» » » » Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве


Авторские права

Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве

Здесь можно скачать бесплатно "Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Издательство СПбГУ, год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве
Рейтинг:
Название:
Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве
Издательство:
Издательство СПбГУ
Год:
2006
ISBN:
5-288-03826-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве"

Описание и краткое содержание "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве" читать бесплатно онлайн.



Предлагаемую вниманию читателей книгу можно считать неофициальным приложением к курсу зоологии. В ней излагаются не полученные зоологами научные сведения о беспозвоночных животных, а материалы, характеризующие народные представления о них, т.е. мифы, легенды, сказки и фольклор (пословицы, поговорки, загадки , анекдоты и т.д.); в ней рассматривается символическое значение, которое приписывалось различным беспозвоночным, трактовка их образов в старинных сонниках и толкование сновидений современными психоаналитиками. В книге приведены также басни и отрывки из художественной литературы, в которых активными действующими лицами являются беспозвоночные. В заключительной части обсуждается популярность различных видов беспозвоночных животных в сфере человеческой фантазии. В качестве иллюстраций использованы копии с древних и современных произведений изобразительного искусства, не слишком грешащих натурализмом.

Книга содержит 46 рисунков, многие из которых публикуются впервые.






Надо сознаться, что приведенный рисунок еще усугубляет неправдоподобие мраволъва. Дело в том, что половые особи муравьев практически никогда не попадаются нам на глаза, и широко известны только рабочие особи, не способные откладывать яйца. Если дать волю фантазии и допустить, что после спаривания со львом совершилось такое чудо и было отложено яйцо, то из него должна была бы вылупиться безногая личинка с головой львенка. А далее, как следует из легенды, этот мравольвенок должен погибнуть от голода, не успев достичь такого состояния, какое изображено на приведенном рисунке. Придется сделать еще одно допущение - что муравьиха-мать искусственно выкармливает своего детеныша. А почему и нет?

*** Должно быть, в родственных отношениях с мраво- лъвом находится фигурирующий в австралийском фольклоре чудовищный воуви — огромный муравей с головой ящерицы. Он так велик, что может проглотить человека, а своим длинным хвостом повалить целое дерево. Ночью он похищает детей и домашних животных, а днем становится таким вялым, что его не трудно убить.

*** Муравьи изображены М.К. Эшером на двух гравюрах ("Новогодняя открытка" и "Лента Мёбиуса" - рис. 43).

*** Другой, еще более знаменитый художник XX века - сюрреалист Сальвадор Дали, стремившийся на своих полотнах отобразить мир подсознания и сновидений, тоже иногда обращался к муравьям. Они изображены, в частности, на картине "Постоянство памяти". Поскольку у нас нет возможности представить цветную репродукцию этой картины, а говорить о Дали, ничего не показав, не имеет смысла, приходится предложить вниманию читателей лишь довольно грубую копию с нее (рис. 44; да простят мне искусствоведы такую профанацию высокого искусства; но ведь сейчас для нас главное - муравьи). Центральное место на ней занимает лежащий на земле (на фоне пейзажа со скалами на заднем плане) продолговатый предмет неопределенной формы. Но, приглядевшись, на нем удается различить очертания человеческого носа, закрытый глаз с длинными ресницами и, кажется, язык (все это сдвинуто со своих мест). На этом теле в виде голубоватого блина лежат "мягкие часы", такие же часы развешаны на каких-то досках и сучьях. А в левом нижнем углу картины находятся обыкновенные карманные часы красного цвета, по циферблату которых ползают муравьи.



Рис. 45. Офиуры: а - горгоноцефал, б - Дендрофиоцефал (по Д. Кубареву).

Не будучи психоаналитиком, расшифровать и объяснить своими словами смысл этой загадочной картинки очень трудно, но можно привести несколько цитат из текста искусствоведа Федерико Дзери в альбоме картин Дали. "На языке аллюзий и символов художник обозначил сознательную активную память в виде механических часов и муравьев, суетящихся на них, а бессознательную в виде мягких часов, которые показывают неопределенное время" (Дзери, 2003, с. 1). И далее: "Глаза закрыты для внешней реальности и открыты для внутреннего видения, полностью освобожденного от рациональности и парящего во вневременном пространстве, которое возникает из проекции бессознательного, где не существует прошлого, настоящего и будущего" (там же, с. 6).

На картине "Неодушевленная жизнь" Дали изобразил несколько измененной ту же часть человеческого лица (она повторяется и на других картинах этого художника, и Ф. Дзери усматривает в ней элементы автопортрета). Но вместо "мягких часов" на ней находится скопление муравьев. "Муравьи, как порождение кошмара, мучают спящего..." (там же, с. 12). Встречаются муравьи еще на нескольких картинах Дали. Он "добавляет изображения муравьев на лице чтобы продемонстрировать разложение, которому человек подвергается под воздействием времени" (там же, с. 13).

"Навязчивые образы пожирания и аморфные существа... дополняются на картинах муравьями, мухами и саранчой, интерпретированными в демоническом ключе, так как они атакуют каждую форму и разъедают ее" (там же, с. 30). Встречаются на картинах Дали и другие беспозвоночные (раковины моллюсков, панцирь морского ежа, речной рак), значение которых не разъяснено. Поэтому для статистики стоит использовать только муравьев - как порождение ночного кошмара и как символ разложения и разрушения.

