» » » » Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве


Авторские права

Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве

Здесь можно скачать бесплатно "Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Издательство СПбГУ, год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве
Рейтинг:
Название:
Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве
Издательство:
Издательство СПбГУ
Год:
2006
ISBN:
5-288-03826-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве"

Описание и краткое содержание "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве" читать бесплатно онлайн.



Предлагаемую вниманию читателей книгу можно считать неофициальным приложением к курсу зоологии. В ней излагаются не полученные зоологами научные сведения о беспозвоночных животных, а материалы, характеризующие народные представления о них, т.е. мифы, легенды, сказки и фольклор (пословицы, поговорки, загадки , анекдоты и т.д.); в ней рассматривается символическое значение, которое приписывалось различным беспозвоночным, трактовка их образов в старинных сонниках и толкование сновидений современными психоаналитиками. В книге приведены также басни и отрывки из художественной литературы, в которых активными действующими лицами являются беспозвоночные. В заключительной части обсуждается популярность различных видов беспозвоночных животных в сфере человеческой фантазии. В качестве иллюстраций использованы копии с древних и современных произведений изобразительного искусства, не слишком грешащих натурализмом.

Книга содержит 46 рисунков, многие из которых публикуются впервые.






Таким образом, среди отрядов насекомых бесспорно лидируют Перепончатокрылые (90), за ними следуют Двукрылые (76) и Бабочки, рейтинг которых вместе с гусеницами равен 43.

Следует, однако, заметить, что высокий рейтинг бабочек в значительной степени объясняется тем, что бабочка, как некое божество, является нам в двух ипостасях - червеобразной гусеницы и взрослого крылатого насекомого (имаго). Для зоолога это азбучная истина, а обыватель об этом не знает или забывает. Взрослые крылатые и ярко окрашенные бабочки вдохновляют поэтов, а червеобразные гусеницы обычно вызывают отвращение. Когда Крылов писал басню "Мальчик и червяк", а Козьма Прутков "Червяк и попадья", они меньше всего думали о том, что упомянутые ими червяки со временем должны превратиться в бабочек. Даже китайцы, бывшие в древности монополистами производства шелков и потому прекрасно знавшие биологию тутового шелкопряда, в своей легенде о происхождении этого насекомого забыли упомянуть стадию имаго. А в истории Паньгу они даже допустили превращение гусеницы не в бабочку, а в собаку. А без гусениц и эльфов рейтинг бабочек снижается до 23.

Если же обратиться к еще более мелким таксонам среди насекомых, то в количественном отношении лидируют мухи, рейтинг которых (даже без дрозофилы и оводов) равен 49, а второе место занимает пчела (45). Но лидерство мухи мнимое, так как, говоря "пчела", имеют в виду строго определенный вид - медоносную пчелу (Apis niellifica), а обывательское понятие "муха" включает в себя помимо домашней мухи большое количество других похожих на нее насекомых.

Из типа Иглокожих в мифологии 1 раз упоминаются Морские ежи и современная химера (Дендрофиоцефал), которую можно причислить к классу Офиур, а из типа Хордовых упомянута только личинка асцидии. На первый взгляд может показаться странным, что тип хордовых по частоте упоминания в нашей таблице оказался на одном из последних мест, хотя мифология заполнена всякими кентаврами, циклопами, русалками и т.д., но эти мифозои, относятся к подтипу позвоночных, который по определению не подлежат рассмотрению в настоящей книге. Асцидий же оказалось возможным упомянуть потому, что они относятся к подтипу оболочников и ни на какой стадии развития позвоночника не имеют.

2. До сих пор мы оценивали значение беспозвоночных в духовной жизни людей только с количественной стороны - по частоте их упоминания в литературных источниках, устной речи и в изобразительном искусстве.

Но представляет интерес историческая и качественная сторона проблемы - когда то или иное животное привлекло к себе внимание и заинтересовало людей и какое место оно занимало в воображении людей. Получение точных сведений исторического характера оказалось для меня непосильной задачей, а судить о том, какие животные представлялись людям более значительными существами, мы все таки можем по имеющимся в нашем расположении документам.

Мифология, как и всякая наука, имеет свою историю, но, кроме того, существует своя собственная мифологическая история, которая начинается с сотворения мира - возникновения в изначальной однородной стихии или в хаосе определенного порядка и законов, которым подчиняется Вселенная. Главную роль в деле космогенеза обычно играет некое богоподобное существо. Это творческое начало может быть вполне антропоморфным, или зооморфным, небесным светилом или какой-то стихийной силой. К концу этого периода уже появляется несколько богов, имеющих каждый свою сферу влияния, люди и животные.

Затем начинается новый - героический - период мифологической истории, во время которого герои (обычно это потомки богов) совершают подвиги — уничтожают чудовищ, представляющих собой последние остатки первобытного хаоса.

Оба эти периода относятся к так называемой высшей мифологии, за которой следует низшая мифология, действующими лицами которой являются второстепенные божества - духи полей, лесов, гор, рек и т.д., и обыкновенные люди. К низшей мифологии близок мир сказок и басен, которые не причисляются к мифологии и отличаются от мифов тем, что не требуют от слушателя или читателя веры в истинность содержащихся в нем событий.

