» » » » Теодор Моммзен - История римских императоров


Авторские права

Теодор Моммзен - История римских императоров

Здесь можно скачать бесплатно "Теодор Моммзен - История римских императоров" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Ювента, год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Теодор Моммзен - История римских императоров
Рейтинг:
Название:
История римских императоров
Издательство:
Ювента
Жанр:
Год:
2002
ISBN:
ISBN 5-87399-138-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История римских императоров"

Описание и краткое содержание "История римских императоров" читать бесплатно онлайн.








Варварство распространялось: свидетельством тому могут служить главным образом законодательные акты, которые в юридическом отношении уже изначально были грудой развалин, ведь теперь все делалось по указке Востока. Юридические источники дошли до нас в более полном виде, чем исторические, на Востоке мы видим новый расцвет в этих областях. Конечно, это осенние цветы, но и среди ремонтантов есть розы. Все это связано с Константином. И все же он использовал Константинополь в качестве резиденции, за вычетом времени на его строительство, всего семь лет.468Этого хватило, чтобы наложить определенный отпечаток на жизнь города и его будущее.

Если же мы перейдем к религии,469 то созданное им в этой области имеет большое значение. Великим государственным деянием это не было, да и он не был гением, каковое определение хотел бы за ним закрепить Буркхардт. Стал ли сам Константин христианином470 или нет, безразлично; его личные убеждения не столь важны. Константин начал с того [MH. III136], на чем остановился Диоклетиан, — с терпимости, и добрые две трети времени своего правления он опирался на нее. Это явственно показывают его монеты471, к сожалению, на них нет даты, но у нас есть монеты цезарей, восполняющие этот недостаток. Крисп стал цезарем в 317 г., в 326 г. он был казнен, Константин II стал цезарем в 323 г. Надписи на монетах Криспа явно свидетельствуют о язычестве, в качестве легенд на них стоят Soli invicto (конечно, Митре) и посвящение Юпитеру. На монетах Константина II нет этих языческих надписей, т. е. переход от язычества к христианству произошел около 322 г.

Затем в Юстинианском кодексе мы встречаем примечательное распоряжение об освящении воскресенья.472 Уже Август знал семидневную неделю473 по наблюдениям за планетами и их различному влиянию на историю человечества.474 С тех пор, еще со времен Республики, день Солнца был свят. День, посвященный Марсу, был неблагоприятен. У нас есть запись одного солдата, у которого все предсказания сбывались в понедельник.475Этот культ планет всегда был личным делом. И вот 3 марта 321 г. вышло распоряжение, чтобы в день venerabilis dies solis (почитаемый день Солнца, т. е. воскресение) все службы отдыхали, все ремесленники праздновали его, но сельскохозяйственные работы продолжались, поскольку погода не считается с такими постановлениями, tout comme chez nous (совершенно как у нас). Таким образом, это не имеет ничего общего с христианством, напротив, напрямую связано с культом Солнца, Митрой. Христиане просто очень ловко переняли этот обычай, как и многое другое, укоренившееся в народе.

К тому же году относится постановление,476 согласно которому, если в какое-либо место ударила молния, то должно последовать религиозное [MH. III137] искупление греха владельцем той земли; это Константин приказывает еще в 321 г.! Если же земля, в которую ударила молния, общественная, то искупление должен принести император. Гаруспик должно было отнять у частного владельца, частные жертвоприношения (sacrificia domestica) должны были остаться. Может быть, поэтому Константин И, который был ревностным христианином, говорит, что его отец запретил sacrificia.477Однако дело не в том, были еще разрешены и даже необходимы sacrificia publica, если Митру и Юпитера еще признавали.

И позднее Константин не до конца отрекся от язычества. Об этом у нас есть письменное свидетельство: один афинянин, очень высокопоставленный священник, совершил путешествие в Египет и благодарил богов за то, что ему было позволено увидеть то, что видел Платон, и заключает: «Платон был бы рад за меня». Эта мысль вполне христианская, только имя другое. Этот ученый был языческий богослов, путешествовавший по поручению Константина, т. е. он с одной стороны — христианин, а с другой — почитатель Платона.478

Итак, таково отношение императора к обеим этим религиям. Однако он находился между ними, примечательно сообщение о переходе Константина в иную веру. Говорят, он горько раскаивался в убийстве своей супруги и пытался искупить этот грех. Подобного рода искупления были в порядке вещей. Говорят, от язычников, объявивших его преступление неискупимым, что со всей очевидностью не соответствует истине, он получил отказ, христиане же, напротив, якобы сочувствовали ему [MH. III138] и утешали его тем, что Христос достаточно могущественен, чтобы искупить любое преступление. Эту историю, конечно, придумали христиане, но она показательна.479

При основании Константинополя к языческим храмам относились так же, как и к христианским. Были построены храм Кастора и Поллукса и храм богини Тихе,480 а рядом — две христианские церкви.481 И хотя эти храмы, возможно, были более древнего происхождения, их существование все равно терпели. Новый город не был освящен по христианскому обряду, но зато туда были приглашены оракулы. Когда корабли с зерном не пришли из Египта для снабжения Константинополя, Сопатера, любимого Константином неоплатоника, обвинили в колдовстве и казнили.482 Все эти истории, происхождение которых сомнительно, а правдоподобность очень спорна, все-таки имеют значение при оценке тех настроений.