После знакомства с произведениями С. Дали не удивляйтесь, если Вам приснится, что у вас в голове муравейник; муравьи проникли туда через левое ухо и разрушают левое полушарие мозга, ответственное за абстрактное мышление. А между тем, это очень опасно, так как сновидениям присуща и "экзистенциальная функция", то есть, "наиболее яркие, эмоциональные, энергетические сны выплескиваются наружу, перекрывают явь, перетекают своими настроениями и решениями в реальность дневную" (Смирнов, 2001, с. 40).

Тип Echinodermata (Иглокожие) характеризуется тем, что вся организация этих животных подчинена радиальной (пятилучевой) симметрии. К этому типу относятся классы Морских звезд, Морских ежей, Офиур (змеехвосток) и др. Хотя некоторые иглокожие даже употребляются в пищу, они не фигурируют ни в каких легендах.

*** Единственным исключением является представление сибирских народов, исповедующих шаманизм, что душам шаманов иногда приходится проходить через Китовое море и, чтобы не быть съеденными китами, они превращаются в морских ежей.

*** Некоторые сведения о морских ежах приводятся также в "Славянском бестиарии", но судя по рис. 10 г, жители Восточной Европы имели о них самое смутное представление. По-видимому, они полагали, что морские ежи очень мало отличаются от ежей обыкновенных.

Однако придется сказать несколько слов об Офиурах. Эти животные имеют дискообразное тело, от которого отходят пять длинных змееобразных рук (откуда и происходит их название змеехвосток). Но у некоторых офиур эти руки дихотомически ветвятся, из-за чего животное приобретает весьма своеобразный вид (рис. 45 а). У зоолога описавшего такую офиуру возникла ассоциация с головой Горгоны Медузы и он дал ей латинское название Gorgonocephalus, что в переводе означает " голова горгоны".

Рис. 46. Личинка асцидии, использованная для езды верхом в подводном царстве (штриховая копия с акварели неизвестной студентки).


Художник-любитель Д. Кубарев, будучи еще школьником, увидел горгоноцефала в зоологическом музее и решил еще больше усилить его сходство с Медузой. Он нарисовал на центральном диске малопривлекательные черты этого мифического персонажа , а на концах ветвящихся рук - змеиные головы (рис. 45 б). Получилась тройная химера: лицо человека + змеи вместо волос + пятилучевая симметрия офиуры. Посоветовавшись с школьным преподавателем биологии, юный мистификатор дал этой химере имя дендро- фиоцефал (Dendrophiocephalus), т.е. голова с ветвящимися змеями.

В заключение нужно коснуться еще одной группы животных - Tunicata (Оболочников). Это один из подтипов типа Chordata (Хордовых) к которому относится также подтип Vertebrata (Позвоночные), но у оболочников позвоночника нет, так что их следует считать беспозвоночными. К этому подтипу относится 4 класса, но несколько слов придется сказать только об Асцидиях (класс Ascidiacea).

Все оболочники морские животные, причем асцидий характеризуются прикрепленным образом жизни. Внешне они похожи на гору с двумя вершинами; на каждой вершине находится отверстие - сифон, похожий на жерло вулкана. Через одно отверстие вода засасывается внутрь тела, а через другое выходит наружу, при этом она как бы профильтровывается - из нее извлекаются микроорганизмы и различные органические частицы, которые служат асцидиям пищей. В индивидуальном развитии асцидий есть стадия похожей на головастика свободноплавающей личинки. В передней расширенной части личинки содержатся зачатки всех органов взрослой асцидий, а задняя часть личинки сужена и образует хвост, с помощью которого личинка плавает. Именно в хвосте содержится характерный для хордовых комплекс органов: хорда, нервная трубка и две боковые мышечные ленты. Поплавав некоторое время, личинка прикрепляется к субстрату, ее передний отдел завершает развитие в асцидию, а хвост редуцируется, так что признаки, свидетельствующие о принадлежности асцидий к типу хордовых утрачиваются. Не мудрено поэтому, что, когда зоологи впервые нашли этих животных (в XVII в.) они приняли их за моллюсков. Только в XIX в., когда было изучено и развитие асцидий, эта ошибка была исправлена, но асцидии и другие оболочники все еще остаются известными только специалистам-зоологам .

Поэтому асцидии не успели попасть ни в какую мифологию, но в 30-х гг. прошлого века одна студентка-фантазерка (её фамилия не заслуживает упоминания), дипломная работа которой была посвящена асцидиям решила, что на личинках асцидий можно было бы ездить верхом, как на двугорбых верблюдах, если усесться между сифонами. Она подкрепила эту идею рисунком, на котором изобразила некую воительницу, сидящую на личинке и сражающуюся с подводной ведьмой (рис. 46). К сожалению, никакого текста, относящегося к этой картинке, не сохранилось, а справедливости ради надо заметить, что оседлав личинку асцидии, далеко не уедешь. Эти личинки плавают очень плохо (болтаясь из стороны в сторону) и недолго — всего несколько часов, после чего прикрепляются или погибают. А на защите дипломной работы эта картинка не демонстрировалась, так что защита прошла вполне благополучно.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве"

Книги похожие на "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ольга Иванова-Казас

Ольга Иванова-Казас - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве"

Отзывы читателей о книге "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.