» » » Виктор Кузнецов - Психология взаимопонимания. Неправда, ложь, обман


Авторские права

Виктор Кузнецов - Психология взаимопонимания. Неправда, ложь, обман

Здесь можно купить и скачать "Виктор Кузнецов - Психология взаимопонимания. Неправда, ложь, обман" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Издательство «Питер»046ebc0b-b024-102a-94d5-07de47c81719, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виктор Кузнецов - Психология взаимопонимания. Неправда, ложь, обман
Рейтинг:
Название:
Психология взаимопонимания. Неправда, ложь, обман
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-388-00260-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология взаимопонимания. Неправда, ложь, обман"

Описание и краткое содержание "Психология взаимопонимания. Неправда, ложь, обман" читать бесплатно онлайн.



Неослабное внимание к проблемам межличностного понимания продиктовано, в частности, существованием такого социального феномена, как обман. Он бытует в самых разнообразных формах и оттенках. Мы пользуемся обманом, от него защищаемся, пытаемся его раскрывать, обманываем не только других, но и себя, не только с корыстной целью или из страха, но и спасая других под угрозой наказания. По сути, в этом мире обмана мы и живем. В книге рассмотрены виды, способы и инструменты обмана, выделены добродетельный и корыстный обман, обман умолчанием, самообман, описаны факторы, облегчающие и затрудняющие обман.

Книга может быть рекомендована в качестве дополнительного материала студентам, изучающим курс социальной психологии, а также адресована всем тем, кого интересуют проблемы психологии общения.






Основная причина несостоятельности оперирования средними цифрами состоит в том, что мы сопоставляем количество проданных сигарет с общим числом жителей города, а не с числом курильщиков, то есть принимаем неоднородную для данной цели исследования совокупность. В неё входят и все некурящие взрослые, и младенцы, что, безусловно, уменьшает среднее количество сигарет, приходящееся на курящих. Поэтому-то и нельзя делать какие-либо серьёзные выводы на основании средних данных.

Сбербанк объявляет, что в связи со сложившейся временно обстановкой процент по вкладам уменьшается на 20 %, но через квартал процент на вклады снова возрастает на 20 %. На первый взгляд, ситуация с процентами через квартал возвращается к прежнему уровню. Проверим. Если процентная ставка была 50 %, то при её снижении на 20 % она будет составлять 40 %. При повышении ставки через квартал на 20 % она будет составлять 48 %, а не 50, как было ранее. В чём же дело? За основу первоначального уменьшения процентной ставки взята ставка в 50 %, а при повышении взята ставка в 40, а не 50 %.

Ещё пример. Если администрация предприятия увеличила зарплату рабочим на 100 %, а затем уменьшила на 50 %, то зарплата вернётся к прежнему уровню. Утверждение администрации, что она всё же повысила зарплату на 50 %, будет софизмом. Через месяц рабочие сами в этом убедятся, а администрация будет в лучшем случае объяснять, что она ошиблась.

Пример из сферы производства. В Российской Федерации при расчёте коэффициента частоты производственного травматизма, то есть количества травм, приходящихся на тысячу работающих за определённый отчётный период, берётся среднесписочное количество работающих, то есть количество принятых на работу лиц, включая и находящихся в вынужденных отпусках без содержания, и больных. В США травматизм подсчитывается по методике, предложенной Десятой международной конференцией статистиков труда, принятой в 1962 году. В соответствии с этой методикой учитывается чистое время работников, находящихся на работе, то есть в условиях воздействия на них опасных и вредных производственных факторов. Таким образом, коэффициент частоты определяется как отношение числа несчастных случаев к числу отработанных человеко-часов всеми работниками, которые подвергались воздействию опасных факторов в течение определённого периода, не включая сюда потери человеко-часов этих работников от отпусков, прогулов, невыходов на работу по болезни и т. д. Такой подсчёт коэффициента частоты, безусловно, более объективно характеризует уровень травматизма, чем его подсчёт по методике Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Действительно, даже при равном количестве несчастных случаев и работающих коэффициент частоты в США будет больше, чем в России.

И последний пример обмана цифрами. На дверях продовольственного магазина висит объявление: «Пенсионерам скидка 5 %». Естественно, что такое объявление вызывает в пенсионерах чувство благодарности к владельцу магазина и желание приобщить его к славной когорте меценатов. Но какова ситуация в действительности? В магазине все продукты дороже, чем в соседних, на 10 %. Таким образом, продавая свой товар со скидкой в 5 %, владелец продаёт его на 5 % дороже, чем в соседних магазинах. Обман рассчитан на отсутствие у покупателей «отжившей» категории граждан информации о ценах в соседних магазинах и чувстве благодарности к этому «меценату» за понимание бедственного положения пенсионера. Стоило бы на дверях и витринах этого магазина вывесить объявление: «Не давайте обмануть себя в других магазинах, покупайте только у нас».

Интересен пример ошибки, которую можно было бы использовать в качестве инструмента обмана. Речь идёт о 2000 годе, который воспринимается благодаря трём нулям как начало столетия и тысячелетия. Но так ли это? Действительно, если считать этот год началом нового столетия и тысячелетия, то необходимо считать 1999 год последним годом столетия и тысячелетия, то есть принять, что в столетии 99, а не 100 лет. Таким образом, 2000 год – последний год уходящего столетия и тысячелетия, а первый год столетия и тысячелетия – 2001 год. Приведём анекдот. Алкаша спросили: «Почему новый век начался с 2001 года, а не с 2000-го?» На что он ответил: «Потому что новый ящик с водкой начинается с двадцать первой бутылки, а на двадцатой заканчивается предыдущий!»

