Саксон Анналист - Хроника
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Хроника"
Описание и краткое содержание "Хроника" читать бесплатно онлайн.
«Хроника» Саксона Анналиста - одна из крупнейших в Средневековой Европе как по объему, так и по охватываемому ей периоду - считается одним из самых авторитетных источников по истории средневековья. О её авторе ничего не известно (кроме того, что он - саксонец), но, как считают исследователи, при составлении своего труда он использовал более 100 независимых хроник разных авторов, а сам аноним получил уважительное прозвище Анналиста.
По цитируемости «Хроника» Саксона Анналиста не знает себе равных, а по ряду событий является основным источником. Переводы фрагментов «Хроники» Анналиста кочуют из одной хрестоматии по истории средних веков в другую, однако полностью на русском языке эта «Хроника» публикуется впервые.
Для историков, студентов гуманитарных специальностей вузов, а также широкого круга любителей истории.
По окончании строительства соборной церкви в городе Бамберге, 6 мая, в день, когда королю исполнилось уже 35 лет5, вся знать собралась там для ее освящения, и эта невеста Христова была освящена рукой Иоанна6, патриарха Аквилейского, и других 36 епископов; она была украшена во всех отношениях, как того требовало величие короля. После этого там состоялся великий собор, на котором Гебхард, епископ Регенсбурга, был обвинен своим архиепископом7, а король отчитал Дитриха, епископа Меца, за то, что тот несправедливо обвинял его в своем письме папе. Все это, а также многое другое завершилось мудрым компромиссом.
Король, уладив все дела во Франконии, Троицу8 праздновал в Мерзебурге. Утром этого дня архиепископу Тагино стало худо и он не мог служить мессу. Тогда Титмар, епископ этого города, получил приказ исполнить за него эту обязанность. На следующий день архиепископу стало чуть лучше; однако, зайдя к королю, он так разволновался, что потерял возможность делать что-либо самостоятельно, так ему стало плохо. Когда к нему пришли аббат Зигфрид, брат епископа Титмара, и Эрик, епископ Гавельберга, он исповедался им в своих грехах; уже собираясь уйти из этого мира, он был внесен на своем кресле в комнату короля и обратился к спящему королю со словами: «О, государь мой, пусть Всемогущий Бог воздаст тебе достойную благодарность за все те милости, которыми ты наполнял и скрашивал до сих пор мое изгнание». Затем, придя в церковь, он слушал мессу, благословляя присутствовавших. Оттуда его внесли в лодку и доставили в Гибихенштейн. Там он отдыхал в субботу; а в воскресенье прибыл на лодке в свой город под названием Ротенбург9. В понедельник, в самом пути, уже почти потеряв сознание, он вызвал к себе приора Вальтарда и, вверив себя и своих его верности, 9 июня, радуясь, отошел ко Христу, которого всегда любил. Братия со слезами начала молитву, а рыцарь Бодо был отправлен к королю, чтобы сообщить о случившемся. Тело [архиепископа] в тот же день было доставлено во Фрозе; там его обрядили в священнические одежды, доставили к его престолу и приняли в великой печали.
Король, услышав о смерти архиепископа, отправил к братии Эрика, епископа Гавельберга, предложив им не проводить выборы, но лишь выработать общую позицию и объявить ему. Те же, дабы не потерять то, что они получили от предшественников короля, единодушно, при участии епископов Эйда, Виго, Эрика и Титмара избрали приора Вальтарда и отправили к королю Рединга; стража этой церкви, чтобы тот, помня о Господе и старинных обещаниях, согласился утешить осиротевшую челядь св. Маврикия столь славным отцом.
А благословенное тело архиепископа с песнями и рыданиями было доставлено к месту погребения и захоронено в западной части хоры, [перед криптой], которую он сам соорудил и освятил, и перед алтарем которой, пока был жив, просил себя похоронить; часто со слезами он там молился. Вальтард, ради спасения души своего любимого господина, позаботился об этом месте - ибо оно не было освящено - так, что это бросалось в глаза всем входящим сюда.
Этот архиепископ был человеком удивительной любви, справедливым и богобоязненным, щедрым и верным, целомудренным и кротким, мудрым и постоянным; по одеянию - каноник, но всем своим образом жизни - монах. Сурово порицая во всех пороки, ради их исправления, он одновременно хвалил добродетели. У современников не было другого пастыря, который был бы более приветлив к своей братии, чем он; ибо он любил ее и хвалил перед народом, королями и князьями. В первый год своего пребывания в должности он начал строить храм Господу. Расходы на одежду священникам и дьяконам он увеличил на 8 шекелей, иподьяконам же и мальчикам для хора - на 4. Если ему не мешала болезнь, он ежедневно служил мессу и читал псалтырь. И, поскольку из-за своей немощи не мог соблюдать пост, искупал это большим количеством милостыни. В ночных бдениях он трудился сверх меры.
Он предпочитал людей знатного рода и образа жизни, а незнатных, хоть и не презирал, но не водил с ними дружбу. Заботясь обо всем, вверенном ему Богом, он всячески старался это приумножить; перед совершением богослужения он был серьезен, после же свершения - радостно всем улыбался и часто пел со своими людьми «кирие элейсон». Он приобрел для своей церкви города Арнебург, Фрозе и Преттин10, а также двор, принадлежавший графу Эзико. Он собрал также превосходное и роскошное епископское облачение. [Тагино] пребывал в должности 8 лет, 4 месяца и 8 дней. В тот же день умер Унгер, епископ Познанский, в 30-й год своего пребывания в должности.
