» » » » Коллектив авторов - Экономика труда: краткий курс


Авторские права

Коллектив авторов - Экономика труда: краткий курс

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Экономика труда: краткий курс" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Экономика, издательство Издательство «Питер»046ebc0b-b024-102a-94d5-07de47c81719, год 2007. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Экономика труда: краткий курс
Рейтинг:
Название:
Экономика труда: краткий курс
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-91180-086-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Экономика труда: краткий курс"

Описание и краткое содержание "Экономика труда: краткий курс" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии кратко изложены основные вопросы, предусмотренные в Государственном образовательном стандарте по специальности «Экономика труда». С учетом объемного, многопланового характера курса его преподавание рассчитано на использование активных методов обучения и самостоятельное изучение студентами специальной литературы. Однако при подготовке к экзаменам студентам для повторения пройденного материала необходимо учебное пособие, где бы в сжатой форме были изложены основные вопросы учебной программы, выносимые на экзамен. Именно этим целям служит данное учебное пособие, предназначенное для студентов, обучающихся по направлениям «Экономика», «Менеджмент», «Социология» и другим.






Понадобилось около 100 лет с момента зарождения школы научного управления, чтобы до конца осознать правоту Генри Ганта, считавшего одной из наиважнейших задач менеджмента разрешение проблемы человеческого фактора.

При прогнозировании уровня традиционно понимаемой производительности труда человека, занятого операциями по физическому преобразованию окружающего мира в предметный, всегда (помимо владения профессией, специальностью с определенным уровнем квалификации) было необходимо учитывать следующие показатели:

1. Потенциально возможные мышечно-физические параметры человека (принадлежат человеку).

2. Фактические мышечно-физические усилия, которые проявляет человек при выполнении конкретно заданной работы в настоящий момент времени.

3. Уровень образования (интеллектуальной подготовки к выполнению данной работы) – затратный параметр со стороны государства и компании, который затем принадлежит человеку, принимая форму интеллектуального капитала личности и интеллектуального ресурса организации.

4. Максимальный набор потенциальных креативных способностей к созидательным действиям, которыми владеет данный специалист.

5. Фактически проявляемый уровень созидательных действий (творческой энергии) специалиста при выполнении конкретно заданной работы в настоящий момент времени.

Как видно из представленного перечня, 1-й, 3-й и 4-й параметры являются потенциальными возможностями специалиста, в то время как 2-й и 5-й параметры описывают те его действия, которые необходимы для решения экономических задач организации.

Рассмотрим общую схему влияния созидательной деятельности (творческой энергии) человека на производительность его труда.

Итак, наличие у человека совокупного мышечно-физического и интеллектуального потенциала не является достаточным условием проявления им созидательных действий в качестве специалиста. С экономической точки зрения следует говорить о созидательных действиях, которые он фактически проявляет на практике в данный момент времени для достижения поставленной цели. А это зависит от многих факторов. Выделим два основных направления их классификации:

• оперативная группа факторов;

• стратегическая группа факторов.

К оперативным факторам следует отнести трудоспособность субъекта, его социальное и психологическое состояние в текущий момент времени, а также организационно-структурные факторы, определяющиеся уровнем менеджмента организации и того подразделения, в котором данный исполнитель работает. Однако уровень созидательной энергии, влияющей на производительность труда исполнителя, в значительной степени зависит от того, как были решены и решаются в настоящий момент стратегические задачи (и на уровне предприятия, и на уровне государства) по созданию социальных условий и непрерывному развитию созидательного (творческого) потенциала личности. Это происходит в процессе обучения работника (переобучения, переквалификации и т. п.), создания комфортных условий на рабочем месте и в быту, обеспечивающих жизнеспособность работника и т. д.

Место и роль созидательной (творческой) энергии человека как основного источника повышения уровня производительности труда можно представить в виде логико-аналитической модели, изображенной на рис. 2.4. Из нее видно, что человек, являясь субъектом социально-экономических отношений, одновременно и накапливает (аккумулирует) свой интеллектуальный капитал, и генерирует (отдает) свою творческую энергию через совершение созидательных действий. Отсюда следствие: человек, находясь в той или иной социальной среде, способен повышать социальный уровень своих созидательных возможностей, которые затем через проявление (генерирование) творческой энергии увеличивают его производительность труда в материальной (производственной) сфере деятельности.


