» » » » Сергей Шиптенко - Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века


Авторские права

Сергей Шиптенко - Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века

Здесь можно купить и скачать "Сергей Шиптенко - Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Экономика, издательство ЛитагентКнижный мир2d9799e8-d22f-11e4-a494-0025905a0812, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Шиптенко - Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века
Рейтинг:
Название:
Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2017
ISBN:
978-5-9909394-4-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века"

Описание и краткое содержание "Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века" читать бесплатно онлайн.



Данная книга призвана, на основе исторических источников и материалов, дать объективную оценку процессов экономического развития Белоруссии за более чем полвека – от окончания Великой Отечественной войны и до наших дней. В этот период были заложивший основы социально-экономических отношений на современном этапе. Именно в эти годы были созданы или получили мощный импульс развития основные отрасли народного хозяйства Республики Беларусь, налажены торгово-экономические связи с различными регионами планеты, а также сформирована специфическая модель производственной культуры на белорусских предприятиях.

Провозглашение Белоруссии независимой и движение в этом направлении повлияло на структуру белорусской экономики, однако не изменило её сущности. Благодаря восстановлению экономических связей, налаживанию кооперации и тесному сотрудничеству со ставшими зарубежными партнёрами бывший «сборочный цех» Советского Союза в целом был спасён от деиндустриализации и сохранил естественную ориентацию на рынки традиционных партнёров, многим из которых остаётся лишь фантазировать на тему «возрождения» и изучать белорусский опыт.






Одной из самых острых проблем данного периода была жилищная. Поэтому в послевоенные годы в республике развернулось жилищное строительство. За годы четвертой пятилетки было построено 4247 тыс. кв. м. жилья в городах и 290,3 тыс. домов в сельской местности. Однако к 1950 г. жилищный фонд удалось восстановить только на 74,5 %, и потребности населения в жилье были еще далеко не обеспечены.

Глава 2

Попытки реформирования и социальной переориентации экономики в 1950-е – первой половине 1960-х гг.

Жители СССР, в том числе и БССР, с достаточным энтузиазмом взялись за выполнение задач по дальнейшему восстановлению народного хозяйства. Значительную роль в этом сыграли различные формы соцсоревнования, например, движение стахановцев и ударников, хотя в их организации присутствовали формализм и декларативность. Это позволило за годы восстановления создать в республике новые отрасли индустрии, расширить энергетическую и топливную базы – одно из важнейших условий успешного развития всего народного хозяйства БССР, увеличить производство строительных материалов и т. п. Значительные успехи были достигнуты в восстановлении предприятий легкой и пищевой промышленности. Возрождался железнодорожный, автомобильный и речной транспорт. Были отстроены вокзалы в Гомеле, Могилеве, Барановичах, Пинске, восстановлены железнодорожные линии, построены новые мосты.

Серьезные изменения произошли в индустриальном развитии областей Белоруссии. За годы восстановления индустрия БССР поднялась на более высокий, чем до войны, технический уровень. Вместе с тем в промышленности новая техника и производство внедрялись медленно, машины и механизмы использовались неудовлетворительно, дали о себе знать недостатки в организации труда, не полностью использовались резервы. Недостаточно быстро развивались отрасли, вырабатывающие промышленные товары народного потребления, важнейшие продукты питания. Последнее в значительной степени объяснялось отставанием сельского хозяйства, слабостью сырьевой базы. Помимо этого, из-за подчинения советской экономики плановому управлению, которое непосредственно осуществляла от имени трудящихся партийно-государственная власть в промышленности республики комплексная механизация не получила значительного распространения. Широко использовался ручной труд, который составлял 25 % даже на крупных предприятиях. Поэтому в числе первоочередных задач стояло ускорение научно-технического прогресса. Его необходимость понимали в руководстве партией и страной.

Промышленность и транспорт

В период восстановления народного хозяйства значительно изменилась структура промышленного производства. Снизился удельный вес преобладающих до войны легкой, пищевой и деревообрабатывающей отраслей, и увеличилась доля электроэнергетики, машиностроения и металлообработки.

Согласно официальной статистике, в 1949 г. объем промышленного производства достиг уровня 1940 г., а к концу пятилетки он возрос по сравнению с довоенным периодом на 115 %. Уровень 1945 г. в 1950 г. был превышен в 5,8 раза. Вошли в строй новые и восстановленные предприятия: станкостроительные заводы в Минске, Орше, Гомеле, Витебске, Минский автомобильный и велосипедный заводы, Волковысский цементный, Лидский завод сельскохозяйственных машин, Бобруйский деревообрабатывающий комбинат и др. При этом объем металлообработки за годы четвертой пятилетки вырос в 2,4 раза, а продукция машиностроения в 1950 г. в 8,9 раза превысила уровень 1945 г. и в 3,4 раза – 1940 г.[54] Машиностроение стало ведущей отраслью белорусской промышленности.