Рединг, придя к королю, смиренно изложил перед ним свое посольство и -пусть с трудом, но добившись желаемого - вызвал через посла Вальтарда. Тот в это время был занят похоронами своего любимого господина, уже издержав 20 талантов, не считая расходов на питание. Итак, выступив в сопровождении Титмара, епископа Мерзебургского, и прочих братьев из Магдебурга, он в субботу прибыл в Гроне; сразу же явившись к королю, они были милостиво приняты и после краткой беседы с королем получили разрешение идти на постоялый двор. Ибо они гостили тогда за пределами города, возле рощи, [где ныне стоит] церковь св. Александра. Следующим днем было Воскресенье и праздник св. мученика Вита. Тогда, прослушав мессу, они были вызваны к королю, но впустили одного только Вальтарда; его беседа с королем длилась до третьего часа.
Затем все вошли к королю и с его одобрения избрали [Вальтарда] своим отцом; сначала король, а затем князья утвердили их выбор. Получив от короля посох и принеся клятву королевскому величеству, он был введен в церковь, после чего присутствующие запели хвалу Богу. Король, желая опять идти с войском против своего зятя, то есть брата королевы, обсудил с присутствующими князьями, какие действия им следует предпринять против Болеслава. Все это, а также свои расположенные в Саксонии имения он доверил новому архиепископу.
В последующую субботу11 Арнульф, епископ Хальберштадта, по приказу короля ввел его в должность архиепископа; оба были приняты там с почетом и великим восторгом. На следующий день Вальтард был помазан Эйдом, почтенным епископом Мейсенской церкви, при содействии его братьев по должности Виго Бранденбургского, Хильдеварда Цейцского, Эрика Гавельбергского и Титмара Мерзебургского. Помогал им также епископ Арнульф. Тогда же архиепископ по общему выбору братии назначил приором Рединга.
Он между тем прибыл по просьбе послов Болеслава в Цютцен12 ради заключения мира; великолепно принятый, он провел там две ночи и, ничего не добившись, с богатыми дарами вернулся назад. Вскоре наступил назначенный для похода день, то есть 24 июля; войско собралось у селения под названием Шренц13 и, двинувшись оттуда вверх, вскоре достигло Бельгерна. Там князья посчитали, что следует не продолжать поход, но укрепить марку отборнейшими гарнизонами. Следующей ночью у архиепископа начались сильные головные боли и, так как тогда было обретение первомученика Стефана14, он отслужил последнюю - увы! - [в своей жизни] мессу.
Прибыв на 5-й день в Гибихенштейн, он призвал Бернварда, епископа Хильдесхайма, ради благословения, а также во имя лечения, в котором тот был весьма сведущ. Там также были Фридрих, брат графа Деди, и Эйд, епископ Мейсена, приложивший много усилий, постоянно молясь за него. Туда же, пока он был жив, пришли епископы Арнульф и Хильдевард вместе с Мейнверком, Эриком и Титмаром. Все они оказали ему милость, а Титмар помазал его освященным елеем. Когда уже пришел его конец, он, увидев слева от себя нечто страшное, правой рукой энергично осенил себя знаком святого креста, затем отвернулся телом и ликом, сморщил лицо, будто собирался заплакать, но тут же, радостный, расслабился. Его, уже полумертвого, подняли с постели и положили на ковер. Когда были зажжены свечи, призвали епископа Титмара; [Вальтард] был уже облачен в столу, а на груди его лежал святой крест; в руках у него был пепел, а под ним лежало покрывало, как велел епископ Эйд. Когда солнце, достигнув зенита, склонилось к закату, после возжигания того, что следовало, душа его отошла 12 августа к своему творцу, который и создал ее. После того как внутренности были извлечены и погребены в церкви и комнате, тело было приготовлено и помещено у алтаря. После заупокойной мессы тело было доставлено в тот день в Кённерн, а на следующий день - в село15, расположенное у горы св. Иоанна. Там собралось, плача, все духовенство, большая часть евреев и толпа рыдающих сирот, чьим отцом он был. Друзья и все относящиеся к его наследству люди с плачем встретили тело.
Братия, исключая лишь Бенно16, тут же, чтобы сохранить право выбора, избрала Дитриха17, хоть и не надеялась из-за его молодости отстоять это избрание. Вечером пришел епископ Арнульф. На следующий день тело архиепископа было погребено по правую руку от его предшественника в южном приделе, - было это в канун Вознесения св. Марии. [Вальтард] был человеком богобоязненным и преданным добру, славился обоими видами любви и высшим благочестием, был упорен в бдениях, часто со слезами молился, был щедр в милостыни и заботился об убогих. Он знал, что все это должно с ним случиться, но надеялся на большее время. Он изготовил из серебра огромный саркофаг, чтобы вложить в него мощи святых. Круглую церковь, разрушенную после большого пожара его города, он восстановил с самого начала и велел создать там конгрегацию каноников. Он не был многоречив, но втайне удерживал в душе то, что следовало сказать в надлежащее время. Он собрал огромное количество книг, священническую утварь и множество предметов светского назначения; все это при его кончине растащили руки многих негодяев. Он пребывал в должности 7 недель и 2 дня.a
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Хроника"
Книги похожие на "Хроника" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Саксон Анналист - Хроника"
Отзывы читателей о книге "Хроника", комментарии и мнения людей о произведении.



















