» » » » Сергей Шиптенко - Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века


Авторские права

Сергей Шиптенко - Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века

Здесь можно купить и скачать "Сергей Шиптенко - Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Экономика, издательство ЛитагентКнижный мир2d9799e8-d22f-11e4-a494-0025905a0812, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Шиптенко - Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века
Рейтинг:
Название:
Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2017
ISBN:
978-5-9909394-4-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века"

Описание и краткое содержание "Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века" читать бесплатно онлайн.



Данная книга призвана, на основе исторических источников и материалов, дать объективную оценку процессов экономического развития Белоруссии за более чем полвека – от окончания Великой Отечественной войны и до наших дней. В этот период были заложивший основы социально-экономических отношений на современном этапе. Именно в эти годы были созданы или получили мощный импульс развития основные отрасли народного хозяйства Республики Беларусь, налажены торгово-экономические связи с различными регионами планеты, а также сформирована специфическая модель производственной культуры на белорусских предприятиях.

Провозглашение Белоруссии независимой и движение в этом направлении повлияло на структуру белорусской экономики, однако не изменило её сущности. Благодаря восстановлению экономических связей, налаживанию кооперации и тесному сотрудничеству со ставшими зарубежными партнёрами бывший «сборочный цех» Советского Союза в целом был спасён от деиндустриализации и сохранил естественную ориентацию на рынки традиционных партнёров, многим из которых остаётся лишь фантазировать на тему «возрождения» и изучать белорусский опыт.






Произошли существенные изменения в отраслевой структуре промышленности, а объем промышленного производства увеличился в 2,1 раза, в том числе продукции машиностроения – в 3,6, химической и нефтехимической промышленности – в 3,5, электроэнергетики – почти в три раза. В 1955 г. по сравнению с 1940 г. удельный вес машиностроения и металлообработки во всей промышленности БССР увеличился с 16,5 до 30,1 %. Доля топливной и электроэнергетической промышленности возросла с 12,9 до 16,9 %. В то же время снизился удельный вес легкой, пищевой и деревообрабатывающей промышленности. Характерной особенностью развития было значительное повышение технического уровня производства, хотя в большинстве случаев новая техника вводилась в действие медленно, ее активность снижалась из-за отсутствия комплексной механизации, должного профессионализма рабочих[58].

За годы пятой пятилетки объем валовой продукции увеличился более чем в два раза, при этом продолжался рост тяжелой индустрии. Если среднегодовой рост всей промышленной продукции составил около 16 %, то машиностроения и металлообработки – 28 %. Промышленность значительно расширила ассортимент выпускаемых изделий. Начали выпускаться мощные 25-тонные самосвалы, лесовозные автомашины, пропашные тракторы «Беларус». Производство грузовых автомобилей увеличилось за пятую пятилетку в 5,4 раза, станков металлорежущих – в 2,4 раза, электродвигателей в 2,7 раза, электроэнергии – в 2,5 раза. Наличие квалифицированной рабочей силы и географическое положение БССР создавали благоприятные условия для развития производства. Были построены новые промышленные предприятия: Бобруйский завод автотракторных деталей, минские моторный, электротехнический и часовой заводы, Могилевский металлургический завод, Минский часовой завод и пр. Дальнейшее развитие получила торфяная, химическая промышленность, производство стройматериалов[59].

Много было сделано по преодолению отставания легкой и пищевой промышленности. Выпуск хлопчатобумажных и шелковых тканей за пятилетку возрос в 2 раза, шерстяных тканей и чулочно-носочных изделий в 2,6 раза, обуви кожаной – в 1,7 раза, резиновой в 1,5 раза. Было произведено вдвое больше товаров народного потребления, чем в 1950 г. Повысилась производительность труда. В 1955 г. на душу населения было произведено почти вдвое больше товаров народного потребления, чем в 1950 г. В пятой пятилетке дальнейшее развитие получили все виды транспорта. В 1955 г. по Белорусской железной дороге было перевезено 49,9 млн. т. грузов и 33,6 млн. пассажиров. По сравнению с 1950 г. перевозки грузов увеличились в 1,5 раза и пассажиров – в 1,6 раза. Грузооборот автотранспорта БССР составил 1188 млн. тонно-километров, увеличившись за пятилетку в 2,5 раза. Значительно улучшились эксплуатационные показатели речного транспорта и воздушного флота[60].