Не утратило связь с мифологией и современное искусство, которое часто использует беспозвоночных из-за их мифопоэтического и символического значения. По всей вероятности, упоминание животного в произведении одного из этих жанров может в какой-то мере определять его ранг в ряду мифологических персонажей. Просмотрим наши материалы с этой точки зрения.

Самые низшие беспозвоночные - Губки - в мифологии вообще не упоминаются, но судя по повести Апулея, они были хорошо известны древним грекам ("хорошо", но поверхностно, должно быть греки даже не знали их принадлежности к животному царству) и упоминались в сказках.

Из типа Стрекающих в мифологии мельком упоминаются только кораллы, но никакой самостоятельной роли они не играют.

Из Червей в мифологию вошли только довольно крупные земляные черви. Поскольку они живут в почве, то по древним шаманским представлениям, они относятся к Нижнему миру, т.е. к злым духам. А по скандинавской легенде, от них произошли представители низшей мифологии - эльфы.

Что касается Двустворчатых моллюсков (и в частности морского гребешка), то по непонятной причине они вызвали ассоциацию с вульвой и стали символом сексуальности; позднее в христианской символике морской гребешок стал атрибутом св. Якова и пилигримов вообще. Гораздо интереснее, что в космогоническом микронезийском мифе одна из створок неизвестного двустворчатого моллюска превратилась в небо.

Из Брюхоногих моллюсков в сказках упоминается только улитка, а из Головоногих - каракатица (в греческой мифологии из-за ее чернил, которыми она облила домогавшегося любви Фетиды Пелея), а эти страшные морские чудовища - осьминоги в Европе представлены Кракеном, но зато фигурирует в японских сказках.

Из Ракообразных в мифологии древних греков упоминается рак (или краб), ущипнувший Геракла во время его борьбы с Лернейской гидрой; за этот, в сущности, довольно скромный подвиг он был превращен в созвездие Рака. Более важную роль играет краб в космогенезе микронезийцев - после неудачной попытки открыть створки раковины он превратился в луну.

Кроме того, раки и крабы являются героями многих сказок басен и поговорок.

Скорпион как активно действующий персонаж представлен только в славянском мифе (под именем Скипера-зверя) и, подобно Раку стал созвездием. В египетской мифологии он является атрибутом богини Селкет, которая помогает при родах и при бальзамировании трупов, так что скорпиона можно считать представителем высшей мифологии. Кроме того, заднебрюшие скорпиона с расположенным на его конце жалом входит в состав тела двух человеко-скорпионов, охраняющих вход в ассирийское царство Мертвых, и многих других химер.

Пауки, благодаря своей способности плести паутину отличающуюся подчас большой геометрической правильностью, заняли очень важное место в мифологии. Наиболее известный эпизод - превращение искусной прядильщицы Арахны в паука — следует отнести к низшей мифологии Особенно интересен микронезийский паук, ставший инициатором космогогонического процесса. Но в сказках паук гнушается и более скромными ролями, даже роли трикстера

У некоторых народов паук стал олицетворением Богини Ткачихи мира и человеческих судеб . Сама паутина с расходящимися радиально от какого-то центра нитями и нитями располагающимися концентрическими кругами, стал трактоваться как некий план, лежащий в основе Вселенно (даже нам, далеким от мифологии людям, она напоминает меридианы и параллели, оплетающие глобус). Паутина сама обладает магическими свойствами, она помогает душ, шаманов во время их внеземных странствий и связывает небо с землей.

В китайских поверьях Многоножки отнесены к категории ядоносцев, т.е. к Нечистой силе, но никакого участия мифологии не принимает. Одна из них фигурирует в японской сказке.

Тараканы упоминаются только в сказках и поговорках а один из Богомолов (тропический Цанг) странным образом: оказался во главе пантеона одного из африканских племен

Самым значительным представителем Насекомых ИЕ отряда Прямокрылых оказалась саранча. Прилет туч саранчи подобен стихийному бедствию и поэтому упоминается в Библии как одна из Казней египетских. Остальные прямокрылые {кузнечики и сверчки) упоминаются только в баснях, сказках и поговорках. Это относится и к Стрекозам.

Цикады привлекли внимание древних своим звучным "пением"; в одном мифе цикада своей поддержкой решил исход соревнования двух музыкантов.

Что касается Вшей и Блох, то люди были знакомы с ним с тех пор, как помнят самих себя, и долгое время считал их своей привычной и обязательной принадлежностью; они даже не были причислены к тем насекомым, которые были созданы Нечистой силой. Поэтому блохи встречаются только на самом низшем уровне - в сказках, поговорках, анекдотах и в повести "Повелитель блох", существование которой можно объяснить только чудаковатостью ее автора. А вши только в китайской мифологии занимают видное место, так как считаются прародителями людей.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве"

Книги похожие на "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ольга Иванова-Казас

Ольга Иванова-Казас - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ольга Иванова-Казас - Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве"

Отзывы читателей о книге "Беспозвоночные в мифологии, фольклоре и искусстве", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.