То, что Константин в последние годы своего правления все больше и больше обращался к христианству, несомненно. У нас есть две монеты того времени, на которых нанесена знаменитая христограмма на ободке монеты, а также на шлеме императора, она спрятана, но отчетливо видна при ближайшем рассмотрении.483 Таким образом, это род тайного христианства, основанного на всеобщей терпимости. В том, что император в конечном итоге лично исповедовал христианство, сомневаться не приходится. Говорят, на смертном одре он был крещен Евсевием [MH. III139], — к великому огорчению ортодоксов, ибо Евсевий был злостным арианским еретиком. Однако поскольку он был одним из самых лживых писак, то позволительно усомниться в том, что крещение было на самом деле совершено.484 Это не лишено вероятности, но было бы совсем понятно, если бы к тому же призывались языческие боги.

Наряду с такой личной позицией Константина имела место еще попытка помимо распространения терпимости создать нейтральную почву для язычества и христианства, которая одновременно должна была стать позитивной религией. Мы видим, что это — внутреннее противоречие (contradictio in adiecto), и попытка эта должна была кончиться провалом. Раньше правительство стремилось сделать государство бесконфессиональным, потому что не существует религии, справедливой ко всем. Такую позицию занял эдикт о терпимости Лициния, в котором говорится, что такая терпимость была бы справедлива по отношению к высшему величию (summa sublimitas), т. е. отстаивается позиция господства церкви над религией, своего рода католическая церковь, которой одинаково милы и язычники, и христиане. У Евсевия485 сохранилась молитва солдата, в которой призывается бог, всеми признаваемый, без определенного намека на особую принадлежность к какой-либо религии. Освящение воскресенья связано с верой в то, что звезды влияют на людские судьбы. Но как богословы мирятся с тем, что императоров провозглашали divi? Как они мирятся с понтификатом императоров? Император еще и всегда Pontifex maximus, Евсевий называет его episkopos ton panton,486 верховным епископом, т. е. надсмотрщиком надо всей Империей, это перевод звания Pontifex maximus на греческий. Еще у нас есть очень примечательный календарь праздников для [MH. III140] Кампании,487 датируемый 387-м годом (т. е. еще 50 лет спустя после Константина): 13 мая и 13 октября празднуются праздники роз и сбора урожая, т. е. сезонные праздники, 1 мая и 25 июля — праздники очищения, 11 февраля — праздник Genius populi Romani (Гения римского народа), 3 января воздается хвала (vota) императору. Все это — праздники, которые может праздновать как язычник, так и христианин. Розы, вино и покровитель римского народа у всех одни и те же, но происхождение этих праздников все-таки языческое.

Константин много заботился о христианской церкви, он был, так сказать, самым главным придворным проповедником и держал длинные речи перед придворными. Эти речи (одна из них сохранилась488), с литературной точки зрения, были сомнительного качества. Здесь также сказывается его приверженность к морализаторству во всем, его педантичная натура, его склонность к регламентированию.

Такое привилегированное положение, которое христианство заняло во время его правления, остается в высшей степени удивительным. Оно сказывается уже в воспитании его сыновей, которое он доверил ревностным христианам, и тем самым создал перспективу будущего Империи, управляемой христианскими регентами. Личности воспитателей также достойны внимания, воспитателем Криспа был Лактанций489, и удивительно также то, что это происходило в то время, когда Константин еще не отошел публично от язычества, когда он еще велел чеканить монеты с надписью Юпитеру всеблагому и величайшему (Iovi optimo maximo). Лактанций был, как уже упоминалось, высокообразованным человеком, значительным писателем и, таким образом, посредником в примирении образования с христианством; кроме того, он был лоялен, безоговорочно предан императору и лоялен не таким отвратительным образом, как придворный поп Евсевий.490 То, что христианство может быть так связано с преданностью подданного, как у Лактанция [MH. III141], наверняка определило и этот выбор.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История римских императоров"

Книги похожие на "История римских императоров" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Теодор Моммзен

Теодор Моммзен - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Теодор Моммзен - История римских императоров"

Отзывы читателей о книге "История римских императоров", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.