В 1955 г., когда в число действующих вступили все восстановленные и вновь построенные предприятия, уровень 1945 г. в промышленности БССР был превышен почти в 12 раз, а уровень 1940 г. – в 2,4 раза. Еще более динамично развивалась промышленность в Минске, где в 1950 г. промышленное производство по сравнению с довоенным почти удвоилось, а в 1955 г. довоенный уровень был превышен в 5,7 раза, уровень 1945 г. – почти в 24 раза[55]. Таких темпов развития промышленность Белоруссии не знала ни раньше, ни в последующем. Однако все эти показатели касались, прежде всего, тяжелой индустрии. Легкая и пищевая промышленность в 1950 г. не достигла объемов выпуска продукции 1940 г. Сельское хозяйство превзошло довоенный уровень производства только в середине 1950-х гг. Отставали энергетика и торфодобыча, слабо использовались средства, ассигнованные на капитальное строительство. Отставало от развития индустрии и материальное благосостояние населения.

Директивы по пятому пятилетнему плану (1951–1955 гг.), утвержденные XIX съездом КПСС, определили большие задачи в деле развития промышленности и транспорта Белоруссии. Предусматривалось увеличить валовую продукцию промышленности на 70–80 %, при этом преимущество отдавалось отраслям тяжелой индустрии.

Мощность электростанций увеличивалась в 2 раза, добыча торфа – в 1,5 раза. Планировался значительный рост отраслей, производящих товары народного потребления. Много внимания уделялось вопросам внедрения новой техники и передовой технологии, улучшению качественных показателей работы промышленности – на 50 %, в строительстве – на 55 %, а себестоимость продукции снизить на 20–25 %[56]. Взаимообмен предприятий передовым производственным опытом, широкое использование творческих починов новаторов Москвы, Ленинграда и других индустриальных центров, способствовали росту белорусской промышленности. Следует также отметить энтузиазм рабочих. На заводах и фабриках ширилось соревнование за лучшее использование новой техники, повышение производительности труда, экономию сырья и материалов. В 1952 году в промышленности, на стройках и транспорте Белоруссии соревновалось свыше 2,5 тыс. комсомольско-молодежных бригад, более 100 тыс. молодых рабочих являлись стахановцами. Широко известны были имена токарей Люблинского литейно-механического завода А. Жакдаровой и О. Агафоновой, по инициативе которых разгорелось соревнование за отличное выполнение каждой производственной операции, дежурного Минского отделения Западной магистрали П.Д. Судникова, разработавшего новаторский метод регулирования поездной работы и др. Движение новаторов ширилось среди работников автомобильного транспорта Белоруссии. К началу 1953 г. соцсоревнованием было охвачено 94 % производственных рабочих автотранспорта, на предприятиях трудилось более 3 тыс. стахановцев и ударников. Все это позволило, например. В 1952 г. выполнить план по перевозке грузов на 105,3 %, пассажиров – на 123,8 %, а также получена значительная экономия горючего. За 1954 г. в республике было создано и освоено свыше 150 новых типов машин, станков и приборов, объем валовой продукции в машиностроении увеличился на 34 %. При этом особенно возросло производство сельхозтехники. В 1954 г. промышленность республики увеличила по сравнению с прошлым годом выпуск сельскохозяйственных машин на 83 %, запасных частей для тракторов и сельхозмашин – на 54 %. «Гомсельмаш» освоил массовое производство силосоуборочных комбайнов и другой техники. В числе первых были коллективы станкостроительных заводов Минска и Гомеля, Минских инструментального завода имени В.П. Чкалова, вагоноремонтного завода имени А.Ф. Мясникова, Оршанского льнокомбината, Гродненского тонкосуконного и Витебского ковровоплюшевого комбинатов. Многие заводы и фабрики со значительным опережением выполняли свои пятилетние задания[57].

Ускорению роста производства способствовало движение за переход на скоростные более эффективные приемы труда. В 1955 г. на машиностроительных заводах республики насчитывалось свыше 2,5 тыс. рабочих-скоростников. На Минском подшипниковом заводе за 1955 г. на скоростное резание материала было переведено 82 станка, что позволило значительно поднять производительность труда. Однако нужно заметить, что погоня за количеством продукции зачастую приводило к снижению ее качества, увеличению брака на производстве.

БССР успешно выполнила пятый пяти летний план. За пятилетку вошло в строй около 1010 промышленных предприятий, в том числе 150 крупных предприятий государственной промышленности и более 200 средних и мелких. В их числе Минские подшипниковый завод, радиозавод, завод отопительного оборудования и канализационных труб, часовой завод, камвольный комбинат, Оршанский завод швейных машин, Витебская шелково-ткацкая фабрика, несколько крупных торфодобывающих предприятий, молочно-консервные заводы, мясокомбинаты. В 1950 г. в Минске началось строительство радиозавода, который освоил выпуск черно-белых и цветных телевизоров (теперь производственное объединение «Горизонт»). Значительно расширились производственные мощности действующих предприятий. В 1955 г. в республике насчитывалось 8,5 тыс. крупных и мелких промышленных предприятий, которые производили 84,6 % всей промышленной продукции. Кроме того, действовало 4,3 тыс. предприятий промысловой и потребительской кооперации, производящих, в основном, товары народного потребления.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века"

Книги похожие на "Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Шиптенко

Сергей Шиптенко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Шиптенко - Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века"

Отзывы читателей о книге "Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ–ХХI века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.