Газета Завтра - Газета Завтра 3 (1207 2017)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Газета Завтра 3 (1207 2017)"
Описание и краткое содержание "Газета Завтра 3 (1207 2017)" читать бесплатно онлайн.
Андрей БЫЧКОВ. Слотердайковская мысль о том, что всё движется взрывами, мне очень симпатична. Другое дело, что взрывы действительно бывают разной природы. Мы знаем пороховые взрывы, взрывы динамитов, атомные взрывы. Но нам интересны, конечно, духовные, пассионарные толчки. И здесь возникает очень важный момент, который почему-то часто упускается. А именно: источник этих пассионарных толчков находится в "я". В "я" есть некое "сам", которое и нужно открыть. Поэтому античная метафора об обращении взгляда, о том, что нужно обратить взгляд на себя, и есть, по сути, самый важный инструмент для пробуждения этих пассионарных сил. Об этом говорил ещё Платон. В диалоге "Алкивиад" Сократ пристаёт к Алкивиаду, который хочет быть политическим деятелем, но не знает, как ему правильно управлять городом. И Сократ говорит ему: разберись с собой. И когда Алкивиад начинает внимать словам Сократа, когда обращает взгляд на себя, когда начинает разбираться с собой, то находит ответ и что должен делать со всеми в качестве правителя. Алкивиад понимает, что должен прежде всего позаботиться о справедливости. Парадокс в том, что, именно обращаясь к себе, он доходит до того, как ему поступать со всеми. Сегодня разобраться с самим собой стоит даже не ради психоанализа. Дело в поиске в себе высшего "я" и в заботе о нем. Как в своё время Ницше сказал: "Свободный от чего? Какое дело до этого Заратустре! Но твой ясный взор должен поведать мне: свободный для чего?". В поисках этого высшего себя приоткрывается и то, что по-хайдеггеровски принято называть истиной бытия. Но когда прикасаются в себе к истине бытия, то возникает и событие обратной связи — меняюсь я сам, воскресаю в какой-то божественной позиции. Обо всём этом прекрасно написано у Фуко. И всё это имеет самое непосредственное отношение и к нашим авангардным поискам. Художник-авангардист выражает прежде всего самого себя. И при этом открываются и высшие, трансцендентные измерения.
"ЗАВТРА". То есть ваш авангард асоциален?
Андрей БЫЧКОВ. Художник-авангардист для меня всегда асоциальная фигура, хотя, скорее, в каком-то религиозном смысле. Это трудно понять нашему русскому сознанию. Ведь оно — традиционно коллективистское или, как говорится, соборное. Но поставленная надо всем соборность искажает свой собственный смысл и превращается в насильственный диктат. Я думаю, что сегодня русскому человеку необходимо развивать своё независимое высшее личностное начало. Если мы здесь говорили о Платоне, то, я думаю, нелишне упомянуть, что эллину никто никогда не указывал, как ему жить, — ни государство, ни общество, ни религия. В этом и сегодня самая суть духовного. А социальное, коллективистское, — во многом вторично, здесь легко попасть в ловушку нечистых, недуховных интересов. Никто, конечно, не отменяет социальную жизнь. Мы нормально ездим в метро и ни на кого не бросаемся. Мы делаем какие-то дела, зарабатываем деньги. Но если мы обращаемся к чему-то высшему, то надо очиститься от социального, как минимум не контролировать в себе ничего, исходя из социальных норм. Это имеет отношение и к художественным актам.
"ЗАВТРА". Получается, ваш авангард — в значительной степени форма работы, а не формат произведения, который может быть предельно классическим?
Андрей БЫЧКОВ. Речь, конечно, идёт не про "измы", не про трюки, но, да позволено мне будет так выразиться, про общение с богами. Такое общение требует определённой чистоты состояния, где социальное только мешает… У Рембо была формула — не я мыслю, а я мыслюсь. В этом смысле — не я пишу, а я пишусь. Вроде хочу написать рассказ, а потом получается, что выходит роман. Но я себя в этом не контролирую. Речь не о применении каких-то там писательских техник и форматов, одних для рассказа, других для романа. Это всё — мертвечина, концептуальная машина. Но речь о "священном безумии". Возможно оно в наше время или нет?
"ЗАВТРА". А где, на ваш взгляд, больше пространства для "священного безумия? Ведь из всех искусств литература наиболее консервативна.
Андрей БЫЧКОВ. Конечно, по отношению к другим искусствам литература стоит в самой невыгодной позиции, потому что она ближе всего к нашим бедам насущным. И социальная жизнь беспощадно претендует на литературное поле. Живописцу проще, он пишет натюрморты, он озабочен соотношением тонов и полутонов. Музыка напрямую обращается к душе.
