» » » » Сергей Шиптенко - Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века


Авторские права

Сергей Шиптенко - Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века

Здесь можно купить и скачать "Сергей Шиптенко - Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Экономика, издательство ЛитагентКнижный мир2d9799e8-d22f-11e4-a494-0025905a0812, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Шиптенко - Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века
Рейтинг:
Название:
Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2017
ISBN:
978-5-9909394-4-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века"

Описание и краткое содержание "Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века" читать бесплатно онлайн.



Данная книга призвана, на основе исторических источников и материалов, дать объективную оценку процессов экономического развития Белоруссии за более чем полвека – от окончания Великой Отечественной войны и до наших дней. В этот период были заложивший основы социально-экономических отношений на современном этапе. Именно в эти годы были созданы или получили мощный импульс развития основные отрасли народного хозяйства Республики Беларусь, налажены торгово-экономические связи с различными регионами планеты, а также сформирована специфическая модель производственной культуры на белорусских предприятиях.

Провозглашение Белоруссии независимой и движение в этом направлении повлияло на структуру белорусской экономики, однако не изменило её сущности. Благодаря восстановлению экономических связей, налаживанию кооперации и тесному сотрудничеству со ставшими зарубежными партнёрами бывший «сборочный цех» Советского Союза в целом был спасён от деиндустриализации и сохранил естественную ориентацию на рынки традиционных партнёров, многим из которых остаётся лишь фантазировать на тему «возрождения» и изучать белорусский опыт.






В 1959 г., когда принимался семилетний план на 1959–1965 гг., впервые была поставлена и научно обоснована задача интенсификации производства, с выдвижения которой на первый план также начались и реформы в середине 1980-х гг. Промышленность может развиваться либо экстенсивным, либо интенсивным путем. Экстенсивный путь – это путь количественного роста через увеличение производственных мощностей, численности занятых и количества перерабатываемых ресурсов. В определенные периоды истории, например при послевоенном восстановлении хозяйства, экстенсивный рост может быть и очень быстрым. Интенсификация – это рост производства за счет увеличения производительности труда и технического прогресса.

Необходимость перехода к интенсификации диктовалась тем обстоятельством, что экстенсивным путем невозможно увеличить производство в расчете на душу населения, повысить материальный уровень жизни населения. Между тем мирные условия развития, когда не требовалось концентрировать усилия на восстановление хозяйства или индустриализацию, на первый план выдвигали задачу именно повышения материального уровня жизни. Экстенсивный путь означает, что количество продукции на занятого в производстве работника не увеличивается, следовательно, не увеличивается оно и на душу населения. Увеличить производство на душу населения можно только через рост производительности труда. Следует оговориться, что практически не бывает «чисто» экстенсивного роста. В основе развития производства лежит сочетание экстенсивных и интенсивных факторов, так что можно говорить лишь о преобладании того или иного направления[87].

Первая половина 1960-х гг. в СССР, в том числе и в БССР, была отмечена ухудшением экономической ситуации. Снизились среднегодовые показатели прироста продукции и производительности труда в промышленности. Экономика Белоруссии, как и всего СССР, продолжала отставать от наиболее развитых капиталистических стран. Если на Западе наблюдался бум выпуска потребительских товаров – автомобилей, телевизоров, модной одежды, то для советских людей все это было малодоступным. Одной из причин этого являлась существующая система планирования и управления из единого центра чрезвычайно сложным народным хозяйством всего СССР, где насчитывалось более 1,5 млн. предприятий.

Руководство страны не могло игнорировать растущую неэффективность централизованной системы управления. Еще во времена руководства Н.С. Хрущева в 1962 г. на страницах газет и журналов развернулись дебаты вокруг статьи экономиста Е. Либермана под весьма характерным названием «План, прибыль, премия». Он предложил составлять планы непосредственно на предприятиях в рамках согласованной программы, расширить права предприятий по материальному поощрению своих работников, увязать премиальные выплаты с рентабельностью производства, отказаться от планирования от достигнутого ранее результата и др. По отношению к реформе второй половины 1960-х гг. в руководстве выделялось два течения. Первое олицетворялось Л.И. Брежневым – сторонником ограниченной децентрализации и сохранения в неприкосновенности роли хозяйственной номенклатуры в системе административного управления экономикой, второе А.Н. Косыгиным – сторонником более радикальных шагов в осуществлении экономической реформы с акцентом на рыночные регуляторы. Для первого приоритеты выстраивались в следующем порядке: сельское хозяйство, тяжелая промышленность, оборона (после 1972 г. к ним добавилось освоение Сибири). Предпочтения второго были отданы легкой промышленности – основе повышения уровня жизни.

