» » » Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие


Авторские права

Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Научная книга»5078daf4-9e1a-102b-b665-7cd09fa97345. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Общая психология. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Общая психология. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Общая психология. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Данное учебное пособие ориентировано на студентов и преподавателей специальности «Психология». Оно представляет собой полный курс лекций по дисциплине «Общая психология». Здесь раскрываются такие темы, как история психологической науки, сознание, память, мышление, воображение. Авторы книги – дипломированные специалисты в области психологии. Это издание рекомендуется не только учащимся вузов, но и всем тем, кто интересуется этой наукой.






Тема 2. Человек как объект психологической науки

1. Появление человека, формирование человека как общественного существа

Человек – существо, воплощающее высшую степень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, единство природного и социального. Понятие «человек» является сложным по своей природе и отражает качества, присущие людям как мыслящим личностям, отражает их общие свойства, формы существования и взаимодействия между собой.

Развитие психики животных представляет собой предысторию развития высшей ступени психики – человеческого сознания – явления, свойственного человеку разумному, т. е. индивиду, перешедшему грань между животным миром и миром самопознания. Формирование человеческого сознания, являясь длительным процессом, способствует складыванию феномена восприятия человеком действительности, феномена рефлексии, самооценки человека как мыслящего существа. Благодаря сознанию человек вскрывает причинно-следственные связи между явлениями, обладает свойством целеполагания и целенаправленного поведения в соответствии с выбранными целями и задачами. Сознание человека есть свойство высокоорганизованной материи – его мозга.

По мнению ряда авторов, сознание человека развивается главным образом в зависимости от условий общественной жизни. Ф. Энгельс рассматривает эволюцию человеческого рода именно как эволюцию сознания. По его мнению, сознание возникает в том случае, когда предок человека становится существом общественным и осознанно создает и использует орудия труда. По мнению Ф. Энгельса, именно труд сделал человека мыслящим существом, т. е. сформировал человека разумного, позволил человеческому стаду подняться на более высокую ступень развития и трансформироваться в человеческое общество. Воздействуя на внешнюю природу и изменяя ее в труде, человек изменял и самого себя.

Вопрос о том, как организм предков человека в связи с трудом совершенствовался и трансформировался в человеческий организм, впервые был раскрыт Ф. Энгельсом в его работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Здесь Ф. Энгельс поэтапно рассматривает формирование человеческого тела как вместилища сознания, объясняет причины трансформации человеческого организма как следствие изменения человеческих потребностей и дальнейшее формирование потребностей и развития человека в зависимости от того, как внешняя природа воздействует на человека. Так, например, он считает, что первым шагом в переходе от обезьяны к человеку было освобождение руки.

Рука принимала самое непосредственное участие во всех процессах жизнедеятельности предка человека. Спустившись на землю в поисках новых источников пищи, предки человека, в отличие от всех других животных, стали ходить на двух ногах и пользоваться руками. Именно руки стали ведущим приспособлением для изготовления орудий труда, сбора съедобных кореньев и ягод; постоянная практика сложных моторных движений руки накладывала отпечаток на строение кисти и в конце концов трансформировала кисть т. о., чтобы функциональные возможности соответствовали физическим: большой палец руки стал отстоять в сторону, а четыре пальца приобрели большую подвижность. Подобное строение руки позволяло приспособиться к самым разнообразным утонченным трудовым операциям.

Кроме того, в процессе коллективного труда возникла необходимость большего общения людей. Определенные звуки, наделяемые конкретным смыслом, постепенно трансформировались в зачатки человеческого языка, а затем – в развитую языковую систему.

Процесс совершенствования речевого аппарата сопровождался совершенствованием головного мозга человека. В коре головного мозга образовались речевые центры, возникала и оформилась вторая сигнальная система, являющаяся основной отличительной особенностью высшей нервной деятельности человека.

Таким образом, язык стал решающим фактором формирования и совершенствования человеческого сознания, где особенно большое значение имело развитие способности к абстрактному мышлению.