Но как раз в этом-то и заключается весь пафос отчасти и моей деятельности — отвоевать территорию, прежде всего общую со всеми другими искусствами. Ведь есть некие общие начала, которые по-разному персонифицируются в разных видах искусств. Есть глубокие метафизические силы, гораздо более фундаментальные, чем само понятие социального, силы тотального характера, которые искусство, и в том числе искусство литературы, должно проявить. У Пауля Клее была замечательная формула, что надо писать не видимое, а невидимое. О, если бы эту формулу обратить к литературе — но мы погружены в социальную жизнь и почти не обращаем внимания на почти неуловимые движения, происходящие в нашей душе, из которых потом складывается наша судьба и лишь как следствие — и социальная. Именно к этому, к невидимому, должна обращаться литература. Это и было в нашей русской литературной традиции. Например, Достоевский. Взять "Записки из подполья" — человек обязан заявить своеволие! Какая глубокая, иррациональная мысль, а ведь она действительно тайно движет всеми нами, как бы разумно мы ни хотели обустроить действительность. Потому что человек не сводится к рациональным операциям. Хочет и желает всё существо человека. Причём существо, которое с незапамятных времён в нас живет в виде всех наших бессознательных, порой совершенно фантастических импульсов.
"ЗАВТРА". Авангардистские практики и проекты так или иначе пересекались с научными революциями, с техническим прогрессом. А сегодняшний авангард как-то коррелирует с научной историей?
Андрей БЫЧКОВ. Здесь, наверное, стоит сказать о картезианском моменте, когда в лице Декарта было заявлено, что субъект может получить доступ к истине, не изменяя себя, а всего только с помощью операций познания. То есть я буду развивать свою систему знаний с помощью интеллектуальных, не противоречащих логике операций, при этом кто, собственно, такой этот "я", — не столь важно, важно, чтобы он обладал лишь интеллектуальными способностями. Этот толчок привёл к возрастающей роли науки. И пользуясь этим методом, оставив себя как бы в стороне, мы довольно много узнали о мире, продвинулись в сторону научного и технического прогресса. Но и не только продвинулись, а, как выясняется, и задвинулись.
Как оказалось, не очень много счастья мы можем обрести на этом пути, всё больше и больше запутываясь в тарифах мобильных телефонов и количестве опций разнообразных гаджетов. Мы оказываемся всё дальше и дальше от чего-то более важного, ради чего появились на свет. Великие люди, например, тот же Мишель Фуко, как раз и говорят о том, что вся беда именно в этой установке на картезианский момент, а что надо, наоборот, прежде всего позаботиться о субъекте, что мы никогда не получим доступ к истине, не изменившись сами. И если кто-то хочет быть художником, тем более встать в позу авангардиста, написать что-то новое, новаторское, получить откровение и поделиться им со своим читателем, он должен прежде всего заняться собой, изменить себя, должен отвернуться от всего, что ему мешает, в том числе и от социальной суеты, заткнуть уши, чтобы не слышать всех этих бесконечных социальных нормативных высказываний. Авангардист должен развернуться в сторону духовных практик, чтобы сказать что-то значимое, чтобы оно сказалось через него. Искусство питается откровениями, прозрениями, а они невозможны без глубокой внутренней работы. Может идти мировая война, а поэт при этом может писать великие стихи, где война даже не будет фигурировать. Но эта поэзия, найденная им в самом себе, будет нужна и воинам.
Беседовал Андрей СМИРНОВ
Молодость и печаль
Молодость и печаль
Галина Иванкина
19 января 2017 0
выставка «Московская Оттепель» в Музее Москвы
"Живу, как хочу, — светло и легко.
Живу, как лечу, — высоко-высоко".
Роберт Рождественский
Оттепель — востребованная тема. Пишутся книги, статьи, полемические тексты в блогах. Создаются многосерийные проекты — иной раз талантливые, но часто — конъюнктурные. Публицист и общественный деятель Егор Холмогоров язвительно заметил, что "…главные герои данного жанра — старый телевизор, автомобиль "Москвич" и автомат с газировкой". А люди — фон, статисты и "шум за сценой". Нас по каким-то причинам волнует само время, а не отдельная судьба, даже если это судьба великого поэта, который, как известно, "…в России больше, чем поэт".
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Газета Завтра 3 (1207 2017)"
Книги похожие на "Газета Завтра 3 (1207 2017)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Газета Завтра - Газета Завтра 3 (1207 2017)"
Отзывы читателей о книге "Газета Завтра 3 (1207 2017)", комментарии и мнения людей о произведении.