Греческий миф повествует о том, что Гера поместила краба на небо за отвагу, с которой он кусал за пятку Геракла во время его битвы с Гидрой, - история, которая странным образом контрастирует с репутацией краба как робкого существа. Инки считали краба обжорой, отъедающим от луны каждую ночь по кусочку, в результате чего она убывает. В Таиланде и в некоторых других регионах он используется в ритуалах заклинания дождя. Краб кое где, например в Китае, также символизирует обман..." (Тресиддер, 1999, с. 167).

*** На картах звездного неба есть созвездие Рака (которого чаще изображают в виде краба). Оно относится к зодиакальным созвездиям, через которые проходит Солнце (как кажется при взгляде с Земли) за 12 месяцев года. Первые из этих созвездий были известны еще в Месопотамии, а звездная карта Северного полушария, которой пользуются и современные астрономы, была составлена в общих чертах древними греками (Птолемеем, 2-й в. до н.э.), а слово "Зодиак" означает по-гречески "звериный круг". Он назван звериным потому, что созвездия были изображены на карте в виде различных животных и мифологических персонажей (эти изображения воспроизводились на астрономических картах еще в Средние века). За каждым таким образом стоит какой-то миф. О раке уже говорилось, что во время борьбы Геракла с Лернейской гидрой (а созвездие Гидры находится не далеко от Рака) он, желая помочь гидре, ущипнул Геракла за пятку.

Но в "Славянской астрологии" А. Асов утверждает, что греки получили первые сведения о звездах не из Месопотамии. Он полагает, что, когда греки завоевывали и грабили города Причерноморья, в их руки попало зодиакальное блюдо из храма Ретры с изображениями созвездий Древней Руси. "Долго потом греческие мудрецы пытались разгадать значение звездных образов... Но гиперборейская звездная мудрость так и осталась сокрытой. Потом греки дали свои толкования славянским созвездиям" (Асов, 2001, с. 131). I

Собственное толкование созвездия Рака Асовым состоит в следующем. В месяц Рака (это июнь) световой день особенно длинен, и Явь, которая олицетворяет все светлое и хорошее, особенно сильна. А рядом с Раком находится Черный Змей (т.е. Гидра), представляющий темные силы Нави, который преследует Рака (рис. 17). "Однако Рак - пятится назад. После летнего солнцестояния день станет уменьшаться" ( там же, с. 160).

Это толкование хорошо объясняет календарное значение созвездия Рака, но утверждение, что греки получили от славян и по-своему истолковали зодиакальные фигуры, в том числе и Рака, весьма сомнительно.[5]

Рис. 17. Созвездие Рака на славянской карте звездного неба (Из: Асов, 2001).

*** Созвездие Рака имеет и астрологическое значение. В астрологии считается аксиомой, что взаимное расположение небесных тел во время (год, месяц, день и час) рождения человека определяет его характер и дальнейшую судьбу. О Раках-людях, родившихся под знаком Рака, Л. Гудмен (1997, с 82-86) пишет, что они характеризуются частой сменой ошибиться в толковании изображения созвездия, но не подменить одно изображение другим; а во-вторых, на блюде из Ретры изображено не 12 зодиакальных фигур, а только 8 и Рака среди них нет - см. Асов, 1998, настроения. "Одна из фаз его настроения - заразительный смех... Он так вкусно и заливисто хохочет, что напоминает сотни две одновременно кудахтающих куриц... Трудно сыскать человека с более тонким чувством юмора...". В то же время Рак "обладает способностью не только сам впадать в состояние глубочайшей депрессии, но и ввергать в нее окружающих".

"Раки необычайно эмоциональны. Заботы и треволнения могут уложить его в постель, а веселье - вылечить...". Раки легко ранимы, Рака "нетрудно обидеть неосторожным словом или взглядом. Обидевшись, он угрюмо молчит... он способен глубоко затаить обиду и жаждет мести... Еще одна из характерных черт Раков - беспричинная резкость, даже злость. Не на кого-то конкретно, а на весь мир".

"Раки - надежные хранители тайн и всякого рода секретов... Но, со вниманием выслушав каждого, кто захочет поделиться с ним своими мыслями и чувствами, свою собственную душу Рак тщательно оберегает от любопытствующих".


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве"

Книги похожие на "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ольга Иванова-Казас

Ольга Иванова-Казас - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве"

Отзывы читателей о книге "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.