Рис. 2.4. Логико-аналитическая модель формирования и влияния созидательной (творческой) энергии человека на производительность его труда

Производительность труда, оцениваемая в соответствии с установленными (как правило, эмпирическим путем) нормами и нормативами, есть сложная функция затрат творческой (созидательной) энергии на производство экономического продукта того или иного вида. Но, как мы установили выше, она, в основном, формируется социальной средой. Если творческая энергия личности «черпается» из социальной среды, то ее расходование, или генерирование, обеспечивающее получение заданного продукта с требуемой производительностью труда, есть сложная функция от условий социальной среды, которая зависит от уровня развития культуры, науки, морали, нравственности и т. д. Таким образом, производительность труда, определяющая интенсивность преобразования природной среды в предметный мир, зависит как от степени дифференциации созидательной энергии между конкретными исполнителями, так и от ее последующей корпоративной интеграции.

В обобщенном виде все это еще раз подтверждает фундаментальное утверждение: духовный мир, формируемый в таких областях, как наука, культура, образование, нравственное воспитание, религия и т. п. (социальная сфера), через корпоративную творческую энергию субъектов связан с материальным миром (производственная сфера). Отсюда становится понятным, почему первые английские и американские топ-менеджеры пришли в конечном итоге к патерналистской идее повышения производительности труда, создавая, например, улучшенные социальные условия жизни рабочих. Это способствовало увеличению социальной составляющей творческой энергии исполнителей, тогда как многие годы до этого на уровне государственной власти считалось, что заботиться о быте рабочих, об их образовании и образовании детей рабочих не имеет смысла.

Производительность труда работника является функцией его созидательных действий, или творческой энергии. Она измеряется конкретным количеством произведенной работником в нормативно установленное время продукции, в то время как интеллектуально-креативные способности являются неотделимой собственностью работника (это, прежде всего, касается его интеллекта). С другой стороны, без отдачи работником творческой энергии, которую привычнее называть созидательными действиями, ни о какой производительности труда говорить не приходится.

В табл. 2.1 представлены отличия двух этих понятий, разделенные на особенности, присущие производительности труда как чисто производственному показателю и творческой энергии как показателю, отражающему нематериальность (духовность) осуществления производительного труда.

Таблица 2.1

Анализ отличий понятий «производительность труда» и «творческая энергия» человека

Из приведенных сравнений хорошо видна преобразующая природа производительности труда и духовная природа творческой энергии, без которой, однако, невозможны никакие преобразования окружающего мира. Их единство подтверждается и неразрывностью материально-финансовых и интеллектуально-креативных трудовых ресурсов, которыми располагает современное предприятие и которые определяют его экономическую устойчивость в условиях нестабильности рыночных отношений.

Управление материальными ресурсами является для предприятий наиболее привычным, вполне определенным и предсказуемым, в то время как управление трудовыми ресурсами связано с решением вопросов, в значительно меньшей степени поддающихся формализации и имеющих в большей своей части стохастический, неопределенный характер. Но эффективность управления материальными ресурсами зависит от эффективности управления трудовыми ресурсами, т. е. от того, насколько рационально построена работа с персоналом организации. Здесь также играет роль степень продуктивности используемой корпоративной и индивидуальной творческой энергии исполнителей.

Творческую энергию можно определить через коэффициент Кt, который обусловлен совершаемыми сотрудником изменениями (N) в том или ином виде деятельности за то время t, что характерно только для него. Условно коэффициент творческой энергии человека можно представить так, как показано на рис. 2.5.


Рис. 2.5. Графическое изображение определения творческой энергии сотрудников

Из рис. 2.5 видно, что чем больше tg а, тем выше творческая энергия, затрачиваемая человеком на выполнение заданной работы, которая выражается через достигаемые изменения в любом виде деятельности (материальные или духовные, т. е. нематериальные). По всей видимости, в действительности эта зависимость сложнее и более точно описать ее, как Kt(t) = dN / dt.

На практике уровень творческой энергии сотрудника нельзя определить по традиционным резюме, дипломам и тому подобным документам. Ее можно определять, например, предлагая сотрудникам одинакового уровня компетентности решить одни и те же тест-задачи, которые должны разрабатываться для каждой конкретной организации отдельно. Смысл тест-задач заключается в том, что они дают возможность не просто выявить профессиональную, социальную, психологическую или другую компетентность, а раскрыть творческий потенциал сотрудника, направленный на достижение того или иного конкретного экономического результата. В конечном итоге, тест-задачи, являясь комплексным, или корпоративным, инструментом экономистов, позволят максимально эффективно управлять трудовыми ресурсами предприятия или организации.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Экономика труда: краткий курс"

Книги похожие на "Экономика труда: краткий курс" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Экономика труда: краткий курс"

Отзывы читателей о книге "Экономика труда: краткий курс", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.