Это только малая толика примеров манипуляций с цифрами. Способов обмана с их использованием очень много. Желающих познакомиться с ними мы отсылаем к учебникам по статистике, хотя, как остроумно заметил по этому поводу Марк Твен: «Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика».

4. Отражение обмана в языке

Многообразие обмана, его различных форм, инструментов отношений к нему со стороны обманщика и жертвы широко отразилось в языке. Поскольку чаще обман связан с насилием над личностью и утратой ею каких-либо ценностей, он характеризуется жертвой обмана резко отрицательно, как бессовестный, бесстыдный, бесстыжий, вероломный, гнусный, грубый, грязный, демагогический, дерзкий, дьявольский, жалкий, жестокий, злой, злонамеренный, злостный, изощрённый, коварный, лживый, лукавый, мелкий, мелочный, мерзкий, лицемерный, наглый, намеренный, несправедливый, ничтожный, подлый, постыдный, преднамеренный, предумышленный, страшный, унижающий, ужасный, хитрый, чудовищный.

Характерно, что эти оценки жертвами обмана с лёгкостью переносятся и на самих авторов обмана.

Такое же множество определений имеет и сам обманщик: симулянт, провокатор, оборотень, хамелеон, маска, проходимец, льстец, мошенник, авантюрист, аферист, карьерист, лицемер, плут, прохиндей, мерзавец, негодяй, подлец, грабитель, эксплуататор, вымогатель, интриган.

Слово «обмануть» также, как и «обман», имеет массу синонимов, которые кроме коренного значения его как корыстного действия содержат и иные смыслы, определяемые разнообразием жизненных ситуаций, возникающих между индивидуумами и отражающих многоликость этого действа: втереть очки, оставить в дураках, с носом, провести, обвести, бросить, кинуть, надуть, обдурить, одурачить, оболванить, околпачить, обжулить, нагреть, объегорить, облапошить, обставить, охмурить, обштопать, обвести вокруг пальца, обуть на обе ноги, прикинуться (больным, влюблённым, дурачком), притворяться, маскироваться, пускать пыль в глаза, кривить душой, играть комедию, отливать пули, заправлять арапа, морочить голову, напускать туману.

Разнообразна и современная лексика, заменяющая слова «обман» и «обманывать», у различных групп общества, создавших свой собственный сленг.

У молодёжи «обманывать»: петь Алябьева, прогнать балду, вертануть, вешать, гнуть, лепить горбатого, грузить, жбанить мозги, замутить, звездить, пихать ишака, кидать, кинуть, сыпать лапшу, обуть, парафинить, парить, взять на понт, гнать пургу/голландию, туфту (фуфло), тухнуть.

Обманщик: надувала, лгун, гонза, грузин, грузчик, динамо, залетчик, лепила, накольщик, процент, туфтарь, туфогон, туфлогон.

Существует специальный жаргон, применяемый в криминальной среде, который также не обошёл такие понятия, как «обман» и его различные модификации.

Обман– фуфло, фазан, лажа, макли, солнце в мешке, фонарь, шкек.

Обманывать, обмануть: буровить, бросить, выкрутить, гнать пульку, замазать глаза, захер-фокус, крутить, мацать, опорофинить, финтить, раскинуть темноту.

Обманщик: баламут, батало, базарило, бесогон, бурогон, кукольник, рыкло, чернушник.

Ложь: пурга, свисток, свист.

Симулировать: падать на крест, сакать, косить (на цингу, на смуряка), закасить, лашить, восьмерить, гнать гусей, замастырить.

Обман как представление о корыстном действии с различными оттенками отношения к нему как со стороны обманщика, так и со стороны жертвы получил широкое отражение в фразеологизмах, часть из которых мы приводим в каждой главе.

Мы рассмотрели активный обман, при котором обманывающий должен приложить определённые усилия, чтобы представить действительность в искажённом, но в правдоподобном виде, чтобы потенциальная жертва восприняла её как подлинную. Но есть и другой способ обмана – пассивный, при котором обманщик не сообщает то, что должен сообщить, скрывает из соображений безопасности. Такой вид обмана мы рассмотрим в главе III.

5. Высказывания об обмане

Я обманываю, значит – существую.

Приписывают Рене Декарту

Запомни: без обмана и насилия достичь великой цели невозможно.

Джонсон Бенджамин – английский драматург

Все люди рождаются правдивыми, а умирают обманщиками.

Люк Вовенарг

Обманут жизнью был во всём.
И ненавидя, и любя.

М. Ю. Лермонтов

Мир желает быть обманутым, так пусть его обманут.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология взаимопонимания. Неправда, ложь, обман"

Книги похожие на "Психология взаимопонимания. Неправда, ложь, обман" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Кузнецов

Виктор Кузнецов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Кузнецов - Психология взаимопонимания. Неправда, ложь, обман"

Отзывы читателей о книге "Психология взаимопонимания. Неправда, ложь, обман", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.