» » » Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие
Авторские права

Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Научная книга»5078daf4-9e1a-102b-b665-7cd09fa97345. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Общая психология. Учебное пособие
Издательство:
Литагент «Научная книга»5078daf4-9e1a-102b-b665-7cd09fa97345
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Общая психология. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Общая психология. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Данное учебное пособие ориентировано на студентов и преподавателей специальности «Психология». Оно представляет собой полный курс лекций по дисциплине «Общая психология». Здесь раскрываются такие темы, как история психологической науки, сознание, память, мышление, воображение. Авторы книги – дипломированные специалисты в области психологии. Это издание рекомендуется не только учащимся вузов, но и всем тем, кто интересуется этой наукой.






Н. В. Прусова, И. А. Пивоварова,Т. В. Ножкина

Общая психология

Учебное пособие

Тема 1. История психологической науки

1. Общая характеристика психологии как науки

XX в. явился одним из важнейших периодов в развитии психологии как науки, когда были созданы научные основы разработки важнейших проблем и, самое главное, был определен свой особый предмет изучения, специфические задачи и методы исследования. Созданы психологические институты, лаборатории, в учебных заведениях готовят психологов, проводятся психологические конгрессы, психологи объединяются в различные сообщества. Трудно назвать те области, в которых не была бы задействована психология, – ее огромное значение в настоящее время неоспоримо.

Психология как наука обладает только ей одной присущими качествами, отличающими ее от остальных дисциплин. Психология легко вписывается в систему проверенных знаний, но это скорее для тех, кто занимается ею специально, решая научные и практические задачи. А остальным психология знакома как система жизненных явлений, следовательно, она знакома каждому, ведь основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить как у самих себя, так и у других людей. Здесь проявляется все многообразие явлений в виде собственных ощущений, речи, мышления, воли, интересов, памяти, мотивов, потребностей, представлений, эмоций и т. д.

Именно в XVI в. впервые появился термин «психология», причем тогда он относился к особой науке, занимавшейся изучением т. н. душевных (психических) явлений, которые так или иначе легко обнаружить в собственном сознании, наблюдая за собой. В результате исследований психологов, уже позднее, в XVII–XVIII вв., психология включила в себя несознаваемые психические процессы (бессознательное), еще позже – деятельность человека.

Постепенно утрачивая свой первоначальный, узкий смысл, уже в XX в. психология рассматривает не только субъективные явления сознания, за ней остается традиционно только название. И только в XIX в. психология становится самостоятельной экспериментальной областью научных знаний. Психология прежде всего изучает психику человека и животных. Преломляя себя через ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек имеет возможность познавать мир во всем его многообразии. Все это относится к познавательным процессам. Говоря о психических свойствах и состояниях личности, нужно сказать о явлениях, регулирующих общение с людьми, которые непосредственно управляют действиями и поступками. Это потребности, мотивы, цели, интересы, воля, чувства и эмоции, склонности и способности, знание и сознание. Психология также изучает человеческое общение и поведение, механизм формирования и развития психических явлений. С помощью познавательных процессов человек проникает в мир творя его для себя с целью удовлетворения своих потребностей (материальных, духовных и т. д.). Для этого он совершает какие-то поступки, которые мы можем объяснить, понять, обратившись к понятию «личность». Именно общение и деятельность всегда будут объектом психологических исследований, т. к. психические процессы, состояния и свойства человека не могут быть осмыслены полностью, если не будут рассматриваться в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с обществом, природой.

Так называемая жизнедеятельность человека, а именно составляющие психических процессов, свойств и состояний, общений и деятельности, разделяются, несмотря на то что тесным образом связаны друг с другом и исследуются отдельно.

Психология изучает также и отношения между людьми в различных объединениях: больших и малых группах, коллективах. Что еще составляет предмет научного изучения в психологии?

В первую очередь это, конечно же, конкретные факты психической жизни, характеризуемые качественно и количественно. Допустим, исследуя процесс восприятия человеком окружающих предметов, психология устанавливает, что образ предмета сохраняет относительное постоянство даже при изменяющихся условиях восприятия. Имеются в виду качественные и количественные характеристики психологического факта. Научная психология, впрочем как и всякая другая наука, не может ограничиваться только описанием фактов. Необходимость диктует переход от описаний явлений к объяснению. А это значит, что будут раскрываться законы, которым подчиняются эти явления. Следовательно, предметом изучения в психологии, вместе с психологическими фактами, будут и психологические законы. Высвечивается некая закономерность: возникновение некоторых физических фактов, наблюдаемых всякий раз, когда для этого имеются соответствующие условия, т. е. закономерно. Приведенный выше пример относительного постоянства восприятия имеет закономерный характер (имеется в виду не только восприятие цвета, но и восприятие формы предмета. С помощью специальных исследований ученые доказали, что постоянство восприятия не дано человеку изначально, от рождения, оно формируется поэтапно и следует строгим законам. Говоря о постоянстве восприятия, мы имеем в виду прежде всего то, с чем сталкивается постоянно человек. Он не смог бы ориентироваться во внешней среде, если бы менялось его положение относительно окружающих его предметов. Произошло бы радикальное изменение картины видимого мира – предметы воспринимались бы искаженно. Закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром отражаются в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своего отношения к другим людям и к самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.