Однако уже в это время на эффективности экономического развития отрицательно сказывались чрезмерная централизация руководства, игнорирование хозрасчета, использование административно-командных, приказных методов руководства.

Задачи по дальнейшему развитию промышленности, ускорению научно-технического прогресса определил XX съезд КПСС. Директивами шестого пятилетнего плана предусматривалось увеличить объем валовой продукции промышленности БССР примерно в 1,7 раза. Большие задачи намечались по развитию электроэнергетики, торфодобывающей промышленности, машиностроения и других отраслей. Первоочередное внимание уделялось совершенствованию организации производства, специализации, снижению себестоимости продукции. В борьбу за ускорение темпов технического прогресса активно включился Минский автомобильный и тракторный заводы, Могилевский локомотивный завод «Строймашина», витебская чулочно-трикотажная фабрика «КИМ» и сотни других предприятий. В 1959 г. на Минском автомобильном заводе был создан первый образец самого мощного в стране самосвала МАЗ-530 грузоподъемностью 40 т., налажен выпуск 12-тонных прицепов и 6-тонных полуприцепов. Тракторостроители наладили производство более совершенных дизельных тракторов, которые имели ряд преимуществ перед газогенераторными[61]. Первый год шестой пятилетки дал прирост промышленного производства БССР на 12 %. Предприятия начали выпускать около 100 новых типов станков, машин, приборов и около 200 других видов изделий. По итогам Всесоюзного соцсоревнования предприятиям промышленности, строительства и транспорта Белоруссии было присуждено 26 красных знамен Совета Министров СССР и ВЦСПС, министерств и ЦК профсоюзов с вручением первых премий, 39 вторых и 65 третьих премий. В ходе соцсоревнования высокие образцы труда показали сталевар Минского автозавода Д.И. Барашкин, электросварщик тракторного завода М.Т. Антоник, слесарь Минского станкостроительного завода Н.А. Каменский и другие новаторы производства. Досрочно завершили десятимесячное задание по выпуску продукции предприятия СНХ БССР. За девять месяцев 1957 года они выдали на 8,5 млн. рублей сверхплановой продукции. Дополнительно к плану было произведено 300 тракторов, 30 автомобилей, 7415 велосипедов, 90 тыс. м. шерстяных тканей, 250 тыс. пар обуви и много другой продукции. Коллектив Белорусской магистрали дополнительно к плану 1957 г. погрузил около 17 тыс. вагонов. При этом особенно отличились в вождении большегрузных составов машинисты В.П. Кузнецов (г. Молодечно), Н.П. Трубачиков (г. Лида), А.М. Галашко (г. Брест) и др. С энтузиазмом трудились комсомольцы. К концу октября 1958 г. на новостройках страны работало свыше 100 тыс. предстателей молодежи. Была успешно решена задача капитального строительства. За три года шестой пятилетки капиталовложения в промышленность составили 430,8 млн. рублей, в том числе 232 млн. рублей на строительно-монтажные работы. В 1958 г. новостройки обслуживало 770 экскаваторов, 543 бульдозера, 670 кранов, 115 автопогрузчиков. По сравнению с довоенным уровнем количество экскаваторов увеличилось почти в 13 раз, бульдозеров – 22,6 раза и кранов – 22 раза.