2. Роль сознания и мышления в жизни человека

Существенное отличие человека как вида от животных состоит именно в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически анализировать его и думать о будущем. Сознание является высшим уровнем отображения человеком действительности, особой системой взаимодействия с окружающей действительностью, особой рефлексивной способностью, которая характеризуется не только стремлением к познанию других психических явлений, но и самого себя как данности человеческого бытия. Сознание любого индивида уникально, но не произвольно и зависит в первую очередь от внешних и не зависимых от него самого факторов, прежде всего от социума, в котором существует человек, его особенностей, формы межличностных взаимоотношений, уровня развития общества в целом.

Сознание человека развивалось и изменялось в соответствии не столько с биологическими законами, сколько с законами социальными. Именно коллектив, общество формировали сознание. Сознание человеческого общества совершенствовалось по мере изменений форм общественной жизни. К. Маркс подчеркивал, что вне человеческого общества человек не может быть человеком и что социальные коммуникации детерминированы спецификой человеческих отношений, и чем богаче и разнообразнее эти отношения, тем ярче и глубже содержательная психическая жизнь человека. В частности, К. Маркс говорит о том, что историческое развитие сознания людей происходило в зависимости от способов производства, от изменения производственных отношений, от идеологии данного общества. Общественное сознание формировало сознание каждого индивида в зависимости от общественного строя. Общественное сознание есть система политических, философских, моральных, эстетических, религиозных взглядов того или иного общества. Индивидуальное сознание – это совокупность системы взглядов самого человека, его норм, правил и ценностей и общественного сознания.

Исторически развивались отдельные стороны и функции человеческого сознания. Так возникли и сформировались у людей свойственные только им специфические потребности, которых нет у животных. «Потребность – это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности»[1].

Под индивидом понимается не только стандартный «человек», но и человек, обладающий дополнительными характеристиками, присущими только ему как неповторимой личности. Индивидуальность содержит лишь те личностные свойства человека, такое их сочетание, которое делает данного человека неповторимым и исключительным в массе других людей, что отражается в его сознании.

По мере формирования и развития человеческого сознания изменялись и человеческие потребности, постепенно совершая качественно новый переход от биологических потребностей к высшим потребностям. Выделяют несколько высших потребностей человека: познавательные, социальные, моральные и др. Потребности позволяют человеку не только осуществлять жизненно необходимые процессы, но и развивать сознание и самосознание, совершенствовать себя как личность. Так, познавательные потребности совершенствуют интеллект человека, позволяют наиболее эффективно приложить свои знания, умения и навыки в различных сферах жизнедеятельности человека.

В процессе исторического развития и биологические потребности человека как существа социального качественно изменились. Исторически вместе с развитием мозга человека шло и развитие его органов чувств. По мере развития человека, совершенствования его умений качественно изменялись его восприятие и память. Человек сознательно воспринимает окружающую его действительность, пытается проникнуть в суть предметов и явлений, углубить свое понимание известных ему явлений и сознательно использует опыт других людей и продукты своих опытов в последующей жизнедеятельности. Человек не только сам сознательно запоминает новые потоки информации, но и пытается передать данную информацию другим людям.

Продуктом исторического развития является также и мышление человека, которое первоначально было тесно связано с элементарными трудовыми операциями. Первоначально человеческое мышление можно охарактеризовать как конкретно-практическое, но в дальнейшем мышление развивалось от конкретного к абстрактному и от практического к теоретическому. Именно в процессе непосредственного общения и трудовой деятельности шло развитие абстрактного и теоретического мышления. Постепенно из общих форм мышления складывалось логическое понимание и логический способ мышления, формы выражения мыслей. В дальнейшем начинают формироваться научное и творческое мышление. Научное мышление позволяет человеку не только глубоко и всесторонне осмысливать окружающую действительность, но и делать предположения, теоретические прогнозы на будущее, предполагать развитие тех или иных явлений действительности. При помощи мышления человек открывает существенные связи и отношения между явлениями, открывает и изучает законы природы и общественной жизни.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Общая психология. Учебное пособие"

Книги похожие на "Общая психология. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Ножкина

Татьяна Ножкина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Ножкина - Общая психология. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Общая психология. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.