» » » » Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве


Авторские права

Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве

Здесь можно скачать бесплатно "Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Издательство СПбГУ, год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве
Рейтинг:
Название:
Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве
Издательство:
Издательство СПбГУ
Год:
2006
ISBN:
5-288-03826-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве"

Описание и краткое содержание "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве" читать бесплатно онлайн.



Предлагаемую вниманию читателей книгу можно считать неофициальным приложением к курсу зоологии. В ней излагаются не полученные зоологами научные сведения о беспозвоночных животных, а материалы, характеризующие народные представления о них, т.е. мифы, легенды, сказки и фольклор (пословицы, поговорки, загадки , анекдоты и т.д.); в ней рассматривается символическое значение, которое приписывалось различным беспозвоночным, трактовка их образов в старинных сонниках и толкование сновидений современными психоаналитиками. В книге приведены также басни и отрывки из художественной литературы, в которых активными действующими лицами являются беспозвоночные. В заключительной части обсуждается популярность различных видов беспозвоночных животных в сфере человеческой фантазии. В качестве иллюстраций использованы копии с древних и современных произведений изобразительного искусства, не слишком грешащих натурализмом.

Книга содержит 46 рисунков, многие из которых публикуются впервые.






*** Вообще самой впечатляющей особенностью организации скорпиона является расположенное на заднем конце тела жало, которое стало составной частью некоторых химер, в том числе и у описанной в Апокалипсисе (Откровении св. Иоанна Богослова) Саранчи, о которой более подробно будет сказано в разделе, посвященном прямокрылым.

*** Существовало еще чудовище по имени Мантикора. Она упоминается еще Аристотелем и Плинием Старшим, но описания и изображения ее очень противоречивы. По одному из них, она имела голову человека, тело хищного зверя, покрытое чешуей, крылья дракона, хвост скорпиона и вымя, похожее на женские груди. Интересно, что европейцы, плохо представлявшие себе, как выглядит скорпион, изображали его жало в виде наконечника стрелы (рис. 20). Считалось, что некоторые люди по ночам превращались в мантикору, набрасывались на людей, переламывали им все кости и проглатывали целиком, так что человек исчезал бесследно.

*** Скорпион символизирует "Смерть, наказание, возмездие, мстительность, предательство. В греческой мифологии охотник Орион, который дерзко вызвал на поединок богиню Артемиду, был смертельно ужален скорпионом...

В Африке считалось, что скорпион сам выделяет средство против своего яда, поэтому его символика носила двойственный характер - он был символом как врачевания, так и убийства.

В Библии скорпион - демоническое существо, в средневековом искусстве - знак смертельного предательства, иногда зависти или ненависти" (Тресиддер, 1999, с. 339).

*** Прекрасный сонет посвятил скорпиону К. Бальмонт (1955, с. 38):

Рис. 20. Мантикора (Из: Энциклопедия сверхъестественных существ, 1997).

Я окружен огнем кольцеобразным,

Он близится, я к смерти присужден. —

За то, что я родился безобразным,

За то, что я зловещий скорпион.

Мои враги глядят со всех сторон Кошмаром роковым и неотвязным, —

Нет выхода, я смертью окружен,

Я пламенем стеснен многообразным.

Но вот, хоть все ужасней для меня Дыханье неотступного огня,

Одним порывом полон я, безбольным.

Я гибну. Пусть я вызов шлю судьбе.

Я смерть нашел в самом себе.

Я гибну скорпионом - гордым вольным.

Пауки (отряд пауки). Одной из бросающихся в глаза особенностью пауков является их способность ткать паутину, отличающуюся подчас большой геометрической правильностью. Именно эта способность послужила причиной возникновения древнегреческого мифа, объясняющего происхождение пауков. Как известно, Афина Паллада была богиней справедливой войны, мудрости, ремесел и рукоделий. В частности, считалось, что это она даровала людям ткацкий станок. Но одна смертная девушка - Арахна - была такой искусной ткачихой, что осмелилась вызвать Афину на состязание. Этот эпизод красочно описан в "Метаморфозах" Овидия. Однажды, когда кто-то, восхищенный работой Арахны, сказал, что она ученица самой Афины Пал- лады, Арахна ответила: "Пусть поспорит со мной! Проиграю - отдам что угодно". Это услышала Паллада, явилась в образе дряхлой старухи и посоветовала Арахне попросить прощения у богини, но та ее совет отвергла. Тогда Паллада приняла свой обычный вид и началось состязание. Используя нитки разных цветов и "тягучего золота нить", Арахна выткала ткань, на которой изобразила 12 олимпийских богов во главе с Юпитером; Посейдона с трезубцем; Антигону, которую Юнона превратила в аиста; похищение Европы Юпитером, принявшим вид быка; Леду, лежащую под крылом лебедя (того же Юпитера); изобразила, как обличьем прикрывшись сатира, парным Юпитер плодом Никтеиды утробу наполнил; как он осыпал золотым дождем Данаю и много других любовных похождений Юпитера, Посейдона, Сатурна. Что изготовила сама Паллада, Овидий не сообщает, но явный успех соперницы (и содержание этих тканных изображений) так ее оскорбил, что :

Изорвала она ткань - обличенье пороков небесных!

Бывшим в руках у нее челноком из киторского бука

Трижды, четырежды в лоб поразила Арахну.

Несчастья Бедная снесть не могла и петлей отважно сдавила Горло.