Укрепление материально-технической базы позволило механизировать монтажные работы на 95 %, бетонные – на 62 %, малярные – на 59 %, штукатурные – на 58 %. В 1958 г. на строительстве в республике работало 100 тыс. человек против 61,9 тыс. в 1950 г. Строители широко пользовали передовой опыт других республик. С начала 1958 г. в БССР стали создаваться организации Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов. К концу года было создано 537 первичных организаций ВОИР, в которых состояло 21,8 тыс. членов. По сравнению с 1957 г. численность рационализаторов и изобретателей в республике увеличилось почти на 1/3. В 1958 г. изобретатели и рационализаторы подали 36,9 тыс. предложений. От внедрённых за 1956–1958 г. в производство предложений народное хозяйство БССР получило 43,3 млн. рублей экономии[62].К концу 1958 г. Белорусский народ добился значительных достижений. Промышленность выпустила валовой продукции почти втрое больше по сравнению с 1950 г., производительность труда выросла в 2 раза. Увеличились основные производственные фонды промышленности, на вооружение предприятий поступила новая техника и оборудование. Только в 1957 г. в механических цехах заводов Совнархоза БССР были введены в эксплуатацию 104 поточные линии, установлено 353 высокопроизводительных станка и автомата. В 1958 г. на вооружение промышленности поступило свыше 900 видов высокопроизводительной технологической оснастки, 480 единиц других видов оборудования. По сравнению с 2950 г. парк нового подъёмно-транспортного оборудования на предприятиях увеличился в 2,5 раза, литейного и электросварочного – в 1,8 раза, металлорежущих станков на 40 %. Было установлено много поточных линий, выросла энергвооруженность труда. Особенно высокими темпами развивались машиностроение и металлообработка, объём производства которых за 1951–1958 гг. увеличился в 6,3 раза, в том числе машиностроения в 11 раз. В 1958 году машиностроители дали 16,2 тыс. металлорежущих станков, 16,5 тыс. грузовых автомобилей, 26 тыс. тракторов, 11,2 тыс. силосоуборочных комбайнов и много другой техники. В мае 1958 г. тракторозаводцы выпустили 100-тысячный трактор[63]. Многое было сделано по развитию энергетики Белоруссии. В 1958 г. Было произведено 2,7 млрд. кВт/ч. электроэнергии. К концу 1958 г. Была подготовлена к пуску Василевская ГРЭС – самая мощная в то время электростанция БССР. Широкое внедрение механизации дало возможность увеличить добычу торфа, почти целиком ликвидировать в этой области тяжёлый ручной труд. В 1958 г. добыча торфа в республике достигла почти 9 млн. т. (включая добычу колхозами) или в 2,3 раза больше по сравнению с 1950 г. За 1951–1958 гг. валовая продукция промышленности стройматериалов в БССР увеличилась в 3,4 раза, превзойдя уровень 1940 г. в 4,6 раза. В 1958 г. предприятия отрасли дали 539,5 тыс. цемента, 10663 тыс. кв. м. оконного стекла и др. материалов[64].

Ускорилось развитие химической промышленности, предприятия которой освоили выпуск новых видов ценной продукции. Объём производства отрасли возрос в 1958 году. По сравнению с 1950 г. более чем в семь раз. В республике строились Полоцкий нефтеперерабатывающий и Гомельский суперфосфатный заводы, Пинский завод искусственных кож, Полоцкий завод искусственного волокна. Расширялся ассортимент производимой продукции на действующих предприятиях. Шагнула вперед лесная и деревообрабатывающая промышленность. Объем ее производства за это время увеличился на 53 %, в том числе бумажной промышленности – в 2,2 раза. Были внедрены новые технологии по углубленной переработке древесины и отходов, введены в строй новые производственные мощности. В 1951–1958 гг. заметно ускорилось развитие лёгкой и пищевой промышленности. Высокие темпы развития белорусской индустрии обеспечили ей видное место в общесоюзном производстве. В 1958 г. промышленность БССР выпустила 11,8 % общего количества тракторов, 11,7 % – металлорежущих станков, 4,3 % грузовых автомобилей, 1,6 % мотоциклов, 13 % фанеры[65].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века"

Книги похожие на "Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Шиптенко

Сергей Шиптенко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Шиптенко - Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века"

Отзывы читателей о книге "Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.