2. Душа как предмет исследования

Слово «психология» появилось в XVI в. в трудах западноевропейских мыслителей. В те времена психологии как отдельной науки еще не существовало. Психологами называли знатоков души, человеческих страстей и характеров. Научное же знание отличается от житейского тем, что оно, опираясь на силу абстракции общечеловеческого опыта, открывает законы, которые правят миром. Для естественных наук это очевидно, т. к. те явления, с которыми имеет дело психология, неизмеримо превосходят физические по сложности и возможностям познания. Напомним, что только в середине XIX в. психология из разрозненных знаний стала самостоятельной наукой, что, конечно же, не означает, что предшествующие эпохи представления о психике (душе, сознании, поведении) были лишены признаков научности. Они прорезывались в недрах естествознания и философии, педагогики и медицины и вообще в различных явлениях социальной практики.

Для современной науки о психической организации человека огромным подспорьем стали проблемы, осознанные веками в виде четко выстроенных концепций, что и очерчивает грани психологии. Дошедшие до нас письменные источники, принадлежавшие древнегреческим философам, свидетельствуют о том, что этот интерес отчетливо проявился уже тогда, когда интегрированная наука (не разделенная еще на отдельные науки философская мысль) пыталась проникнуть в тайны мироздания. В предпринимавшихся в то время философских попытках понять и осмыслить природу душевных явлений красной нитью проходила мысль о независимости души от тела, ее внематериальном происхождении. Вслед за этим возникли попытки натурфилософского истолкования души, т. е. ее понимания как материального явления, вместе с другими подобными явлениями логично вписывающегося во всеобщую материалистическую картину мира. Первые описания психики опирались на 3 основных начала: воду, огонь и воздух. Следовательно, все существующее на Земле должно было состоять из этих материальных начал, где основным считалось огненное начало, а самой душе приписывалась функция движения. Гораздо позднее это учение сменило другое глобальное учение – атомистическое, которое усовершенствовал древнегреческий ученый Аристотель, утверждавший в трактате о душе, что мир представлен множеством мельчайших неделимых частиц-атомов, которые обладают разной величиной и подвижностью. Атомы души, по его словам, – это наиболее мелкие и подвижные частицы. Именно с этого момента душа стала рассматриваться как материальный орган, который управлялся таким же материальным началом – духом (разумом). Трактат «О душе» Аристотеля можно рассматривать как одно из самых первых научно-психологических произведений. В те времена считалось, что душа присутствует везде, где есть движение и теплота. Система Аристотеля, в первую очередь взгляды на природу и происхождение души, конечно же, была несовершенна и противоречива. Пытаясь вобрать в себя и совместить материалистические и идеалистические представления о душе, она включила ряд представлений, которые в конечном счете привели к запрету на попытки научного исследования души человека, что отрицательно отразилось на развитии научной мысли, в т. ч. психологической. Возникшее учение анимизм (от лат. «анима») было основано в первую очередь на вере во всеобщую одухотворенность мира. Анимизм явился исторически первым учением о душе. Его основой выступило убеждение в том, что у всего существующего на Земле есть элементы души. Душа понималась как независимая сущность, отделенная от тела и способная управлять всеми живыми и неживыми предметами. Конечно, с помощью этой, безусловно, наивной позиции удавалось логично объяснять многие психологические явления, включая довольно сложные, например смерть и сон. В те времена считалось, что, когда человек умирает, его душа навсегда покидает тело, а когда он спит, она временно отсутствует, возвращаясь при пробуждении. Это связано в какой-то степени с анимизмом, верой в скрытый за видимыми вещами сонм духов (душ) как особых агентов, или призраков, которые и покидают тело с последним дыханием, а по некоторым учениям, например знаменитого философа и математика Пифагора, являясь бессмертными, вечно странствуют по телам животных и растений. Древние греки называли душу словом «псюхе», давшим имя науке психологии.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Общая психология. Учебное пособие"

Книги похожие на "Общая психология. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Ножкина

Татьяна Ножкина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Общая психология. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.