Но, сжалясь, ее извлекла из веревки Паллада,

Молвив: "Живи! Но и впредь виси, негодяйка! Возмездье

Рис. 21.Арахна (Художник М.Я. Малюев).

То же падет, - чтобы ты беспокоилась и о грядущем,

 - И на потомство твое, на внуков твоих отдаленных"

И, удаляясь ее окропила Гекатиных зелий

Соком, и в этот же миг, обрызганы снадобьем страшным,

Волосы слезли ее, исчезли ноздри и уши,

Стала мала голова и сделалось крохотным тело.

Нет уже ног, — по бокам топрщатся тонкие ножки;

Все остальное — живот. Из него тем не менее тянет

Нитку Арахна-паук продолжает плести паутину.

(Овидий, 1994, с. 122).

Так Арахна была превращена в паука (рис. 21); не ясно только, стала она самым первым пауком на земле, или пауки существовали и раньше, а название класса Arachnoidea произошло от ее имени.

По мнению Р. Грейвса (1992), в основе этого мифа лежит соперничество города Афины с Милетом, в котором была хорошо развита текстильная промышленность, и который был главным экспортером шерстяных тканей; к тому же в Милете были распространены печати с эмблемой в виде паука.

*** Иногда пауки активно участвуют в космогонических процессах. По представлениям народа науру из Микронезии, мир был создан пауком Ареоп-Энапом, который "нашел раковину и попросил краба помочь ему раскрыть створки. Краб смог лишь приоткрыть ее, и паук обратился к гусенице, которая завершила работу, но погибла от напряжения. Верхняя створка раковины превратилась в небо, а пот гусеницы стал соленым морем. Гусеница превратилась в солнце, а краб - в луну ("Словарь мифов", 1999, с. 30). Таким образом, по мнению микронезийцев, весь мир создан беспозвоночными животными, которые ведут себя совершенно противоестественно, все может превратиться во что угодно, и никакой логической связи между причинами и следствиями уловить не удается. В этом мифе упомянут также какой-то двустворчатый моллюск.

Этот космогонический миф совершенно уникален и в том отношении, что в нем нет ни богов, ни антропоморфных существ, и даже позвоночных животных - все сделано беспозвоночными. Изложен он так лаконично, что нам остается только пожалеть о том, что составитель "Словаря мифов" не Дает ссылок на первоисточники.

*** По верованиям ашанти (Гана), вопреки воле верховного божества - бога Неба, солнце, луну, звезды создал некий Паук, он же установил день и ночь.

*** Участие паука в процессе космогенеза отмечено и в других мифологиях. "Так, в древнеиндийской традиции Брахма, подобно пауку ткет из самого себя паутину мировых законов и явлений (здесь паутина - образ космической ткани, первовещества Вселенной) ("Символы в твоей жизни", Инт.).

*** В ряде других мифов паук олицетворяет Богиню ткачиху мира. "Великая Мать в ужасной ипостаси ткачихи судьбы изображается в виде паука. Все лунные богини — прядильщицы и ткачихи судьбы, и Космический Паук, Beликий Паук или Великий Прядильщик является творцом, который прядет нить жизни из своей собственной субстанции, прикрепляет к себе посредством пуповины всех людей и вплетает их в сеть узоров мира" (там же).

*** "Сотканная пауком паутина - это космический план с расхождением пространственных составляющих от центра. Радиальные лучи паутины - сущностные начала, а круговые - экзистенциальное и аналогичное. Паук в центре паутины может олицетворять Солнце в окружении идущих во все стороны лучей..." (там же).

*** В некоторых фольклорных текстах паутина служит путеводной или спасительной нитью, соединяющей небо и землю.

*** В Китае еще не так давно была сильна вера в добрых и злых духов. Начальником и тех, и других является Чжан Тень-ши. Злые духи приносят всевозможные болезни и несчастья. К злым духам близки "пять ядоносов", к которым причисляли в разных случаях разных из следующих животных: жаба, змея, ящерица, рак, скорпион, паук, сороконожка. К Чжану обращались с молитвами о защите от злых духов. Защитниками от них считались также тигр и сокол. Кроме того, со злыми духами боролись с помощью заклинаний, написанных на бумаге в виде замысловатых иероглифов, и специальных картинок. Эти листки или картинки вывешивались при входе или в другой части дома.

Рис. 22. Китайская картинка-заклинание против злых духов (Из: Алексеев, 1966).


Одна такая картинка-заклинание представлена на рис. 22. Ее содержание довольно сложно и нуждается в специальном объяснении. Заклинатель Чжан изображен сидящим на тигре, он держит в руке чашку с лекарством от "ядоносов". Над его головой изображен дуалистический символ (Инь и Ян) и печать с надписью, отгоняющей бесов (приблизительно так: "Охраняю дом, изгоняю бесов").

На лбу у тигра знак, означающий что он - царь зверей. В одной лапе тигр держит "коробку первозданного хаоса", которая втягивает в себя всякую нечисть и не отпускает. Хотя "ядоносы" изображены довольно небрежно, можно различить ящерицу и змей, видно также, что второй лапой тигр придавил сороконожку, а в задней лапе держит какое- то членистоногое (скорпиона?). А справа наверху изображена круговая паутина и спускающийся с нее паук.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве"

Книги похожие на "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ольга Иванова-Казас

Ольга Иванова-Казас - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве"

Отзывы читателей о книге "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.