В 1962–1964 гг. в рамках Конституционной комиссии Верховного Совета СССР (председатель Н.С. Хрущев, после его отставки Л.И. Брежнев) был создан ряд подкомиссий, в том числе по экономическим вопросам и управлению народным хозяйством под председательством А.Н. Косыгина, где был аккумулирован передовой экономический опыт и подготовлены предложения по реализации реформы[88].

Начало хозяйственной реформе положили решения мартовского и сентябрьского Пленумов ЦК КПСС 1965 г. Мартовский Пленум сосредоточил внимание на механизмах управления сельским хозяйством, которое пытались реформировать на основе увеличения материальной заинтересованности колхозников и работников совхозов в росте производства. Снижался план обязательных закупок зерна, объявленный неизменным на 10 лет. Сверхплановые закупки должны были производиться по повышенным ценам. Снимались ограничения с личных подсобных хозяйств, введенных при Н.С. Хрущеве. Но вскоре проявилась ограниченность намеченных механизмов стимулирования, в частности тенденция к занижению объемов плановых поставок сельскохозяйственной продукции. Вопреки решениям Пленума планы регулярно корректировались и исправлялись. Важное значение в контексте хозяйственной реформы имели решения сентябрьского (1965) Пленума ЦК КПСС. Суть реформы мыслилась как сочетание комплекса мер, призванных усилить экономические рычаги, расширить самостоятельность хозрасчетного звена (предприятия или организации), усовершенствовать централизованное планирование. Именно в процессе «косыгинской» реформы начался переход к новой административной централизации, упразднению совнархозов и восстановлению центральных промышленных министерств, ликвидированных Н.С. Хрущевым[89].

Главная цель реформы заключалась в повышении эффективности работы народного хозяйства, ускорении темпов его роста и на этой основе улучшении жизненного уровня населения. Генеральный замысел состоял в том, чтобы наряду с административными рычагами управления экономикой задействовать и экономические (прибыль, цены, финансы, материальную заинтересованность и др.).

Реформа 1965 г. предусматривала переход от территориального к отраслевому принципу управления, включению в действие товарно-денежных механизмов на основе расширения хозяйственной самостоятельности предприятий, стимулированию производства качественной продукции. Были созданы новые крупные государственные комитеты (Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике), отменено разделение партийных органов на промышленные и сельскохозяйственные. Предприятия получили некоторую автономию и самостоятельность.

Исходной идеей экономической реформы было положение о невозможности решать все народнохозяйственные вопросы из центра, чем и мотивировалась потребность в децентрализации. Оставались всего лишь пять директивно планируемых показателей: объем реализации продукции, основная номенклатура выпускаемых изделий, фонд заработной платы, прибыль и рентабельность, взаимоотношения с бюджетом.

Основными направлениями в экономической реформе 1965 г. были:

• попытка перевода предприятий на хозрасчет – метод хозяйствования, при котором доходы, получаемые предприятием от реализации своей продукции, должны покрывать и превышать его расходы на производство. В начале 1970-х гг. первым в республике на хозрасчет перешло Министерство автомобильного транспорта, которым с 1963 по 1984 г. руководил А.Е. Андреев. Так же в числе первых предприятий, переведенных в СССР на новую систему управления, был стеклозавод в городском поселке Костюковка (около Гомеля). Рабочие на предприятиях, перешедших на хозрасчет, получили право самостоятельно распоряжаться частью своей прибыли, использовать полученные от продажи продукции деньги на приобретение новой техники, материальное поощрение участников производства, улучшение условий труда[90];

• оценка работы предприятий не по выпуску валовой продукции, а по итогам ее реализации и полученной прибыли;

• Сокращение обязательных плановых показателей – вместо 100 определяемых государством, оставалось только 8, а остальные планировали сами предприятия;

• создание из части прибыли (10–12 %) фондов экономического стимулирования (материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства);

• внедрение элементов оптовой торговли непосредственно между производителями, т. е. без участия государственных структур, привыкших все планировать и распределять по лимитам;

• изменение системы заготовок сельхозпродукции (введен твердый план на пять лет для каждого колхоза, совхоза, района, области, республики), повышение закупочных цен (в 1,5–2 раза, а за сданную сверх плана продукцию вводилась 50 %-ная надбавка к цене), снятие ограничений на содержание скота в личных подсобных хозяйствах, увеличены поставки техники, а также введение пенсий и гарантированного уровня зарплат для колхозников[91].

Осуществление реформы дало стимул к развитию экономики. Восьмая пятилетка (1965–1970) по большинству показателей была выполнена. Валовая продукция промышленности БССР выросла на 79 % при плане 70 %. Опережающими темпами развивались отрасли, определявшие технический прогресс: химическая, особенно производство удобрений и искусственных волокон, приборостроение и электроника. Были построены крупные животноводческие комплексы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века"

Книги похожие на "Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Шиптенко

Сергей Шиптенко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Шиптенко - Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века"

Отзывы читателей о книге "Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.